II. Формирование новых понятий.
1. Выделение части основы, при помощи которой образованы новые слова. (Упр. 37.)
2. Построение схем слов. (Упр. 38.)
3. Уточнение сформированных выводов по учебнику. Работа с правилом на с. 104.
За корнем суффиксу
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил он дел.
Дети проговаривают слова своими словами.
4. Наблюдение за ролью суффикса. (Упр. 39, 40.)
– Как образуются однокоренные слова?
Физкультминутка |
5. Исправьте стиль, откорректируйте.
Петя Ошибкин написал другу письмо. Исправьте недочеты.
На нашей улицы вырос новый многоэтажный домик. Моего старшего братишку взяли в армию, а моя старшая сестренка учится в университете.
6. Самостоятельная работа. (Упр. 43.)
– Что значит разобрать слово по составу?
7. Работа по изучению правила на с. 105.
8. Комментированный разбор и составление схем. (Упр. 41.)
III. Итог урока.
– Из каких частей может состоять основа слова?
– Выберите верное утверждение:
1) Основа – это все слово без окончания.
2) Основа – это все слово с окончанием.
3) Суффикс – часть основы, стоящая после корня.
4) Суффикс – часть корня.
Домашнее задание.Упражнение 42.
Урок 4
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Ц е л ь: формировать первоначальное представление о словосочетании; совершенствовать умение разбирать слова по составу.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
больше конь крылья съезд
Личинки майских жуков объедают у деревьев корни.
– Объясните правописание подчеркнутых орфограмм.
II. Закрепление.
1. Сравнение основ однокоренных слов, установление общего и различного. (Упр. 44, 45.) Составление схем слов.
2. Игра Деда Буквоеда.
– Запишите отгадки, разберите слова по составу.
1) Не спорю, не белый, –
Я братцы, попроще…
Расту я обычно
В березовой роще.
(Подберезовик.)
2) Из-за снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник.)
3) В красной шапочке расту
Среди коренй осиновых,
Меня увидишь за версту,
Зовусь я… (подосиновик.)
4) Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете.
На тропе, на берегу
Преграждает путь врагу.
(Пограничник.)
Физкультминутка |
3. Выборочный диктант.
Учитель диктует слова, учащиеся записывают их в нужные графы. Работа у доски. Соотнесите слово с его схемой.
Дом, лесник, хлеб, хлебный, побег, садик, перекличка, побелка, лень, мясник, часовой, зимушка, подарок, заморозки, звездочка, наушники, вредный, березонька.
4. Самостоятельная работа. (Упр. 47.) Сравните основы разных форм одного и того же слова.
III. Итог урока.
– С помощью каких частей слова образуются новые слова?
– Для чего служит окончание? Приставка?
– Что еще, кроме окончания, служит для связи слов в предложении? Как отличить приставку от предлога?
Домашнее задание.Упражнение 46.
Урок 5