Общая характеристика информационной системы обеспечения

Процессов управления

В целях эффективного решения задачи интеграции ведомственных и региональных информационных систем, а также оптимизации разработки и принятия управленче­ских решений в современный период используются воз­можности информационной системы ситуационных цен­тров органов государственной власти (администрации Президента РФ, Правительства РФ, Совета Безопасности РФ, полномочных представителей Президента РФ в феде­ральных округах, министерств и ведомств, глав админи­страций субъектов РФ), ведомственных и региональных информационно-аналитических центров.

Особое внимание уделяется развитию программно-технических и информационно-аналитических компонен­тов упомянутых центров, включая создание специализиро­ванных информационных систем ситуационного анализа актуальных социально-экономических и общественно-политических вопросов и проблем развития страны и реги­онов. При этом используется единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного вза­имодействия и обеспечивается совместимость всех государ­ственных информационных систем.

Названные проблемы и условия их разрешения являются предпосылками разработки Государственной автоматизиро­ванной системы «Управление» "(ГАС «Управление»).

Создание единой вертикально-интегрированной авто­матизированной системы государственного управления (ГАС «Управление») позволит сформировать необходи­мую информационно-технологическую и информационно-коммуникационную инфраструктуру мониторинга резуль­тативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важ­нейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнению ими своих полно­мочий.

у

34.Цель и задачи создания ГАС «Управление»

Информационная система ГАС «Управление» представ­ляет собой единую вертикально интегрированную автомати­зированную систему, включающую центральную информа­ционную систему, ведомственные информационные системы и иные информационные системы, предназначенные для принятия управленческих решений в сфере государствен­ного управления, а также мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших пока­зателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий.

Основной целью создания системы является обеспечение эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности органов государственной власти при разра­ботке и принятии решений в ходе исполнения ими своих полномочий и социально-экономического развития Рос­сийской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить следую­щие задачи:

1) формирование, систематизация, использование и хра­нение государственных информационных ресурсов;

2) интеграция всех существующих информационно-телекоммуникационных систем федеральных и региональ­ных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

3) создание современных методов анализа, моделирова­ния и оптимизации вырабатываемых наиболее сбалансиро­ванных управленческих решений;

разработка и внедрение информационных техноло­гий интеллектуальной обработки данных, обеспечиваю­щих автоматизацию процедур сбора, обработки, хране­ния и представления документированной информации с использованием средств электронной цифровой подписи;

5) создание и развитие защищенной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей регламентацию порядка и процедур обмена данными между органами государственной власти;

6) гарантированный уровень информационной безопас­ности системы.

Основными принципами, на основе которых (формируется и функционирует система, а также требованиями, предъяв­ляемыми к системе, являются:

1) системность ГАС «Управление», предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения состав­ных частей системы на основе единой технической поли­тики, что обеспечивает целостность системы при ее взаи­модействии с изменяющейся внешней средой; системность предполагает иерархичность включаемой в систему инфор­мации независимо от организационного (ведомственного, межведомственного) и территориального распределения пользователей системы;

2) открытость системы, позволяющая расширить состав предоставляемых услуг и технологий, увеличить число источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуа­тационных характеристик;

3) стандартизация (унификация), состоящая в рацио­нальном применении типовых (унифицированных или стандартизированных) проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построе­ния компонентов и подсистем системы в целом;

4) полнота, актуальность и достоверность инфор­мационных ресурсов, обеспечивающих эффективную информационно-аналитическую поддержку органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления при решении полного комплекса функциональных задач в рамках планирования, исполнения, мониторинга, кон­троля и прогнозирования всех управленческих решений;

5) комплексная интеграция и рациональное примене­ние при создании системы и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления приоритетными национальными проектами;

6) семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование еди­ного информационного пространства при создании и раз­витии системы и ее подсистем (информационных ресурсов, терминологической системы, протоколов взаимодействия участников, системы показателей, форматов представления данных, регламентов отчетности);

7) комплексная безопасность, заключающаяся в осу­ществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользова­телям.

35.Структура ГАС «Управление»

Основными компонен­тами системы ГАС «Управление» являются:

1) информационный компонент, обеспечивающий на всех этапах сбор, обработку, хранение и представление информации;

2) телекоммуникационный компонент, обеспечива­ющий интеграцию программно-технических решений и ин­формационно-телекоммуникационных сетей;

3) компонент по обеспечению информационной безо­пасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения защиты всей системы;

4) автоматизированное рабочее место — комплекс про­граммно-технических средств в виде одной или несколь­ких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подго­товки и ввода в систему в электронном виде информации, а также организации регламентированной) доступа пользо­вателей к информации, содержащейся в системе;

5) центр обработки данных — информационно-техноло­гический и программно-технический комплекс, обеспечи­вающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным груп­пам пользователей полной и достоверной информации, содержащейся в системе;

6) выносной мультимедийный комплекс — информа-
ционно-технологический и программно-технический ком-
плексы, обеспечивающие реализацию технологий аналити­ческой обработки и представления пользователям системы информации на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видео­информации, а также картографических данных;

7) ведомственный (региональный) сегмент системы — программно-технический комплекс, обеспечивающий повы­шение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

8) сети связи специального назначения — комплекс экс­плуатируемых ФСО России информационно-телекомму­никационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ структурных подразделений администрации Прези­дента РФ и аппарата Правительства РФ к информации.

ГАС «Управление» включает три уровня информацион­ных систем.

Первый уровень (федеральный) — обеспечивает сбор, обработку, хранение и аналитическое представление информации, поступающей со второго и третьего уровней системы «Управление» в интересах высших органов госу­дарственной власти РФ.

Второй уровень (ведомственный) — его составляют информационно-аналитические системы, которые обеспе­чивают сбор и обработку отчетной информации о результа­тивности деятельности федеральных органов власти РФ.

Третий уровень (региональный) — информационно-аналитические системы, в которых осуществляется сбор и предварительная обработка отчетной информации о результативности деятельности органов власти субъек­тов РФ.


Наши рекомендации