Компьютеризированные тренажерно-диагностические стенды

(на примере АРТ)

Практика и теоретический анализ показывают, что на протяжении последних тридцати лет в мировой спортивной науке были разработаны эффективные методы развития двигательных способностей спортсменов и совершенствования технического мастерства.

Одним из достижений отечественной спортивной науки следует считать концепцию «искусственной управляющей среды», разработанную И.П. Ратовым в 70-е годы XX века, которая подразумевала создание таких условий для выполнения совершенствуемых движений, которые обеспечивали бы, с одной стороны, возможности для воспроизведения движений с ориентацией на достижение стабильного навыка, а с другой – возможности для обеспечения контролируемых вариаций в режимах выполнения движений. Данное положение показывает, что необходимым отправным компонентом использования того или иного средства должны лежать определенные биомеханические закономерности эффективного выполнения физического упражнения, а наличие обратной связи позволяет производить по ходу выполнения упражнения контроль по тем или иным параметрам.

Современное состояние спортивной науки позволяет производить качественный биомеханический анализ спортивной техники. Полученные данные используются непосредственно в практической и теоретической работе со спортсменами, а также являются основой для конструирования высокоэффективных тренажеров управляющего воздействия.

Необходимо отметить, что использование фактора биологической обратной связи в практике формирования и совершенствования спортивного навыка требует разработки новых технологий тренировочного процесса, новых методологических подходов при формировании двигательного действия человека. Это обусловлено тем, что включение дополнительных анализаторов в процесс формирования и модификации двигательного действия человека создает новые структурные взаимодействия, новые схемы, определяющие сам процесс формирования динамического стереотипа человека.

Изначально принцип использования биологической обратной связи основывался на визуальном восприятии биомеханических характеристик выполняемых движений в связи с тем, что основной объем информации человек получает посредством зрительного анализатора. Другим аспектом использования immediate feedback являлось реальное время восприятия информации и мышечные ощущения спортсмена, которые тем весомее, чем выше его квалификация. Реализация этих положений при работе на моделирующих диагностических стендах позволяют не только формировать стабильные двигательные действия, но и обеспечивать «контролируемые вариации», чего невозможно достигнуть в естественных условиях среды.

На протяжении последнего десятилетия в Санкт-Петербургском НИИФКе разрабатывались моделирующие компьютеризированные диагностические стенды с биологической обратной связью, позволяющие одновременно решать проблему диагностики двигательного потенциала спортсмена и использовать их как эффективное тренировочное средство.

Специфические условия водной среды, предъявляющие повышенные требования к арсеналу используемых средств для технической и физической подготовки пловцов, были реализованы в моделирующем компьютеризированном диагностическом стенде «АРТ» (положительное решение заявки на изобретение № 5055617/12/035738) (рис. 1). Особенностью данного стенда является наличие аэрорезистивного нагрузочного блока, при котором характер выполнения упражнения в наибольшей степени соответствует характеру и режимам мышечно-двигательной деятельности, имеющим место в реальном плавании (рис. 2).


Наличие 7-ми основных режимов работы нагрузочного блока из имеющихся 21-го с дополнительной опцией расширения диапазона нагрузки создают условия направленных воздействий в процессе технической и физической подготовки. Лежа на плавательной подставке, спортсмен выполняет гребковые движения одновременно или попеременно, возможно сочетанное выполнение движений руками и ногами, причем величина нагрузки для рук и ног задается дифференцированно. Наличие компьютерного программного обеспечения позволяет спортсмену осуществлять контроль на мониторе за параметрами мощности, усилий, темпа, проводить персональную интервальную тренировку по развитию скоростно-силовых качеств, силовой выносливости. Использование фактора биологической обратной связи, реализованного в диагностическом стенде (ДС) «АРТ», позволяет значительно интенсифицировать и разнообразить тренировочный процесс. При выполнении тренировочной (либо тестирующей) программы на мониторе компьютера не только отображаются абсолютные показатели (время, темп движений, мощность), но и имеется возможность визуально контролировать динамическую структуру гребкового движения и производить ее коррекцию.

Автоматизированные системы для комплексной оценки и мониторинга состояния спортсменов (на примере системы саногенетического мониторинга)

С начала 90-х годов появилось множество автоматизированных подходов к решению вопросов, связанных с диагностикой функционального состояния организма человека, в том числе и спортсменов. Здесь рассматривается одна из последних разработок автоматизированных комплексов оценки функционального состояния организма, а именно – система саногенетического мониторинга, которая на основании математической обработки результатов исследований позволяет оценить резервные возможности отдельных функциональных систем, дать комплексную индивидуализированную оценку состояния организма и определить его адаптационные возможности. Она включает: анализ спектральных показателей ритма сердца, артериального давления, дыхания, гемодинамических показателей сердечно-сосудистой системы, показателей функции внешнего дыхания (по данным спирометрии), детоксикационной функции печени (по данным исследования чрескожной билирубинометрии), субмолекулярного состава биологических жидкостей организма (по данным лазерной корреляционной спектроскопии плазмы крови, мочи, ротоглоточных смывов) и сенсомоторной функции ЦНС (по данным исследования с помощью прибора КИД-3 – кинематического измерителя движений). Методика оценки результатов указанных методов исследования позволяет в единой оценочной системе, построенной на основе непараметрических статистических методов, производить сравнительный анализ функционального состояния различных систем. Преимуществом указанного комплекса методов являются унифицированность, быстрота (на весь комплекс исследований одного человека необходимо затратить не более 20 мин), возможность архивирования баз данных и дальнейшей сравнительной оценки происходящих изменений в динамике.

Методики контроля функционального состояния, используемые в комплексе саногенетического мониторинга, в целом соответствуют задачам врачебно-педагогического контроля как в спорте, так и в физической культуре. К примеру, использование метода исследования вариабельности сердечного ритма имеет в спортивной медицине давнюю историю. В практике спортивной медицины используются показатели математического анализа сердечного ритма, такие, как индекс напряженности (ИН), модифицированный индекс напряженности (МИН), клино- и ортостатические пробы для оценки активности и тонуса ветвей вегетативной нервной системы. Для косвенной оценки максимального потребления кислорода необходимо исследование сердечного ритма с применением дыхательной пробы. В последние годы появились научные работы об использовании спектрального анализа сердечного ритма, показатели которого кроме оценки вегетативной регуляции сердечного ритма позволяют охарактеризовать и энергообеспечение организма спортсмена . Методика анализа вариабельности артериального давления имеет более короткую историю (широкие исследования начались с середины 90-х годов). В спортивной медицине данная методика не применялась, однако ее использование совместно с вариабельностью сердечного ритма позволит открыть новые перспективы в оценке функционального состояния спортсменов и лиц, занимающихся физической культурой. То же касается методики определения вариабельности дыхания. Оценивая комплекс саногенетического мониторинга, следует обратить внимание на то, что используемый математический аппарат позволяет косвенно определять показатели гемодинамики. Это обстоятельство значительно повышает диагностическую ценность методики. Так, характеристика типа гемодинамики дает возможность не только оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, но и прогнозировать достижение того или иного спортивного результата, что ценно при спортивном отборе [11, 6].

Методика определения вариабельности дыхания в условиях неконтролируемого дыхания позволяет определить уровень и степень вегетативного влияния на ритм дыхания (при длительности записи не менее 5 мин). Как и другие методы исследования вариабельности ритмологических параметров жизнеобеспечения, данная методика позволяет определить преобладающие механизмы регуляции дыхания. При этом фиксируются временные и объемные параметры дыхания (время и объемы вдоха и выдоха), с помощью дополнительного теста можно определить жизненную емкость легких (ЖЕЛ). Особое значение в условиях заданного ритма дыхания, задержки дыхания приобретает оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы, так как это предоставляет возможность исключить из расчета показателей вариабельности сердечного ритма и артериального давления дыхательный компонент влияния на эти показатели, определить барорефлекс, что важно при определении устойчивости сердечно-сосудистой системы к гипоксии [18].


Рис.1. Сравнительная оценка групповых профилей функционального состояния физкультурников и спортсменов

Методикой оценки метаболических сдвигов в организме, используемой в саногенетическом мониторинге, является лазерная корреляционная спектроскопия (ЛКС), которая в экспрессном режиме позволяет определить направленность и степень выраженности сдвигов в организме по результатам исследования разных биологических жидкостей (крови, мочи, ротоглоточных смывов). Результаты исследования плазмы крови спортсменов, занимающихся различными видами спорта, позволили определить характерные для них изменения в системах метаболизма, которые в большинстве случаев направлены в сторону аллергизации и интоксикации. Направленность же сдвигов в сторону аутоиммунных, катаболитических и смешанных свидетельствует, как правило, о неадекватности физической нагрузки, используемой в тренировочном процессе [14]. Преимущества методики ЛКС по сравнению с традиционными методами контроля систем метаболизма заключаются в возможности интегральной оценки, что значительно облегчает алгоритм интерпретации получаемых результатов исследования и динамического сравнения изменений функционального состояния систем метаболизма [10, 16].

Наибольшее внимание среди используемых в саногенетическом мониторинге методов привлекает метод определения сенсомоторных функций индивида с помощью автоматизированного прибора КИД, который по конструкции близок к кинематометру Жуковского [9].

Известно, что функциональные характеристики мозга (сила, уравновешенность и подвижность возбуждения и торможения) определяют не только особенности высшей нервной деятельности (ВНД), но и реализацию практически всех психологических процессов отдельного субъекта, что особенно актуально при занятиях физической культурой и спортом [1, 2, 19]. Именно особенности регуляции двигательной сферы во многом определяют ее эффективность. Исследование с помощью КИД позволяет провести комплексную оценку двигательной деятельности на основе следующих характеристик. Длительность цикла движения (ДЦД) определялась как среднее время перемещения рычага (в секундах). Величина ошибки (ОК) рассчитывается как средняя величина отклонения от требуемого диапазона движения, отнесенная к общей амплитуде перемещений рычага за весь цикл (в процентах), отдельно для экстензоров и флексоров. Скорость перестройки двигательных установок (ПДУ) определяется как число циклов, необходимое для достижения требуемой точности в новом двигательном режиме. Латентные периоды простых двигательных реакций на звук (ВРЗ) и свет (ВРС) измеряются как время от включения стимула до начала сдвига рычага с точки фиксации. Эти показатели характеризуют сенсомоторные функции (адаптированность, реактивность, точность, координированность движений) [9]. Дальнейший анализ полученных результатов дает возможность определить типы функциональной организации движения с установлением взаимоотношений центрального, подкоркового и периферического уровней регуляции движения [2].

Большой объем информации, получаемой с использованием данного комплекса методов исследования, требует применения соответствующего математического аппарата, который позволил бы провести сопоставление и анализ полученных данных. Поэтому все приборы преобразовывают полученные данные в цифровой вид, что позволяет, применив непараметрические статистические методы, построить индивидуальный функциональный профиль организма и выявить основные параметры, лимитирующие возможность достижения эталонного (для спортсменов) результата, или показать уязвимые с позиций состояния здоровья функциональные системы (для физкультурников).

На рисунке представлен пример сравнения групповых функциональных профилей физкультурников и спортсменов, полученных с помощью прикладной программы оценки.

Как видно из рисунка, по выбранным в программе критериям оценки отмечается выраженное отличие функциональных профилей групп спортсменов и физкультурников по показателям функционального состояния ВНД, деятельности сердечно-сосудистой системы, вегетативной регуляции. У спортсменов отмечаются более высокие оценки таких характеристик ВНД, как точность, адаптированность движений, показателей вегетативной регуляции, артериального давления. В то же время у них отмечается более низкая оценка функционального состояния миокарда, что в целом соотносится с общепринятыми данными.

Несмотря на достаточную информативность указанной программы обработки результатов исследования показателей функционального состояния данного контингента представляется целесообразным дополнить функциональный профиль (формируемый программой) показателями гемодинамики, вегетативной регуляции отдельно для ритма сердца, артериального давления, дыхания показателями энергообеспечения, данными максимальной вентиляции легких, показателями уровня регуляции движений. Дополнив данные функционального профиля организма спортсменов указанными показателями, можно максимально приблизить комплекс методов саногенетического мониторинга к решению задач врачебного контроля занимающихся физической культурой и спортом.

Таким образом, обоснованные выше принципы исследования функционального состояния организма лиц, занимающихся физической культурой и спортом, методами саногенетического мониторинга с построением функционального профиля необходимо дополнить показателями вегетативной регуляции сердечного ритма, артериального давления, дыхания, показателями энергообеспечения организма, уровня регуляции движений. Это позволит целенаправленно и эффективно решать задачи врачебного контроля в физической культуре и спорте.

В последние годы в педагогике стали применяться электронные информационные технологии, в частности - экспертные системы, обеспечивающие повышение качества образовательного процесса.

Под экспертными системами (ЭС) понимаются программные комплексы, в которых в формализованном виде аккумулируются знания высококвалифицированных специалистов в конкретных предметных областях -экспертов. Эти знания используются для разработки управленческих решений. ЭС позволяют пользователям экспертных систем применять накопленные знания экспертов в практике повседненвной работы. ЭС относятся к системам искусственного интеллекта [7].

Дефиниция ЭС в области борьбы с наркотизмом, вредными привычками и нарушением антидопинговых правил может быть сформулирована следующим образом. Экспертные системы в области первичной профилактики и борьбы с допингом в спорте -это программно-технические средства, концентрирующие опыт и знания специалистов в предметной области и позволяющие пользователю в диалоговом режиме получать электронную адресную консультативную помощь в вопросах профилактики наркомании средствами физической культуры и спорта, а также профилактики нарушений антидопинговых правил.

Экспертные системы обеспечивают сочетание знаний, опыта, навыков и интуиции квалифицированных специалистов. Применение ЭС целесообразно:

  • в процессе обучения, учитывающем индивидуальную подготовленность и особенности обучаемого;
  • при проведении диагностики, прогнозирования качества усвоения предметной информации и формировании изменений в последовательности предоставления учебного материала;
  • для поддержания профессионального уровня обучаемого в данной предметной области.

Экспертным системам может отводиться особая роль при формировании содержания образования в первичной профилактике наркомании, вредных привычек и нарушений антидопинговых правил среди юных спортсменов. Так, экспертные системы могут использоваться в целях:

  • определения содержания образовательного процесса;
  • формирования регионального базисного учебного плана первичной профилактики наркомании, вредных привычек и нарушений антидопинговых правил.
  • формирования учебного плана первичной профилактики наркомании, вредных привычек и нарушений антидопинговых правил в рамках учебно-тренировочного процесса, проводимого учреждениями дополнительного физкультурного образования;
  • построения системы занятий и отдельно взятого занятия;
  • проведения педагогического прогнозирования, оценки и мониторинга условий образовательной среды;
  • осуществления педагогического и психологического мониторинга поведения и психофизического состояния юных спортсменов, уровня их физического развития и спортивной подготовленности;
  • дифференцированного подхода к юным спортсменам в процессе проведения профилактических мероприятий.

С помощью экспертной системы технология учебного планирования позволяет обеспечить стратегию профилактических мер с учётом оптимального объема учебной информации на основе дифференцированного подхода к реальным возможностям и склонностям юных спортсменов.

Обобщенная структура ЭС содержит следующие компоненты [8]:

  • интерфейс пользователя; базу данных (формируемую пользователем);
  • базу знаний (которая аккумулирует совокупность знаний высококвалифицированных специалистов);
  • алгоритм обработки эмпирических данных;
  • интеллектуальный редактор базы знаний.

Применение в профилактической работе с юными спортсменами экспертных систем предусматривает не только накопление и передачу знаний, но и решение воспитательных и адаптационных задач. Следовательно, экспертные системы могут в конкретном случае называться экспертными системами социальной адаптации юных спортсменов.

Необходимо уточнить, что под социальной адаптацией в психологии понимается процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими [9].

Социальная адаптация является о

ИКТ как средство обучения

Использование ИКТ - это не пустая забава, не следование моде. Многие из тех ребят, кто сегодня гоняет по залу мяч, завтра станут профессиональными спортсменами. Им пригодятся не только сила и выносливость, но и знания в области прикладных информационных технологий. С помощью техники можно, например, разбирать правила спортивных игр. Баскетбольная команда «А» обыграла команду «Б». В чем преимущества первой? Давайте разберем ее тактику. На экране ученики выполняют изображения специальными разноцветными фломастерами. Их идеи сохраняются в компьютере. Потом выбранные приемы отрабатываются в настоящей игре. По окончании вновь «разбор полетов» и оценка действий. Техника помогает спортсменам выбрать точную стратегию, а следовательно, приближает к победе. И это только один вариант применения интерактивной доски.

Первая электронная интерактивная доска появилась еще в 1991 году, ее выпустила компания SMART Technologies Inc. С тех пор это оборудование пользуется неизменным успехом у профессионалов всего мира: в школах и ВУЗах, проектных организациях, государственных и бизнес-структурах, силовых ведомствах.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

А если тренировка проходит на улице, можно использовать ноутбук. Через wi-fi заходим в локальную сеть спортивной школы, находим базу данных, в которой хранятся спортивные журналы с результатами различных соревнований. Фиксируем результаты школьной спартакиады — прыжки в длину, стометровка... Компьютерная программа легко обработает массив данных, вычислит самый спортивный класс, самого прыгучего ученика, самого слабого бегуна.

Однако компьютеру мало дать задание все записать, посчитать и сохранить. Обработка спортивной информации имеет свою особую специфику. В спорте свои многоходовые алгоритмы. Для того чтобы их использовать, компьютер надо снабдить специальной программой, которая пригодится и для бега, и для плавания, и для лыжной гонки. Специалисты ее уже разработали. Она называется «Программа тренировки» и предназначена для так называемых циклических видов спорта: бег, лыжи, спортивное ориентирование, плавание. Эта программа позволяет вести электронный дневник тренировок.

Открываем программу: перед нами появляется небольшая таблица. В начале каждой колонки помещены основные параметры тренировок: дата, время, продолжительность, объем, нагрузка, средство и т.д. С помощью них ведется строгий учет результатов. Это важно, ведь хорошо спланированные тренировки — залог будущего успеха.
Компьютерный разбор тренировочного соревнования кажется серьезнее анализа сложной математической задачи. Используются показатели действий спортсменов за любую неделю, месяц. Указывается место тренировок и даже, если надо что-то срочно посчитать, всплывает калькулятор (точность расчетов очень важна). Программа совмещена с текстовым редактором. В него можно загрузить график дистанции спортсмена. Кроме того, все числовые данные помещаются в электронную таблицу, где производится их дополнительная обработка.

Достичь ситуации, описанной выше, можно с помощью информационно-коммуникационных технологий обучения, применяемых для самостоятельного освоения учащимися теоретического и методического разделов учебных дисциплин. Под такими технологиями обучения (ИКТО) здесь понимается совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В состав электронных средств входят аппаратные, программные и информационные компоненты, способы применения которых указываются в методическом обеспечении ИТО.

В качестве примера таких инновационных разработок можно привести такое устройство, как графический планшет. Такой планшет является идеальным решением для использования в больших аудиториях, где необходимо применение большого проекционного экрана. Планшет позволяет преподавателю все время находиться лицом к аудитории, в то время как он управляет компьютером и делает надписи с помощью перемещения карандаша над дисплеем. Одновременно изображение от компьютера, посредством проектора, проецируется на большой экран позади преподавателя.

Достоинства планшета:

  • Позволяет управлять ПК, рисовать, аннотировать, писать непосредственно на экране;
  • Устройство очень просто в использовании, интуитивно понятно и эргономично;
  • Планшет дает возможность работать специальным карандашом прямо на цветном экране;
  • Планшет позволяет максимально просто управлять курсором на экране.

Еще одно удобное устройство - беспроводный карандаш - прекрасный помощник для подготовки материала, простой и удобный в использовании. Беспроводный карандаш заменяет обычную компьютерную мышь, но делает подготовку материала для презентации или конференции более легким. Беспроводный карандаш подсоединяется к компьютеру через USB порт, и дает возможность использовать все функции программного обеспечения. Беспроводный карандаш не имеет батареек и позволяет легко делать надписи на страницах флипчарта, что затруднительно при использовании мыши.

Проверять знания можно прямо в аудитории с помощью индивидуального пульта для голосования. Такая система тестирования позволяет всем участникам конференции отвечать на вопрос, выбирая из нескольких предоставленных вариантов ответов, посредством нажатия на кнопки беспроводных радио пультов. Информация от радио пультов принимается и обрабатывается автоматически, предоставляя возможность непрерывно получать информацию от участников конференции. Можно использовать пульт для улучшения обратной связи с аудиторией во время дискуссий, обсуждений, сбора информации или обычных тестов. Такое устройство поставляется с 16-ю или 32-мя пультами для тестирования в небольшом чемоданчике.

Панель с радиопортом дополняет и улучшает качество оборудования для группового проведения презентаций (конференций) и стимулирует активное участие групп в обсуждениях и принятиях решений. Это удобное решение для проведения презентации или конференции, которое позволяет перемещаться по аудитории во время доклада. Панель с радиопортом позволяет обучать из любого места в аудитории. В любое время можно передать эту панель участнику конференции, и он сможет, например, написать свое решение на интерактивной доске, не вставая со своего места. Таким образом, использование панели с радиопортом стимулирует активность участников конференции, предоставляет возможность их полного вовлечения в процесс обсуждения.

Электронная указка длиной 54 см также облегчает процесс преподавания. На ребре указки расположена кнопка, аналогичная левой кнопки мыши. При работе указкой доступны уникальные функции “rollover” и “hover”, что позволяет максимально легко управлять программным обеспечением и работать с web-страницами. Работающий у интерактивной доски выходит из луча проектора и не затеняет изображение.
"Правше" также как "левше" удобно работать, стоя как с левой, так и с правой стороны доски.

заключение

Развитие информационных технологий стремительно меняют облик современного мира. Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, научного и технологического развития. Немаловажное значение имеют информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в разработке стратегии и основных направлений развития спортивной отрасли города Москвы. Одним из важнейших условий развития и совершенствования системы управления спортом в Москве, совершенствования деятельности спортивных организаций должен стать переход на автоматизированное управление, суть которого заключается в разработке и внедрении во все звенья организационных структур информационных и телекоммуникационных технологий.

В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях. В производственном аспекте ИКТ – это совокупность технологических процессов, реализованных на базе программно-технических средств, информационных и кадровых ресурсов, интегрированных с целью поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предоставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей.

Компонентная структура информационно-коммуникационных технологий в технологической модели библиотеки вуза включает технические (аппаратные, коммуникационные) и программные средства, информационные и кадровые ресурсы, нормативную базу, а также информационные продукты и услуги, которые представлены на информационном рынке.

Применение ИКТ ориентирует на потребность включения в модель системы нормативно-методического обеспечения новых регламентов работы, пристального внимания к повышению уровня информационной компетентности работников спортивной отрасли и пользователей, стратегического планирования и внедрения системы менеджмента качества.

Процесс создания автоматизированной информационной системы (АИС) для спортивной отрасли Москвы (упорядоченной совокупности научных, проектных, организационных и других мероприятий) требует решения следующих задач:

1) поэтапная (в три этапа) разработка частных проектов системы и последующая их реализация на основе единых концептуальных положений;
2) увязка мероприятий с этапами программы развития спортивной отрасли;
3) создание специальных технологических средств и применение специальных технологических приемов разработки и ввода АИС в эксплуатацию: развертывание имитационно-отладочного стенда разработчиками, создание опытных участков;
4) приоритетность развития системы передачи данных;
5) объективная необходимость первоочередной разработки средств информатизации Москомспорта;
6) охват различными видами работ одновременно верхних и нижних уровней управления в отрасли;
7) разумное распределение работ между учреждениями спортивной отрасли Москвы и внешними организациями;
8) широкое применение в АИС готовых программных продуктов, информационных технологий, а также типовых проектных решений.

Применение информационных технологий обучения в интересах повышения квалификации специалистов спортивной отрасли города Москвы способствует повышению уровня учебной, методической и организационной работы в этой сфере.

Информационно-коммуникационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом, высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к содержанию теоретических и методических аспектов физической культуры и спорта.

Для повышения эффективности восприятия учебного материала, связанного с двигательной деятельностью, исключительно важное значение в электронных средствах поддержки обучения имеют мультимедийные формы представления информации, сочетающие учебные тексты с графическими, анимационными, видео- и аудио-иллюстрациями.

Успешное внедрение инноваций возможно только при создании соответствующей программы, разработке четкого механизма менеджмента, обеспечивающего прохождение всего жизненного цикла инновации - от реализации идеи до представления готовой продукции. Опыт показал, что менеджмент в этой области должен осуществляться профессионалами, что позволит обеспечить оптимальное решение вопросов, связанных с внедрением в процессы подготовки спортсменов инновационных технологий.

Системы, основанные на использовании знаний, становятся определяющими в развитии спортивной отрасли столицы. Анализ приоритетных направлений в физической культуре и спорте показывает, что основное влияние на формирование будущего спорта оказывает сетевая организация процесса получения новых знаний, обеспечивающая быстрое распространение информации о важнейших научных результатах и технологических разработках.

Вместе с тем необходимо более пристальное внимание к проблемам в сфере развития и использования ИКТ, в том числе:

- недостаточно быстрое развитие нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий;
- недостаточно эффективное использование информационных и коммуникационных технологий в системе административного управления;
- возрастающее цифровое неравенство среди субъектов спортивной отрасли Москвы.

http://lib.sportedu.ru/Press/FVS/2009N2/p87-90.htm

http://bmsi.ru/source/2919b78d-5754-4465-8207-9410c2a916d2

http://bmsi.ru/doc/b034eb23-12cc-4b4a-9e80-9a4f8732bd5a

http://bmsi.ru/doc/6847599a-128c-4da3-948b-fe84a5f336ee

http://bmsi.ru/doc/68cc8e0b-e79d-4802-8120-6186375d08d3

Наши рекомендации