Социальная ситуация развития в раннем детстве. Развитие предметных и орудийных действий. Этапы овладения орудийными действиями (П.Я.Гальперин).
Ранний возраст – это период с 1г. до 3 лет. В это время формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.
Ребёнок стремится к самостоятельному выполнению действий с окружающими предметами. Общественный способ употребления предметов показывает ребёнку взрослый. Ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивная деятельность.
Предметная деятельность – это целенаправленная форма активности ребёнка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным её содержанием является овладение объектом как предметом культуры. Предметы начинают выступать как вещи, имеющие определённое назначение и определённый способ употребления.
К числу действий, особо значимых для развития, относят: соотносящие и орудийные.
Чёткое различие двух видов предметных действий – ручных и орудийных – было введено П.Я.Гальпериным. В первом случае предметом действуют так, как самой рукой, предмет становится как бы простым удлинением руки. Во втором – рука подчиняется требованиям орудийных приёмов, как бы подстраивается под предмет орудие.
Предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов ребёнка. В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные предэталоны. При переходе от ручных операций к орудийным происходит зарождение наглядно-действенного мышления в простейших формах. Активно развиваются мыслительные операции анализа, сравнения, общения и речь ребёнка.
28.Развитие речи в раннем детстве: развитие собственной активной речи; активного словаря; ситуативная речь; основные принципы задержки речевого развития; диалогическая речь; повествовательная (монологическая) речь; развитие связной речи.
Предметная деятельность стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения, к активному употреблению речи ребёнка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности.
Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова:
1.Главным компонентом ситуации выступает предмет.
2.Главным компонентом ситуации выступает взрослый.
3.Центр ситуации переносится на слово.
В возрасте 1,2 – 1,3 года возникает подражание взрослому, малыш повторяет за ним слова, фразы. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований. В возрасте около 2 лет ребёнок задаёт многочисленные вопросы, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. К концу третьего года в речи появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого.
В возрасте 1,3 – 1,8 года ребёнок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения. Жесты и мимика сопровождающие слова, облегчают их понимание. После 1,10 года малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. На втором году жизни появляется особая форма речи – ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации. Ситуативная форма речи отражает ответы на вопросы взрослого и вопросы самого ребенка, выражает желания малыша, требования, предложения.
В возрасте около 2 лет возникает описательная речь. Различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажами игры.
В 1-3 года интенсивно формируется речевое внимание (слушание), умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного.
Причины отставания в развитии речи:
- с ребенком мало разговаривают;
- излишняя словоохотливость взрослых (слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешают ребенку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова);
- ребенок плохо слышит.
Т.о. развитие речи связано с общением и включено в практическую деятельность по освоению предметов; формируется активная речь; складываются коммуникативная и обобщающая функции речи; появляется ситуативная речь и описательная; формируется слушание и понимание.