Пример пользования графиками возможного увеличения грузоподъемности крана с расчаленной стрелой и методика расчета его грузоподъемности и усилий в расчалках
Пример пользования графиками
Краном МКГ-25 со стрелой длиной 32,5 м, с паспортной грузоподъемностью G1 = 10 т требуется поднять груз массой G2 = 16 т.
Необходимо найти угол наклона плоскости расчалки к горизонту и расстояние от шарнира стрелы до центра заложения якорей.
По графику на рис. 33 для крана МКГ-25 со стрелой длиной 32,5 м находим, что максимальная величина угла наклона плоскости расчалки к горизонту равна 15°, а расстояние от шарнира стрелы до центра заложения якорей не менее 123 м.
Расчет грузоподъемности крана с расчаленной стрелой
В основу определения грузоподъемности крана с расчаленной стрелой положено условие равенства усилий, возникающих в элементах конструкции стрелы крана при эксплуатации его с расчаленной стрелой и в обычном режиме.
Графоаналитический способ расчета
Предварительно грузоподъемность крана с маневренной расчаленной стрелой G2 на минимальном вылете крюка определяют по формуле
G2 = G1 (12)
где G1 - паспортная грузоподъемность крана при обычном режиме работы на минимальном вылете крюка, т;
a0 - угол между осью стрелы и стреловым полиспастом, град;
b - угол между осью полиспаста расчалки и осью стрелы, град;
g - угол между осью грузового полиспаста и осью стрелы, град.
По полученной грузоподъемности составляют расчет стрелы на прочность по общепринятой методике. Он должен подтвердить наличие требуемых запасов прочности конструкции стрелы.
Величину углов a0 и g определяют из конструктивных параметров крана при его работе в обычном режиме. Угол b определяют с учетом расстояния от шарнира стрелы до центра заложения якорей.
Величины углов между осью крана и осью стрелового (a0) и грузового (g0) полиспастов на минимальном вылете крюка кранов различных моделей приведены в табл. 1.
Таблица 1
Углы между осью стрелы крана и осью стрелового (a0) и грузового (g0) полиспастов на минимальном вылете крюков кранов
Модель крана | Длина стрелы, м | Угол a0, град | Угол g0, град |
МКГ-20 | 12,5 | ||
22,5 | |||
32,5 | |||
МКГ-25 | 12,5 | ||
17,5 | |||
22,5 | |||
27,5 | |||
32,5 | |||
СКГ-30 | |||
СКГ-40 | 17,5 | 12,5 | |
12,5 | |||
12,5 | |||
СКГ-50 | |||
СКГ-63 | |||
Э-1252 | 12,5 | ||
СКГ-100 | |||
Графический способ расчета
Графический способ расчета усилий при подъеме груза краном с расчаленной стрелой показан на рис. 47.
Этот способ расчета при минимальном вылете крюка дает результаты, совпадающие с вычисленными по формуле (12).
При выполнении расчета графическим способом следует вычертить в масштабе кран с необходимым вылетом крюка. Затем к оголовку стрелы приложить вычерченный в масштабе вертикальный вектор - усилие , равное массе груза на данном вылете крюка плюс половина массы стрелы с грузовым полиспастом 0,7g, т.е. = G1 + 0,7g, где g - масса стрелы крана, т.
Рис. 47. Схема крана для графического расчета усилий в системах крана
Из конца этого вектора необходимо отложить вектор - усилие в сбегающей нитке грузового полиспаста (Sсб1). Из конца вектора Sсб1 проводят прямую, параллельную оси стрелоподдерживающей системы, до пересечения с осью стрелы. Отрезок на оси стрелы от ее оголовка до точки пересечения с прямой, параллельной стрелоподдерживающей системе, равен сжимающей стрелу нагрузке (S). Из конца вектора S, проводят прямую до конца вектора суммы + Sсб2 где = G2 + 0,1g, Sсб2 - усилие в сбегающей нитке грузового полиспаста. Эта прямая определяет направление и величину усилия в полиспасте расчалки (Sp). Полученный построением угол b является минимально допустимым для подъема груза G2.
Величину расчетного усилия в ветвях расчалки определяют графическим или аналитическим способами при расположении горизонтальной проекции оси стрелы на биссектрисе угла между ветвями неманевренной расчалки и на биссектрисе центрального угла сектора обслуживания (т.е. для ветвей расчалки, расположенных симметрично относительно оси стрелы), для маневренной системы расчаливания
(13)
При использовании двухветвевой расчалки усилие в одной ее ветви
(14)
где 2y - угол между ветвями неманевренной расчалки или центральный угол сектора обслуживания при маневренной расчалке, град.
Величину центрального угла y сектора обслуживания определяют из формулы
2y = arctg град, (15)
где a - расстояние между центрами якорей ветвей расчалки, м;
b - расстояние от оси вращения платформы крана до линии, соединяющей центры якорей ветвей расчалки, м.
Натяжение ветвей расчалки при повороте платформы крана с маневренной расчаленной стрелой в секторе обслуживания изменяется по закону:
, (16)
где Sa - натяжение ветви расчалки, в сторону которой производится поворот платформы крана, тс;
Sb - натяжение ветви расчалки, от которой происходит поворот платформы, тc;
j - угол поворота платформы крана от биссектрисы центрального угла сектора обслуживания, град.
Величины Sa и Sb определяют расчетным путем для всех значений угла поворота платформы крана (j) в секторе обслуживания с интервалом j = 5 + 10°.
Канаты и полиспасты ветвей расчалки подбирают по максимальным значениям величин Sa и Sb.
Длину каната каждой из ветвей маневренной системы расчаливания определяют по формуле
м, (17)
где к - количество ниток каната в ветви расчалки, шт.;
q - угол, образованный горизонтальной плоскостью и плоскостью системы расчаливания, град;
q = 90-(b + g);
ln - длина полиспаста ветви расчалки, м;
n - кратность полиспаста ветви расчалки;
m - запас на привязку, принимаемый 10-12 м.
Длину одноветвевой расчалки крана с неманевренной стрелой определяют графическим построением или из уравнения
м. (18)
Длина двухветвевой расчалки
м. (19)
где h - отметка установки корня стрелы, м;
m - запас на привязку, принимаемый 10-12 м;
q - угол наклона расчалки к горизонту, град.
Устойчивость крана от сдвига горизонтальной силой, возникающей при отключении стрелоподдерживающей системы, в направлении расчалки проверяют из условия обеспечения необходимого коэффициента трения между гусеницами крана и опорной поверхностью.
f³ (20)
где f - необходимый коэффициент трения между гусеницами крана и опорной поверхностью (величины расчетных коэффициентов сухого трения для различных соприкасающихся поверхностей приведены в табл. 2);
h - коэффициент запаса (h = 2);
Gкр - масса крана, т;
S - сжимающее стрелу усилие при работе крана с расчаленной стрелой, определяемое графический построением или по формуле
тс (21)
Устойчивость крана от сдвига обеспечивается в случае, если фактический коэффициент трения будет не менее определенного по формуле (20).
Таблица 2
Коэффициент трения для различных соприкасающихся поверхностей
Соприкасающиеся поверхности | Коэффициент трения |
Дерево по дереву | 0,4 |
Дерево по грунту | 0,5 |
Дерево по бетону | 0,5-0,6 |
Дерево по стали | 0,6 |
Сухой песок по стали | 0,5 |
Сухой песок по бетону | 0,7 |
Влажный песок по бетону | 0,65 |
Влажный песок по стали | 0,4 |
Песок, насыщенный водой, по стали | 0,35 |
Песок, насыщенный водой, по бетону | 0,45 |
Сталь по бетону | 0,35-0,45 |
Сталь по стали | 0,15-0,20 |
Сталь по льду | 0,027 |
Приложение 4