Не расклеится от дождей и вьюг
Солнышко встаёт, нам тепло даёт.
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Девочки у нас хорошие, а мальчики у нас пригожие.
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? Хотели бы вы оказаться в мире сказок? (да ) Тогда в путь.
Много сказок есть на свете. Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать и немножко поиграть.
Перед нами - в сказку дверь. Открывай её скорей!
Воспитатель: Посмотрите, на двери замок. Чтобы его открыть, нужен ключ. А как его достать? Давайте посчитаем в обратном порядке с 20 до 1. Ну вот и открылась дверь!
Воспитатель: Дверь мы в сказку открываем. В мир волшебный попадаем.
- Ой, ребята, посмотрите - царь. У него что-то случилось? Пропала его любимая дочь Марьюшка. Украл её Змей Горыныч, и спрятал в своём царстве. Вы готовы помочь отыскать Марьюшку? Для того чтобы добраться до замка Змея Горыныча, нам с вами нужно принять сказочный вид.
Сундук с русскими народными костюмами для девочек и мальчиков (сарафан, косоворотка), рассматривание костюмов и беседа.
Воспитатель: А вот и сундук, посмотрим ,что в нём? Костюмы какие-то.( эти костюмы носили на Руси)
-Давайте вспомним, что же носили раньше на Руси.
(на Руси носили сарафаны – женщины, а косоворотки - мужчины)
-Мальчики, скажите мне, а почему рубашка так интересно называлась – косоворотка? (косоворотка – это рубаха с косым воротом, их носили навыпуск, не заправляя в брюки).
-А чем подпоясывали косоворотку? (Подпоясывали шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Завязка пояса располагалась с левой стороны).
-А теперь, девочки, ответьте мне, какого цвета были сарафаны у девушек?(красного (обозначающего тепло, праздник, радостное настроение), жёлтого ( олицетворял солнце , богатство), голубого( символ неба, молодости) и коричневого (Землю- кормилицу) цветов)
-Почему эта одежда нарядная и красивая? (потому что, она вышита крестиком)
-А для чего вышивка и узор на рубахах? (для красоты, оберега и защита от злых сил)
-И мы с вами станем девочками и мальчиками того времени. Посмотрите, здесь и для вас есть что-то( дети выбирают и надевают на себя элементы костюмов- кокошники и пояса).
Упражнения «Чем мы похожи», «Чем мы отличаемся» (девочки стоят против мальчиков)
Упражнение «Угадай слово, которое стоит в конце строчки».
Воспитатель произносит фразу, а дети её заканчивают (хором).
• Весной венки из одуванчиков плетут, конечно, только… (девочки)
• Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у… (мальчиков)
• Болтали час без передышки в цветастых платьицах… (девочки)
• При всех помериться силенкой, конечно, любят лишь… (мальчики)
• Боятся темноты, трусишки, все как один они… (девочки)
Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше в путь? Что это, лепестки от цветка?
Игра «Волшебный цветок »
Детям предлагается собрать «Цветок», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества мальчиков – сильный , смелый, ловкий, храбрый, умелый и девочек – аккуратная, нежная, ласковая, слабая, заботливая; соединяют лепестки с серединкой.
Воспитатель:
Отправляемся дальше в дорогу
На нашем пути вырос волшебный лес
Верхушки сосен до небес.
В этом лесу живет лесовик
Вообще-то он добрый старик
Но тех, кто задание его не выполняет
Он в пеньки превращает. (присели около ёлочки)
-Здравствуй лесовичок. Мы идем Марьюшку выручать. Ребята, а лесовичок сказал, что надо выполнить его задания, тогда он нас пропустит.
Игра «Дополни имя»
-У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Для девочек: Елена... (Прекрасная)
Сестрица...(Аленущка)
Василиса... (Премудрая)
Крошечка …(Хаврошечка)
Марья...(Искусница)
Для мальчиков: Кощей... (Бессмертный)
Мальчик... (с пальчик)
Братец... (Иванушка)
Иван... (Царевич)
Змей... (Горыныч)
Дети выходят из леса на лужок.
Малоподвижная игра: «Мальчишки и девчонки»
Руки к пяткам и ушам
На колени и к плечам
Вперед, на пояс, вверх!
А теперь веселый смех!
Все мальчишки: «Ха –ха –ха!»
Все девчонки: «Хи – хи – хи!»
А все вместе: «Хо –хо –хо!»
Дети продолжают путь. На тропинке лежит мешок .
Игра «Сказочные вещи»
Игла – кто пользуется ею, почему? В какой сказке встречается игла? (Кощей Бесмертный, Царевна-лягушка)
Зеркальце – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается зеркальце? (Сказка о спящей царевне)
Кольцо – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается кольцо? (Волшебное кольцо, Сивка-бурка)
Меч и щит - Кто пользуется ими, почему? В какой сказке встречается меч? ( Иван- крестьянский сын и чудо-юдо)
Лук и стрелы- Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается лук и стрелы? (Царевна – лягушка, Федот стрелец)
Фонендоскоп - Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается он? (айболит)
Дети выходят к замку Змея Горыныча.
Воспитатель:
-Вот и замок Змея Горыныча.
И он для нас приготовил три задания, которые мы должны выполнить без ошибок. И только тогда он отпустит Марьюшку.
- Первое задании: ЗАГАДКИ.
У неё косички, длинные реснички,
Юбочка с воланами, платьице с карманами.
Кто же это: белочка, мальчик или девочка? (девочка)
- А почему вы так решили? (ответы детей)
-Молодцы! Правильно!
У кого на курточке пять карманов или шесть.
Носовой платок – не знаю, а рогатка точно есть.
Авторучка, батарейки, ремешки от телогрейки,
Кто же это: робот, мальчик или девочка? (мальчик)
- А почему вы так решили? (ответы детей)
-Молодцы! Правильно!
Второе задание: Игра «Сказочная путаница». (Красная шапочка, По щучьему веленью)
-Вы должны внимательно прослушать текст и найти , что напутал художник. И назвать сказку и сказочного героя.
Что за девочка такая? Видишь – ну и ну!
Мама дочку отпускает в тёмный лес одну.
И девчонка по тропинке к бабушке идёт,
Что-то вкусное в корзинке бабушке несёт.
Что за сказка, отгадали? Эту девочку узнали?
Только есть изъян в картинке:
Нет у девочки корзинки,
Что ещё, скажи, пропало?
Что не так в рисунке стало?
Что тут лишнее, ответь, отыщи, найди, отметь!
(стрела, дом с дедушкой и бабушкой, золотой ключик).
Вот ведь, глянь-ка, незадача, страшно стало даже:
Бедный юноша чуть плачет, к дереву прижавшись.
А ему бы на печи плюшки есть да калачи,
Отдыхать и наслаждаться, не страдать, не напрягаться!
Но тебе, наверно, ясно –
Из своей он выпал сказки,
Не поможет к сожаленью, парню щучье повеленье.
Всё здесь наперекосяк , не понятно, что и как.
(лес и волк, фонендоскоп, Иван-царевич)
Третье задание: Игра «Доскажи словечко»
-Змей Горыныч хочет проверить, знают ли дети вежливые слова? Вам надо вспомнить такие слова и закончить с их помощью стихотворные строчки.
Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).
Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).
Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).
Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).
Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).
Если девочка больна, хрипло кашляет она
И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).
-А ещё Змей Горыныч хочет знать кто такие «настоящие мужчины и настоящие женщины».
-Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»? (Рассуждений детей.)
-Девочки — будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и справились с заданиями Змея Горыныча.
И вернул он Марьюшку царю. А в этом помогли вы ребята.
-Ребята, трудно ли вам было? Что больше всего понравилось в мире сказок? Как вы думаете, почему вы выполнили все задания? Какие мальчики, какие девочки?
-А самое главное мальчики и девочки в нашей группе дружат, помогают друг другу.
- Большое вам спасибо!
Вспомним слова песни о дружбе.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,