Влияние жизненного цикла продукта на стратегические решения.

Можно выделить три уровня влияния жизненного цикла продукта на стратегические решения фирмы. Первый уровень - это уровень стратегии поведения фирмы. В данном случае фаза, на которой находится продукт, влияет на выбор стратегии поведения фирмы в среде: возьмет ли она курс на диверсификацию или же на расширение рынков либо же, наоборот, выберет стратегию сокращения. Хотя продукт оказывает существенное влияние на выбор стратегии фирмы, необходимо помнить, что помимо продукта имеется еще несколько мощных факторов, определяющих выбор стратегии фирмы.

Второй уровень стратегических решений связан собственно с самим продуктом и касается того, что делать с этим продуктом, какие изменения вносить в его производство, что менять в содержании продукта и т.п. Например, по отношению к продукту, находящемуся в фазе зрелости, могут быть применены следующие стратегии:

1. продвижение марки продукта: интенсивная реклама марки, разработка более привлекательной упаковки, расширение сопутствующих услуг, концентрация усилий на закреплении уже сложившихся покупателей, а не на привлечении новых;

2. увеличение разнообразия и вариантности продукта: внедрение множества различных деталей оформления, различного дизайна, разных расцветок, поиск и использование оригинальных и исключительных форм, отличительной упаковки, а также многовариантность вспомогательных комплектующих деталей;

3. повышение престижности продукта: улучшение его качества, использование престижных марок и упаковок, повышение и удержание цены на высоком уровне, предпочтение малого объема продаж на рынках, на которых клиенты готовы покупать по высокой цене, большому объему продаж по низким и умеренным ценам на массовых рынках;

4. повышение доступности продукта: расширение сети продаж, использование различных систем торговли, использование непрестижных марок, позволяющих продавать товар по низкой цене, расширение систем обслуживания, создание упрощенных моделей и т.п.

Третьим уровнем стратегических решений, связанных с прохождением продуктом отдельных фаз жизненного цикла, являются маркетинговые стратегии. Данные стратегии определяют то, как должна работать маркетинговая подсистема фирмы на различных фазах жизни продукта. Подробно эти стратегии описаны в учебниках по маркетингу.

Стратегии концентрированного роста. (Ситуации эффективного использования???) Это стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают 3 других элемента. В случае следования этим стратегиям, фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый не меняя при этом отрасли. Фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке, либо перехода на новый рынок.

Выбор стратегии. Происходит выбор альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Факторы, влияющие на стратегический выбор - риск, прошлые стратегии, время.

Вопрос 28. Роль логистики в современном бизнесе.

Логистика — часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.

Материальный поток (МП) - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции или функции и которые связаны с физическим перемещением в пространстве (погрузка, разгрузка, перевозка, затаривание продукции, разукрупнение и т. п.).

Под материальными ресурсами (MP) понимаются предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, сборочные единицы, топливо, запасные части, предназначенные для ремонта и обслуживания технологического оборудования и других основных фондов, отходы производства.

Логистическая функция-это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию цели логистической системы.

Ключевые функции логистики:

· Поддержание стандартов качества производства готовой продукции и сопутствующего сервиса;Управление закупками;Транспортировка;Управление запасами;Поддержка производственных процедур;Информационно-компьютерная поддержка;Управление процедурами заказов.

Поддерживающие функции логистики:

· Складирование;Грузопереработка;Защитная упаковка;Прогнозирование спроса на готовую продукцию и расхода материальных ресурсов;Поддержка возврата товара;Обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом;Сбор и утилизация возвратных доходов.

Логистические системы-это совокупность логистической сети и системы администрирования формируемая компанией для реализации своей логистической стратегии.

Элемент звена логистической системы – это функционально-обособленный объект неподлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках решаемой задачи, анализа и синтеза логистической системы выполняющий локальную целевую функцию.

Виды логистических систем:

I. Микрологистические системы относятся к определенной организации бизнеса и предназначенные для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков в процессе производства или снабжения и сбыта:

· Внутренние;

· Внешние;

· Интегрированные.

II. Мезологистические системы – интеграция в одну систему нескольких фирм одной отрасли или фирм образующих международные системы Транснациональные компании).

III. Макрологистические системы – рассматривают глобальные проблемы управления потоковыми процессами:

1. По уровню глоболизации:

· Государственные;

· Межгосударственные;

· Трансконтинентальные.

2. По административно-территориальному:

· Городские;

· Районные;

· Республиканские.

3. По объектно-функциональному признаку:

· Отраслевые;

· Ведомственные;

· Военные;

· Информационные;

· Институциональные.

Миссия логистики

Обеспечить получение продуктов и услуг там, где они необходимы, тогда, когда они требуются.Логистика предприятия есть интегрированный процесс, при­званный содействовать созданию потребительной стоимости с наименьшими общими затратамиВнедрение методов интегрированного логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить товарно-материальные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить логистические издержки, обеспечить наиболее полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сопутствующего сервиса.

Наиболее ярко это проявляется не только в межфункциональной координации внутри фирмы, но и преодолением межфирменных, межотраслевых границ в эффективных интегрированных логистических цепочках.

Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются:

1. Новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия.

2. Реальные перспективы и тенденции по интеграции участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей.

3. Технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для управления всеми сферами производственно-коммерческой деятельности.

Факторы, влияющие на разработку и использование логистических моделей в Россиской Федерации:

· Революция в информационных технологиях;

· Повсеместное распространение философии TQM( тотальное управление качеством);

· Рост партнерства и стратегических союзов;

· Структурные изменения в организациях бизнеса.

Основными факторами препятствующим становлению логистических компаний в России, является острая нехватка современных складских терминалов.

Логистика в туризме - наука о планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Из этого определения следует, что логистика является системой, содержащей функциональные области, каждая из которых решает определенные проблемы. В состав системы входят:

1. Информация - планирование туров, обработка заказов, прогнозирование спроса.

2. Перевозка туристов - выбор вида транспорта и компании-перевозчика.

3. Кадры, обслуживающие туристов. Важный составной элемент системы логистики.

4. Обслуживающее производство - подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю. Производственные мощности и экономическая приспосабливаемость туристского предприятия имеют актуальное значение для функционирования логистической системы.

Вопрос 29. Сущность и современные проблемы инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Новация - новшество, невведенное в производственный процесс. Инновация - нововведение, имеющее практическое внедрение в производственной деятельности. Принципы возникновения инновационного менеджмента:

· спонтанность создания новых изделий;

· потребность выработки методов, с помощью которых можно управлять нововведениями и ускорить процесс их внедрения;

· необходимость применения нововведений и ускорить процесс их внедрения;

· противоречие между старыми изделиями и нововведениями, которые порождают экономические, социальные и психологические проблемы реакции на нововведения.

Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления создания новых знаний, изделий и технологий, а также управление социальными и психологическими аспектами внедрения инноваций. Инновационный менеджмент, как любое направление менеджмента связан с реализацией функций менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль). Предмет инновационного менеджмента - система управления инновационной деятельностью, охватывающая инновационные процессы на уровне одной организации и в масштабах государственной экономики. Целью изучения дисциплины является овладение теоретическими основами управления инновационной деятельностью и умение управлять ими практически при решении задач по вводу нововведения в эксплуатацию.

- Исследование рынка для новых продуктов

- Прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового - продление способов продажи нового продукта (реализация продукта своими силами или через посредников).

- Исследование конъюнктуры рынков ресурсов, возможного ее ухудшения, удорожания ресурсов.

- Нахождение субподрядчиков

- Изучение возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного и рискового продукта.

- Осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта с целью планирования оптимальных

- Оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта - Анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования.

- Выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта

Содержание понятия "инновационный менеджмент" можно рассматривать по крайней мере в трех аспектах:

· как науку и искусство управления инновациями;

· как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений в инновациях;

· как аппарат управления инновациями.

Как наука и искусство управления инновационный менеджмент базируется на теоретических положениях общего менеджмента, по которому у нас в стране есть уже определенный практический опыт и теоретические достижения.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой совокупность процедур, составляющих общую схему управления нововведениями в компании. Эта совокупность состоит из отдельных направлений управленческой деятельности или функций менеджмента, каждое из которых распадается на отдельные этапы, выполняемые в определенной последовательности.

Цель деятельности менеджмента по инновациям - обеспечение безопасности жизнедеятельности организации в предкризисных, кризисных и пост кризисных ситуациях.

Предметом науки о нововведениях являются целенаправленные процессы создания, освоения и распространения нововведений и обусловленные ими изменения в социальных, экономических и технических системах.Различают несколько видов инноваций:•технические появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;•технологические возникают при применении более совершенных способов изготовления продукции;•организационно-управленческие связаны с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;•информационные решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;•социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

Классификация инноваций:

1. По технологическому:Продуктовые инновации;Процессные инновации.

2. Степень новизны:Базисные (радикальная);Улучшающая.

3. Параметры практической деятельности:Производственная (первичное производство);Управленческая (управленческие технологии, методы)

4. По месту в производственном цикле:На входе (ресурсы, их изменение);На выходе (результат деятельности предприятия);Внутри организации (производственная, технологическая, управленческая инновация)

5. По распространенности:Новые для фирмы;Новые для страны;Новые для мира.

В настоящее время в РФ действует следующая классификация инноваций:

Управленческие;Производственные;Экономические;Торговые;Социальные;Технологические.

С помощью различных элементов инфраструктуры решаются определенные задачи содействия инновационной деятельности:

1. Информационное обеспечение;

2. Производственно-технологическая поддержка;

3. Задача сертификации инновационной деятельности;

4. Содействие продвижению эффективных разработок и реализация инновационных проектов;

5. Провидение различных выставок инновационных проектов и продуктов;

6. Оказание консультационной помощи;

7. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации для инновационной деятельности.

Условия внедрения инноваций: 1.высоко квал-ый персонал2.Фин обеспе-ие 3.Жесткие сроки 4.Научный задел(для фундамен-ых исследований) 5.Экспертиза.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

· развитие рыночных отношений,

· проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций,

· создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами,

· обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере,

· расширение спроса на инновации,

· содействие модернизации техники,

· развитие лизинга наукоемкой продукции,

· активизация предпринимательства,

· пресечение недобросовестной конкуренции,

· поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке,

· развитие экспортного потенциала страны,

· развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере,

· внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

· содействие развитию инновационной инфраструктуры,

· кадровая поддержка инновационной деятельности,

· содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществяющих инновационную деятельность;

· моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

ФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности,

· направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования,

· выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов,

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ государственного регулирования инновационной деятельности:

· установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

· гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

· договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,

· договоров на выполнение проектных и изыскательских работ,

· договоров строительного подряда,

· договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности,

· договоров страхования инновационных рисков,

· договоров (контрактов) с инвесторами,

· и иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

Вопрос 30. Исследование систем управления и его роль в современном менеджменте.

Система управления — систематизированный набор средств влияния на подконтрольный объект для достижения определённых целей данным объектом. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей.

Системы управления с участием людей как объектов управления зачастую называют системами менеджмента.

Виды исследований

ü Фундаментальные научные исследования — экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний без какой-либо конкретной цели, связанной с использованием этих знаний. Их результаты — гипотезы, теории, методы и т. д. Завершенные фундаментальные НИР могут заканчиваться рекомендациями о постановке прикладных исследований для выявления возможностей практического использования полученных научных результатов, научными публикациями и т.п.

ü Прикладные научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний с целью практического их использования для разработки технических нововведений. (Конечным результатом прикладных исследований являются рекомендации по созданию технических нововведений).

ü Экспериментальные разработки — деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.

Объект исследования - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).

Основные методологические подходы к ИСУ:

1. Диалектический подход к исследованию(т.е. в постоянном развитии):

Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Спиралеобразное движение обеспечивает постоянное накопление знаний и достижение с течением времени новых уровней развития.

Рассматриваемый подход предопределяет необходимость использования соответствующих принципов:- непрерывного движения и развития всех явлений;- научности, требующий использования всего нового и прогрессивного и обеспечивающий предвидение явлений, возможность использования результатов исследований;- взаимодействия, предполагающего использование разнообразных связей, многовариантности, и целостности отображения и исследования явлений;- объективности и достоверности;- противоречивости;- преемственности;- относительности- исторической определенности.

2. Процессный подход:

(процесс - последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь; развитие какого-либо явления) известен применительно к управлению в целом. Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты.

Преимущество процессного подхода состоит в следующем:

- непрерывности взаимосвязанного проведения исследовательских работ;

- получении синергетического исследовательского результата;

- более полном выполнении требований к проведению исследований;

- постоянном улучшении процессов, основанных на объективных результатах исследования.

3. Ситуационный подход к исследованию:

Ситуационный подход к исследованию СУ, сущность которого заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации и проведении исследовательских работ на основе использования преимущественно типовых процедур исследования и своего рода методов "моментальных фотографий" управленческой деятельности организации и ее отношений с внешней средой. Однако в любом случае тот или иной метод исследования должен определяться конкретной сложившейся ситуацией.

В общем случае ситуационный подход к исследованию методологически тесно связан с аналогичным подходом к управлению, который сформировался ранее и внес существенный вклад в теорию управления.

Основная принципиальная особенность рассматриваемого подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства,

4. Функциональный подход к исследованию:

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный подход. Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе.

Функциональный подход, подобно системному и ситуационному, не исключает использование при исследовании систем управления процессного подхода. На практике функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

5. Рефлексивный подход к исследованию:

Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

В основе интуитивного подхода к исследованию лежит ограниченное в объеме явное знание исследователя, что позволяет формировать познавательный процесс в большей части на безусловных рефлексах.

Предпочтительным представляется рефлексивный подход к исследованию. Системный подход к исследованию:

Системный подход, будучи неразрывно связанным с фундаментальными идеями диалектики и диалектического подхода, вместе с тем имеет свою сущность и выступает как отдельный методологический подход. Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой.

Наши рекомендации