Реализация. Итак, наша цель при использовании МАИ – расставить приоритеты для имеющихся заказов

Итак, наша цель при использовании МАИ – расставить приоритеты для имеющихся заказов. Для оценки их важности выделим четыре критерия:

1) прибыль с заказа. Наиболее очевидный и наиболее важный критерий, по которому мы будем судить о важности заказа.

2) надёжность сотрудничества. То, сколько мы получим прибыли сейчас крайне важно, но нас также должны интересовать заказы в будущем, поэтому мы оцениваем перспективы долгосрочной работы с заказчиком на основании его репутации на рынке, опыта, который мы получили во время работы с ним и т.д.

3) ценность последующих заказов. Несомненно, долгосрочное сотрудничество с постоянными клиентами важно для нас, но мы не можем не оценивать прибыль, поскольку «распыляться» на мелкие заказы невыгодно.

4) время выполнения заказа. Как говорил Остап Бендер: «Время, которое у нас есть, – это деньги, которых у нас нет». При прочих равных ____ следует выбирать заказ, который _____ выполнить быстрее.

Ниже (рис. 2) представлена графическая модель иерархии. Для проведения расчётов можно воспользоваться программным обеспечением (например, Система Поддержки Принятия Решений «Выбор»). После построения иерархии проведём попарные сравнения, указав не только какой из параметров важнее, но и на сколько. При этом следует быть аккуратным и соблюдать согласованность: если 1 критерий важнее 2, а 2 важнее 3, то не может быть 3 важнее 1!

Реализация. Итак, наша цель при использовании МАИ – расставить приоритеты для имеющихся заказов - student2.ru

Рис. 2. Иерархия МАИ

Теперь будем попарно сравнивать альтернативы относительно каждого критерия. После того как мы заполнили матрицы сравнений (все значения подставлены случайным образом для наглядности работы), СППР «Выбор» находит индекс согласованности (рис. 3) и производит необходимые расчёты (рис. 4)

Реализация. Итак, наша цель при использовании МАИ – расставить приоритеты для имеющихся заказов - student2.ru

Рис. 3 Индекс согласованности

Реализация. Итак, наша цель при использовании МАИ – расставить приоритеты для имеющихся заказов - student2.ru

Рис. 4. Приоритеты заказов

Заключение

Основной задачей метода анализа иерархии является помощь ответственному лицу в принятии решения во многих областях нашей жизни, опираясь на строгий математический расчёт. Спектр его применение очень широк: анализ рисков, принятие кадровых решений, анализ эффективность-стоимость, планирование личного будущего, распределение ресурсов и т.д. Последний случай в простейшей форме мы рассмотрели в этой статье и, использовав программные средства, убедились, что всё бремя математических расчётов оно берёт на себя, а метод может использовать любой человек, даже не имея должной подготовки.

Список литературы

1. Статья «Технология производства кондитерских изделий»

https://proiz-teh.ru/konditerskie-izdelija.html

2. Статья из свободной энциклопедии «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/Метод_анализа_иерархий

3. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. – М.: Радио и связь, 1993. – 278с.

Наши рекомендации