Общая характеристика информационной системы обеспечения
Процессов управления
В целях эффективного решения задачи интеграции ведомственных и региональных информационных систем, а также оптимизации разработки и принятия управленческих решений в современный период используются возможности информационной системы ситуационных центров органов государственной власти (администрации Президента РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, министерств и ведомств, глав администраций субъектов РФ), ведомственных и региональных информационно-аналитических центров.
Особое внимание уделяется развитию программно-технических и информационно-аналитических компонентов упомянутых центров, включая создание специализированных информационных систем ситуационного анализа актуальных социально-экономических и общественно-политических вопросов и проблем развития страны и регионов. При этом используется единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия и обеспечивается совместимость всех государственных информационных систем.
Названные проблемы и условия их разрешения являются предпосылками разработки Государственной автоматизированной системы «Управление» "(ГАС «Управление»).
Создание единой вертикально-интегрированной автоматизированной системы государственного управления (ГАС «Управление») позволит сформировать необходимую информационно-технологическую и информационно-коммуникационную инфраструктуру мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнению ими своих полномочий.
у
34.Цель и задачи создания ГАС «Управление»
Информационная система ГАС «Управление» представляет собой единую вертикально интегрированную автоматизированную систему, включающую центральную информационную систему, ведомственные информационные системы и иные информационные системы, предназначенные для принятия управленческих решений в сфере государственного управления, а также мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий.
Основной целью создания системы является обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти при разработке и принятии решений в ходе исполнения ими своих полномочий и социально-экономического развития Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) формирование, систематизация, использование и хранение государственных информационных ресурсов;
2) интеграция всех существующих информационно-телекоммуникационных систем федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3) создание современных методов анализа, моделирования и оптимизации вырабатываемых наиболее сбалансированных управленческих решений;
разработка и внедрение информационных технологий интеллектуальной обработки данных, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления документированной информации с использованием средств электронной цифровой подписи;
5) создание и развитие защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей регламентацию порядка и процедур обмена данными между органами государственной власти;
6) гарантированный уровень информационной безопасности системы.
Основными принципами, на основе которых (формируется и функционирует система, а также требованиями, предъявляемыми к системе, являются:
1) системность ГАС «Управление», предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой; системность предполагает иерархичность включаемой в систему информации независимо от организационного (ведомственного, межведомственного) и территориального распределения пользователей системы;
2) открытость системы, позволяющая расширить состав предоставляемых услуг и технологий, увеличить число источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
3) стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых (унифицированных или стандартизированных) проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;
4) полнота, актуальность и достоверность информационных ресурсов, обеспечивающих эффективную информационно-аналитическую поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования всех управленческих решений;
5) комплексная интеграция и рациональное применение при создании системы и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами;
6) семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии системы и ее подсистем (информационных ресурсов, терминологической системы, протоколов взаимодействия участников, системы показателей, форматов представления данных, регламентов отчетности);
7) комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.
35.Структура ГАС «Управление»
Основными компонентами системы ГАС «Управление» являются:
1) информационный компонент, обеспечивающий на всех этапах сбор, обработку, хранение и представление информации;
2) телекоммуникационный компонент, обеспечивающий интеграцию программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей;
3) компонент по обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения защиты всей системы;
4) автоматизированное рабочее место — комплекс программно-технических средств в виде одной или нескольких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подготовки и ввода в систему в электронном виде информации, а также организации регламентированной) доступа пользователей к информации, содержащейся в системе;
5) центр обработки данных — информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным группам пользователей полной и достоверной информации, содержащейся в системе;
6) выносной мультимедийный комплекс — информа-
ционно-технологический и программно-технический ком-
плексы, обеспечивающие реализацию технологий аналитической обработки и представления пользователям системы информации на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных;
7) ведомственный (региональный) сегмент системы — программно-технический комплекс, обеспечивающий повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;
8) сети связи специального назначения — комплекс эксплуатируемых ФСО России информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ структурных подразделений администрации Президента РФ и аппарата Правительства РФ к информации.
ГАС «Управление» включает три уровня информационных систем.
Первый уровень (федеральный) — обеспечивает сбор, обработку, хранение и аналитическое представление информации, поступающей со второго и третьего уровней системы «Управление» в интересах высших органов государственной власти РФ.
Второй уровень (ведомственный) — его составляют информационно-аналитические системы, которые обеспечивают сбор и обработку отчетной информации о результативности деятельности федеральных органов власти РФ.
Третий уровень (региональный) — информационно-аналитические системы, в которых осуществляется сбор и предварительная обработка отчетной информации о результативности деятельности органов власти субъектов РФ.