Информационная среда и влияние сетевых технологий на развитие организаций

Информационная среда.Это понятие связано с понятием инфор­мационной работы в ее полном цикле. Информационная среда — это весь набор условий для технологической переработки и эффек­тивного использования знаний в виде информационного ресурса. К информационной среде относятся аппаратные средства, программное обеспечение, телекоммуникации, уровень подготовки кадров — специалистов и пользователей, формы стимулирования, контроля, методы и формы управления, документопотоки, процедуры, рег­ламенты, юридические нормы и т.д. Причем в информационную среду входит не только управляющая подсистема, но и объект. В информационную среду входят рассматриваемые как элементы еди­ной системы все факторы, воздействующие на информационные процессы и информационные системы в течение всего жизненного цикла от проектирования до использования.

Категория информационной среды означает новое понимание информационно-управленческого процесса и самой информации.

В результате массового использования Интернет-технологий в деятельности компаний в общеэкономической среде наблюдаются следующие изменения:

– формирование новых моделей ведения бизнеса (например, информационное партнерство);

– использование новых принципов управления бизнесом;

– появление новых правил успешного индивидуального поведения.
^ 1.6.1 Трехстороннее «информационное партнерство»
Трехстороннее «информационное партнерство»со своими поставщиками и заказчиками позволяет в условиях прямых и оперативных контактов через Интернет создавать связи, которые могут превращаться в сотрудничество, направленное на коллективный поиск путей повышения эффективности по всей цепочке от спроса до потребления, а также совместного использования полученных выгод.

Как только фирмы добиваются успехов в снижении их затрат и в повышении эффективности за счет капиталовложений в возможность вести свою деятельность через Интернет, то у них появляется заинтересованность, чтобы их постоянные партнеры сделали то же самое. Это стимулирует распространение использования Интернет-техноло-гий в экономике по всем звеньям производственно-технологических цепочек.

С внедрением Интернет-технологий в процесс функционирования компаний они получают принципиально новые способы для интеграции их операций с внешними организациями. При этом основными направлениями развития компаний становятся:

– аутсорсинг (outsourcing)4;

– уменьшение ее размеров;

– ее реинжиниринг;

– полное изменение содержания бизнеса.

В этих условиях целями большой компании должно стать ее превращение в своеобразный E-business коммутатор, который, как это видно из предыдущих примеров, во-первых, дает мелким фирмам стимул для использования Интернет-технологий, а также создает им среду для более дешевого мониторинга спроса и предложения. Целью небольшой фирмы в этих условиях становится доказательство своей жизненной необходимости для потенциальных партнеров. Компании, использующие данные инновации должны быть готовы допустить своих поставщиков и заказчиков к внутренним процессам своей работы, а также получить аналогичное понимание бизнес процессов своих партнеров. Все это создает совершенно новые стандарты на открытость и прозрачность компаний. В итоге Интернет усиливает тенденцию к разукрупнению экономических структур.
^ 1.6.2 Принципы менеджмента 5-го поколения
Принципы менеджмента 5-го поколения являются эффективнее традиционных, если на предприятии хорошо развиты следующие информационные технологии:

– связывание не начальника с подчиненным, а равноправных людей (людям должны обеспечиваться прямые контакты друг с другом);

– каждый сотрудник должен иметь доступ к любой информации о предприятии; должен быть обеспечен доступ к знаниям любого сотрудника предприятия; работой должны заниматься «команды», работающие либо над определенным проектом, либо с определенным заказчиком или классом клиентов; команды собираются из сотрудников разных отделов, или более точно из людей, компетентных в разных областях (в производстве, конструировании, финансах, рынках и т.д.);

– поддержание целостности предприятия за счет создания сети команд (эти команды, эти подразделения могут и даже должны быть в основном «потенциальными», чтобы предприятие всегда могло отреагировать на изменяющиеся внешние условия, новые замыслы или знания. В организации должна быть институциализирована готовность к изменениям);

– работа в режиме реального времени, которая включает в себя запараллеливание работ и итеративно-коммуникационную их организацию (вместо последовательной и кооперативной);

– создание технико-организационных условий для формирования «виртуальных» команд, члены которых могут находиться в различных географических точках.

Наши рекомендации