Проверочный расчет передачи
Условие контактной прочности передачи имеет вид .
Контактные напряжения равны
= ,
· где Zσ- коэффициент вида передачи, Zσ = 8400 для косозубой передачи,
KН - коэффициент контактной нагрузки,
KН = KHα KHβ KНV.
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями
KHα =1+ A (nст – 5) Kw =1+0.15(8-5)·0.293=1.13
где А = 0.06 для прямозубых и А = 0.15 для косозубых и шевронных передач;
Kw - коэффициент, учитывающий приработку зубьев.
При НВ2 < 350
Kw = 0.002НВ2 + 0.036(V – 9)=0.002·248.5+0.036(1.94-9)=0.201
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса
KHβ =1+ (K – 1) Kw,
где K - коэффициент распределения нагрузки в начальный период работы, определяемый по табл. 9.1 [1] в зависимости от коэффициента ширины венца по диаметру.
= 0.5 (u + 1)=0.5·0.4(4.5+1)=1.1
K =1.05 KHβ =1+(1.05-1)0.293=1.015
Динамический коэффициент определим по табл. 10.1 [1]
KНV=1.02
Окончательно получим
KH=1.13·1.015·1.02=1.17
Расчетные контактные напряжения
σH = =462.7 МПа
Допускается перегрузка по контактным напряжениям не более 5%, рекомендуемая недогрузка до 15%.Так как σH>σHP, выполним расчет перегрузки по контактным напряжениям:
σH =100 =100
Условия изгибной прочности передачи имеют вид sFj sFPj.
Напряжение изгиба в зубьях шестерни
,
где YF1 - коэффициент формы зуба;
KF - коэффициент нагрузки при изгибе;
Yb - коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба на его прочность (для косозубой передачи Yb= 0.52): Yb= 1 -
Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев: Yε =
Здесь εα – коэффициент торцевого перекрытия, который для нулевых передач приближенно определяют по формуле
εα = [1.88 – 3.2( + )] cos β
Напряжение изгиба в зубьях колеса
.
Коэффициенты формы зуба
YFj=3.47 + + 0.092 ,
где ZVj - эквивалентное число зубьев, для прямозубых передач ZVj = Zj, для непрямозубых передач ZVj = .
ZV1 = 42.7 ZV2 =192.3
YF1 = 3.47 + =3.78 YF2 =3.47 + =3.54
Коэффициент нагрузки при изгибе
KF = KFα KFβ KFV =1.45·1.041·1.03=1.55
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями
KFα =1+0.15(8-5)=1.45
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине колеса
KFβ = 0.18 + 0.82K =0.18+0.82·1.05=1.041
Динамический коэффициент при НВ2 < 350
KFV = 1+ 1.5(KHV – 1)=1+1.5(1.02-1)=1.02
Напряжения изгиба
sF1= 3.78·0.52· =293.9 МПа < σFP1
sF2= =255,8 МПа < σFP2
Допускается перегрузка по напряжениям изгиба не более 5 %, недогрузка не регламентируется.
Условия изгибной прочности передачи выполняются, поскольку sF1 sFP1 и sF2 sFP2.
Силы в зацеплении
Окружная сила Ft = 6866 Н
Распорная сила Fr = 2499 Н
Осевая сила Н
3. Расчет клиноременной передачи
Исходные данные
Крутящий момент на ведущем шкиве Т1 = 86,7 Н•м
Частота вращения ведущего шкива n1= 731,3 мин-1
Передаточное число u=4
Относительное скольжение = 0.015
Угол наклона передачи к горизонту 120
Тип нагрузки - Переменная
Число смен работы передачи в течение суток nc=2
Расчет передачи
1. Выбор ремня
По величине крутящего момента на ведущем шкиве выбираем ремень со следующими параметрами (табл. 1.3) [1]:
тип сечения - В ;
площадь поперечного сечения A=138 мм2;
ширина нейтрального слоя bp= 14 мм;
масса погонного метра ремня qm= 0,18 кг/м.
2. Диаметры шкивов
Диаметр ведущего шкива определим по формуле (1.3) [1]:
d1 = 40 = 40*3√86,7=177
Округлим d1 до ближайшего значения из ряда на с. 77 [1]: d1= 180 мм.
Диаметр ведомого шкива равен:
d2 = u d1 =4(1-0,015)*180=709,2
После округления получим: d2= 710 мм.
3. Фактическое передаточное число
uф = =710/180*(1-0,015)=4
4. Предварительное значение межосевого расстояния
= 0.8 (d1 + d2)=0,8(710+180)=712
5. Длина ремня
L = 2 + 0.5 (d1 + d2) + =2*712+0,5*3,14*(180+710)+(710-180)2/4*712=2919
Округлим до ближайшего числа из ряда на с.77 [1]:
L = 3000 мм.
После выбора L уточняем межосевое расстояние
= 0.25(L – W + )=0,25*(3000-1397,3+√(3000-1397,3)2-561800)=754
где W = 0.5 (d1 + d2)=0,5*3,14*(180+710)=1397,3
Y = 2 (d2 – d1)2=2*(710-180)2 =561800
6. Угол обхвата на ведущем шкиве
= – 57. = 180о-57,3о*(710-180)/754=139,7
7. Скорость ремня
V = =3,14*180*731,3/60000=6,8
8. Окружное усилие равно
Ft = =2000*86,7/180=963,3
9. Частота пробегов ремня
= =1000*6,89/3000=2,29
10. Коэффициент, учитывающий влияние передаточного числа на напряжения изгиба в ремне,
Cu=1.14 – =1,14-0,14/43,8=1,139
11. Приведенное полезное напряжение для ремней нормального сечения
= – – 0.001V2 =5,55/1,1390,09 - 6*141,57 / 1,139*180-0,001*6,82=3,589
12. Допускаемое полезное напряжение
[ ] = C Cp=2,17
где C – коэффициент, учитывающий влияние угла обхвата,
C = 1– 0.44 ln =1-0,44ln180o/2.17=0.837
Cp – коэффициент режима работы.
Cp = Cн – 0.1(nc – 1)=0.85-0.1(2-1)=0.75
Cн – коэффициент нагружения, Cн =0.85
13. Расчетное число ремней
Z = =963.3/2.17*0.95*138
=3.74≈4
где Сz - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между ремнями (табл. 3.3) [1], предварительно приняли Сz=0.95.
Расчетное значение Z округлим до ближайшего большего целого числа Z=
14. Сила предварительного натяжения одного ремня
S0 = 0.75 + qmV2=0.75*963.3/4*0.837*0.75+6.820.18=0.287
15. Сила, нагружающая валы передачи,
Fb = 2 S0 Z sin =2*287*4sin(2.17/2)=2.16
Расчет валов
Расчет тихоходного вала