Сущность инноваций. Определения различных авторов

Сущность инноваций. Определения различных авторов

Классификация инноваций

Сущность инновационного процесса

Сущность инноваций. Определения различных авторов

Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов еще в ХХ веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.[1]

Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В самом общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность – материальную или нематериальную – которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая.[2] Только в начале ХХ века стали изучаться закономерности технических нововведений.

Обычно сейчас отождествляют понятия новшество, новация, нововведение, инновация. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению, и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств».

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» означает процесс использования новшества.

Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретет новое качество – становится нововведением (инновацией).

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Период времени между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.[3]

Согласно Баррейру можно выделить три составляющих нововведения:

1. потребность, подлежащая удовлетворению, т.е. функция или набор функций, которые надо выполнить;

2. концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить потребности, т.е. новая идея;

3. компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.

Уровень риска, взаимосвязанного с нововведениями, зависит от:

- степени оригинальности и сложности концепции, определяющей восприимчивость рынка и издержки перехода для пользователя (рыночный риск);

- уровня технологичности инноваций, необходимой для имплементации концепции, т.е. технической осуществимости нововведения (технологический риск).

- степени знакомства фирмы с рынком и технологией (стратегический риск).

Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.[4]

Изобретением считается новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает безопасность.

Большинство изобретений и приравниваемых к ним полезных моделей появляется на стадии ОКР в ходе эскизно-технического проектирования.

В мировой экономической литературе можно встретить два подхода к инновациям: более широкий и более узкий. Классическим примером более широкого подхода считается позиция английского экономиста Й.Шумпетера, который в 1911 году в своей работе «Теория экономического развития» говорил о процессе внедрений новых комбинаций в пяти следующих случаях:

n введение нового товара, то есть либо товара, не знакомого потребителям, либо нового вида товара;

n внедрение нового метода производства продукции, то есть метода, который практически не использовался в данной отрасли промышленности;

n открытие нового рынка, на котором данная отрасль промышленности конкретной страны ранее не была представлена;

n завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов, также без учета более раннего существования этого источника;

n внедрение новой организационной структуры в какой-либо промышленности, например, оседание монополистической ситуации или, наоборот, ее ликвидация.

В современной концепции инноватики различают нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов (включая сферу услуг).

Все они рассматриваются как направления инновационной деятельности, осуществляемой в целостной системе управления инновациями «Наука – технология – экономика – образование».

Одним из современных определений понятия «инновация» является следующее: это способ действия, в основе которого лежит использование новых знаний (или новое использование знаний), воплощенных в новые технологии, ноу-хау, новые комбинации производственных факторов, производственных приемов и цель которого (действия) – это снятие последствий или прекращение (предотвращение) деструктивных процессов, получение новых продуктов, услуг с высоким рыночным потенциалом.

Инновация возникает как результат решения и действий предпринимателя, ориентированных на формирование новой (усовершенствованной) продукции (новой функции продукции) для создания конкурентных преимуществ и получения высокого уровня предпринимательского дохода).

Классификация инноваций

В зарубежной и отечественной литературе по инноватике выделяется большое количество видов инноваций. Различают различные основания классификации инновации, создающих целую систему в зависимости от решаемых задач. Некоторые специалисты предлагают до 25 оснований, структурирующих инновации[5].

В качестве основных признаков (критериев) классификации используются:

- уровень (степень) новизны;

- степень радикальности;

- сфера применения;

- предметное содержание;

- масштабность;

- степень воздействия на эффективность инновационных процессов;

- характер использования;

- роль в воспроизводственном процессе;

- назначение;

- уровень регуляции и управления;

- характер общественных целей;

- стимул (источник) появления;

- характер инновации и др.

Однако и в рамках одного критерия ученые видят разные типы нововведений. К примеру,по уровню новизны различают инновации:

* новые;

* усовершенствованные;

* требующие капитальных вложений[6];

* оазисные;

* улучшающие;

* радикальные;

* ординарные;

* усовершенствующие[7].

В зависимости от сферы применения выделяют:

n товарные,

n технологические,

n организационные,

n экономические,

n общественные инновации[8];

n технические,

n социальные[9];

n правовые (юридические),

n политические[10].

Исходя из того, в какой области осуществляются изменения, можно выделить инновации продуктовые, технико-технологические и организационно-управленческие.

Продуктовые инновации связаны с изменениями, вносимыми в продукцию, производимую в сфере материального производства и потребляемую в качестве средств производства либо предметов потребления. Характер продуктовых инноваций различается от предприятия к предприятию. Для одних это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других – повышение потребительских качеств традиционной продукции с учетом запросов потребителя. Иногда выпуск новой продукции осуществляется без изменения технологии и на старом оборудовании, иногда – внедрением новой для предприятия технологии и закупкой соответствующего оборудования.

Технологические инновации затрагивают изменения в технологии создания, производства и потребления выпускаемой или новой продукции с целью повышения конкурентоспособности за счет улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости, расширения номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий.

Технические инновации, т.е. введение в эксплуатацию нового оборудования, чаще всего обусловлены либо переходом к выпуску новой продукции, либо необходимостью радикального повышения качества уже выпускаемых изделий в соответствии с требованиями рынка.

Организационно-управленческие связаны с внедрением новых методов организации каких-либо систем и управления ими, например, создание новых отделов, служб на всех уровнях руководства предприятием.

Наши рекомендации