Понятие и виды эффективности

Эффективность в общем смысле – это результативность, отражение степени или уровня реализации поставленной цели. Виды, показатели и уровни эффективности зависят от того, какие цели преследуют люди, полномочные принимать решения. Например, в жизнедеятельности: сдать экзамен; на предприятии: построить дачу. Сама формулировка цели может быть более или менее эффективной. Необходимо учитывать следующие требования к формулировке цели: конкретность (должно быть ясно, что требуется предпринять), реалистичность (реализация цели должна зависеть в основном только от автора), правильно обозначена во времени (если для реализации цели требуется определенный промежуток времени, из формулировки цели это должно быть ясно).

Техническая (технологическая) эффективность отражает уровень реализации технических (технологических) целей. Например, повышение часовой производительности оборудования и машин, скорости движения и безопасности транспортных средств, снижение расхода топлива, повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных. Необходимо различать понятия «эффект» и «эффективность». Эффект – это результат какого либо действия. Например достигнутый удой 3000 кг на корову. А эффективность познается в сравнении. Причем сравнивать достигнутые результаты более предпочтительно с показателями, соответствующими современному уровню научно-технического прогресса. Так по мере нарастания предпочтительности достигнутый удой можно сравнить с ранее полученным удоем, с потенциалом продуктивности ( по черно-пестрой породе 10000 кг на корову), с рекордным удоем по стране (19106 кг в Челябинской области), с мировым рекордом (27674 кг в год или 110 кг в сутки дала корова «Белое вымя» на Кубе).

Социальная эффективность отражает уровень достижения социальных целей: улучшение условий труда и быта работников, создание новых рабочих мест, повышение благосостояния граждан.

Экономическая эффективность отражает уровень реализации экономических целей: достижение максимального результата при заданных затратах или достижение обозначенного результата при минимальных затратах. Экономическая эффективность – это сложная категория. Она отражается целой системой показателей, большинство из них формируются по схеме: отношение результата к затратам или затрат к результату. В зависимости от того что является результатом и на каком уровне рассматривается экономическая эффективность различают ее виды.

Народнохозяйственная эффективность

При рассмотрении народнохозяйственной эффективности результативным показателем является благосостояние граждан. Показатели народнохозяйственной эффективности: доля расходов на питание в общих расходах граждан и валовой национальный продукт на душу населения. Уровень первого показателя в России – 35,4 %, в 1999 г. – 56 %. Для сравнения в развитых странах Европы – 20 %, в США – 10 %. Валовой национальный продукт на душу населения примерно 3000 долларов США. Это на порядок меньше, чем в США.

Наивысшим уровнем народнохозяйственной эффективности является тот, при котором отсутствуют недостатки, устранение которых обеспечивает улучшение благосостояния всех граждан в стране. К таким недостаткам относятся: высокий уровень инфляции, плохое состояние дорог, низкий уровень развития сервиса.

Эффективность предприятия

Результативным показателем хозяйственной деятельности на уровне предприятия является непрерывность функционирования, иначе возможность воспроизводства. Под воспроизводством понимается непрерывно повторяющийся процесс производства: при простом воспроизводстве размер производства не меняется, при расширенном – растет. Традиционные показатели эффективности предприятия объединены в две группы.

1. Показатели, характеризующие финансовые результаты: прибыль (+), убыток (-).

В настоящее время в отечественной практике последовательно рассчитываются следующие виды прибыли:

- валовая прибыль (убыток) = выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг – себестоимость проданных товаров, продукции. работ, услуг;

- прибыль (убыток) от продаж = валовая прибыль – коммерческие расходы и управленческие расходы;

- прибыль (убыток) до налогообложения = прибыль(убыток от продаж +прочие доходы –прочие расходы;

- чистая прибыль = прибыль (убыток) до налогообложения – налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.

2. Показатели рентабельности (убыточности)

Основной показатель рентабельности в современных условиях – рентабельность активов.

Рентабельность (убыточность) активов, % = прибыль (убыток)до налогообложения / активы * 100. Данный показатель является основным, так как его можно сравнивать по предприятиям различных отраслей, а также с процентом по банковским депозитам или вкладам и делать вывод: какой вид деятельности выгоднее. Так в 2009 г. рентабельность активов в среднем по народному хозяйству составляла 5,7 %.

Другие показатели рентабельности:

- рентабельность продаж (оборота), % = прибыль от продаж(до налогообложения, чистая)/выручка от продаж * 100;

- рентабельность (убыточность) собственных средств, % = чистая прибыль / собственные средства * 100 ;

- рентабельность (убыточность) основных средств, % = прибыль до налогообложения (чистая) /среднегодовая стоимость основных средств * 100 ;

- рентабельность (убыточность) оборотных средств, % = прибыль до налогообложения (чистая) / оборотные средства * 100 ;

- рентабельность (убыточность) производства (затрат, продукции), %= прибыль от продаж (до налогообложения или чистая) / себестоимость продаж * 100..

Экономическая эффективность производства (отрасли)

К результативным показателям производства относятся: объем произведенной продукции в натуральном и стоимостном выражении (валовая продукция), товарная продукция, реализованная продукция, выручка от продаж, прибыль от продаж, а также различные виды доходов. Доход – это деньги или иные материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-либо рода деятельности.

Доходом от обычных видов деятельности является выручка. Это основной вид дохода, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях Кроме того предприятие может иметь прочие доходы: проценты к получению по банковским депозитам, от участия в других предприятиях, положительные курсовые разницы и др.

В сельскохозяйственных предприятиях традиционно выделяются следующие доходы: валовой доход и чистый доход. Валовой доход – это часть валовой продукции за минусом денежно-материальных затрат, включающих амортизацию. В составе валового дохода заработная плата и чистый доход. Чистый доход по стоимости можно приравнять к прибыли от продаж.

Чистый доход, равно как и прибыль - это основной источник финансирования инвестиций, формирования активов предприятия, в том числе в части расширенного воспроизводства. Воспроизводство - это непрерывно повторяющийся процесс производства. При простом воспроизводстве размеры предприятия не меняются, при расширенном воспроизводстве - растут.

Валовой доход наиболее актуален как условие расширенного воспроизводства в индивидуальном предпринимательстве (в крестьянских хозяйствах), где участник может в случае необходимости пойти на сокращение своего потребления в пользу расширения производства и наоборот. В коллективных предприятиях определенный уровень зарплаты работникам гарантируется трудовым законодательством. В результате источником расширенного воспроизводства является чистый доход.

Прибыль от продаж – это один из важнейших показателей экономической эффективности производства. Она находится как разность между выручкой от продаж и полной коммерческой себестоимостью продаж.

Другие важнейшие показатели экономической эффективности производства: рентабельность продаж и рентабельность производства (затрат). Рентабельность продаж, % = прибыль от продаж : выручка от продаж *100 .

Рентабельность производства.(затрат),% = прибыль от продаж : себестоимостьпродаж*100.

При рассмотрении экономической эффективности производства важнейшее значение имеет рассмотрение факторов, влияющих на прибыль от продаж, которые можно считать направлениями повышения эффективности производства: увеличение выручки, объемов продаж, цен, объемов производства, привлеченных ресурсов, производительности ресурсов, качества продукции, выбор сроков и каналов реализации, снижение себестоимости продукции, внедрение ресурсосберегающих технологий, рациональное использование ресурсов, снижение потерь.

Наши рекомендации