Экономия от увеличения ресурса лампы (почти в 2 раза)
При работе лампы ДНаТ с электронным ПРА (ЭПРА) срок службы лампы значительно увеличивается за счет более щадящих пускового и рабочего режимов эксплуатации лампы, ограничения максимальной мощности на лампе на протяжении всего срока ее службы независимо от значения питающего напряжения сети.
По данным статистики эксплуатирующая организация производит замену лампы ДНаТ в среднем один раз в три года по причине ее выхода из строя. Таким образом, установка в светильник ЭПРА позволит сократить очередную замену лампы, что позволит менять лампу уже не раз в три года, а раз в пять лет.
Общие затраты на замену всех ламп составят:
S5.1 = 75,68*Nламп + 350*N150 + 450*N250 |
где:
Nламп – количество ламп (14 701 шт.);
75,68 – стоимость замены лампы (руб.)
N250 — количество лампа ДНаТ250(шт.);
N150 — количество лампа ДНаТ150(шт.);
350 – стоимость лампы ДНаТ150 (руб.);
450 – стоимость лампы ДНаТ250 (руб.).
S5.1 = 75,68 (руб.) * 14701 (шт.) + 350 (руб.) * 9738 (шт.) + 450 (руб.) * 4963 (шт.) = 6 754 221,68 руб.
При увеличении ресурса лампы в пересчете на год затраты по замене ламп уменьшаться на величину:
S5 = (1/3 – 1/5) * S5.1 |
S5 = 900 562,89 руб.
Экономия:
Общая экономия от внедрения 188 ИП и 14 701 ЭПРАН в год составит= 16 437 660,3998 руб.
В том числе:
Экономия на электроэнергии = 13 737 107,0698 руб.
Экономия на эксплуатации = 2 700 553,33 руб.
Примерные затраты:
Оборудование ЭПРА150 (9738 шт) = 22 786 920,00 руб.
Оборудование ЭПРА250 (4963 шт) = 12 407 500,00 руб.
Работы по замене ЭПРА (14 701 шт) = 2 997 239,88 руб.
Оборудование ИП (188 шт) = 26 884 000,00 руб.
Работы по установке ИП (188 шт) = 165 816,00 руб.
Оборудование и ПО ЦДП (1 шт) = 130 000,00 руб.
Общие затраты = 65 371 475,88 руб.
Затраты в пересчете на 1 светоточку = 4 446,73 руб.
Срок окупаемости:
Только за счет электроэнергии = 4,76 года
Общая окупаемость = 3,98 года
Примечание:
*При ежегодном росте стоимости электроэнергии срок окупаемости уменьшаться пропорционально величине роста.
6. Энергосервисный контракт – возможное направление развития.
На сегодняшний день новым направлением деятельности предприятия является энергосервисный контракт.
Согласно букве закона (ФЗ №261) ЭСКО (энергосервисный контракт) это вид услуги, при котором энергосервисная компания за свой счет или за счет клиента проводит энергосберегающие мероприятия – устанавливает оборудование, замеряет показатели приборов учета до и после, фиксирует экономию и делит экономию с заказчиком.
То есть, с одной стороны, это такой генподрядчик по энергоэффективности, который выполняет весь комплекс работ, начина от первоначального измерения энергосберегающего эффекта, заканчивая моментом, когда заказчик «поймал» экономию. А раз это генподрядчик, то он должен в полной мере обладать проектно-инженерно-строительной компетенцией.
С другой стороны, ЭСКО (в классическом варианте) реализует энергосберегающие мероприятия за свои или заемные деньги, ожидая, когда заказчик начнет экономить энергоресурсы и поделиться с ним частью этой экономии. С этой точки зрения, ЭСКО – это инвестиционная компания, которая должна уметь привлекать «длинные» деньги и эффективно управлять рисками проекта. Как правило, энергосервисный контракт заключается на срок от нескольких месяцев до нескольких лет.
Соответственно, ЭСКО – это форма долгосрочных контрактных отношений, которая налагает рад серьезных требований на всех участников процесса – заказчика, энергосервисную компанию, банки и поставщиков оборудования.
Основное преимущество ЭСКО – сохранение средств заказчика, поскольку внедрение энергосберегающих технологий осуществляется за счет средств самой ЭСКО. Это особенно актуально для предприятий бюджетной сферы, где собственные средства крайне ограничены и нет возможности тратить «кровные» на порой очень не дешевые энергоэффективные технологии. Это открывает путь к крупномасштабным инвестициям в энергосберегающие технологии. Механизм ЭСКО позволяет решить вечную проблему российского ЖКХ – отсутствие достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации энергетического хозяйства.
Вторым преимуществом ЭСКО можно назвать доступ заказчика к современным энергосберегающим технологиям, поскольку ЭСКО не только «меняет лампочки», но и привносит с рынка свое понимание тепло-, водо- и электросберегающих технологий, к которым у заказчика до этого не было никакого доступа.
Наконец, при внедрении энергосбережения, ЭСКО «насаждает» культуру энергосбережения, и заказчик учится относиться бережно к потреблению энергии. Зачастую ЭСКО включает в себя постановку единой информационной системы измерения потребления энергоресурсов, при которой заказчик в постоянном режиме отслеживает потребление энергоресурсов и имеет возможность управлять своим потреблением.
В РФ огромный потенциал для энергосервисных контрактов и , в первую очередь, на уровне региональных и муниципальных коммунальных хозяйств. По механизму ЭСКО могут быть проведены почти все энергосберегающие технологии, начиная от внутридомового освещения, заканчивая установкой частотно-регулируемых приводов. В тех случаях, когда предполагаемый эффект от энергосбережения не поддается прямому измерению – реконструкция теплотрасс – применение механизма ЭСКО затруднено. Во всех других случаях, ЭСКО можно и нужно применять.
ЭСКО – это совокупность долгосрочных контрактных отношений, в которую связаны как минимум 3 субъекта – заказчик (муниципалитет, промышленное предприятие и т.п.), ЭСКО, кредитное учреждение (банк, инвестиционный фонд), поставщик оборудования. Чтобы схема ЭСКО заработала в российских регионах, необходимо четкое соблюдение всеми сторонами контрактных условий. Как известно, в РФ нет устоявшейся культуры контрактного права, у нас не привыкли четко следовать тому, что написано в контракте, а тем более если этот контракт длиннее 3-х страниц. Но в процессе установки энергосберегающих технологий есть обязательные стадии, которые надо не просто пройти, но и отразить в контракте(ах), во избегании недоразумений и разночтений. Например, фиксация экономического эффекта от мероприятий требует наличия приборов учета, четкого регламента их обслуживания и быстрой их замены в случае поломки. Это все должно быть описано в энергосервисном контракте, иначе заказчик и подрядчик могут долго спорить о том, достигнут ли эффект или нет.
Разумеется, реализации ЭСКО должен предшествовать процесс установки приборов учета, особенно это касается тепловой энергии.
По оценкам, основной эффект от энергосбережения в РФ будет достигнут в тепловой энергии, а между тем, приборами учета тепловой энергии оборудовано не более 10% домохозяйств и зданий. Массовое отсутствие приборов учета может стать существенной преградой для внедрения энергосервисных контрактов в РФ.
Третьим препятствием может стать не готовность банковского сообщества. Банк кредитуя ЭСКО, должен фактически акцептовать предполагаемый эффект и программу мероприятий, т.е. должен разбираться в энергосбережении и энергосберегающих технологиях. Однако, российские банки пока не могут похвастаться наличием достаточной инженерной компетенции. Выходом из этого положения может быть аккредитация при банках технических агентов – инжиниринговых фирм – проводящих техническую экспертизу ЭСКО. Такая система давно уже работает при Мировом банке и ЕБРР.
В ближайшее время будут выпущены «Положение о требованиях к условиям государственных (муниципальных) энергосервисных договоров (контрактов)…...». В частности, вводится механизм определения цены ЭСКО, механизм определения плановой и фактической экономии от энергосберегающих мероприятий. Тем не менее, в проекте положения отсутствует механизм определения и предоставления гарантий как со стороны государственного заказчика, так и со стороны ЭСКО. Между тем, как и было отмечено, ранее, чем четче прописана система взаимных гарантий в контракте, тем эффективнее контракт. На региональном и муниципальном уровне должны быть запланированы гарантии для ЭСКО и эти гарантии должны быть четко отражены в бюджетах регионов и муниципалитетов.
Для эффективной реализации ЭСКО «на местах» потребуется создать систему исполнения таких контрактов, которая должна включать:
ответственного сотрудника от каждого муниципального предприятия,
механизм измерения текущего уровня энергоэффективности,
процедуру совместной работы с ЭСКО на объекте, включая юридический и технологический алгоритмы устранения противоречий
методику приемки результатов работ по энергосервисному контракту
и наконец, постоянный мониторинг энергоэффективности объекта после завершения контракта с ЭСКО.