II. Формирование новых понятий.

1. Выделение части основы, при помощи которой образованы новые слова. (Упр. 37.)

2. Построение схем слов. (Упр. 38.)

3. Уточнение сформированных выводов по учебнику. Работа с правилом на с. 104.

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

Дети проговаривают слова своими словами.

4. Наблюдение за ролью суффикса. (Упр. 39, 40.)

– Как образуются однокоренные слова?

II. Формирование новых понятий. - student2.ru Физкультминутка

5. Исправьте стиль, откорректируйте.

Петя Ошибкин написал другу письмо. Исправьте недочеты.

На нашей улицы вырос новый многоэтажный домик. Моего старшего братишку взяли в армию, а моя старшая сестренка учится в университете.

6. Самостоятельная работа. (Упр. 43.)

– Что значит разобрать слово по составу?

7. Работа по изучению правила на с. 105.

8. Комментированный разбор и составление схем. (Упр. 41.)

III. Итог урока.

– Из каких частей может состоять основа слова?

– Выберите верное утверждение:

1) Основа – это все слово без окончания.

2) Основа – это все слово с окончанием.

3) Суффикс – часть основы, стоящая после корня.

4) Суффикс – часть корня.

Домашнее задание.Упражнение 42.

Урок 4

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Ц е л ь: формировать первоначальное представление о словосочетании; совершенствовать умение разбирать слова по составу.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Формирование новых понятий. - student2.ru

больше конь крылья съезд

Личинки майских жуков объедают у деревьев корни.

– Объясните правописание подчеркнутых орфограмм.

II. Закрепление.

1. Сравнение основ однокоренных слов, установление общего и различного. (Упр. 44, 45.) Составление схем слов.

2. Игра Деда Буквоеда.

– Запишите отгадки, разберите слова по составу.

1) Не спорю, не белый, –

Я братцы, попроще…

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик.)

2) Из-за снега расцветает,

Раньше всех весну встречает.

(Подснежник.)

3) В красной шапочке расту

Среди коренй осиновых,

Меня увидишь за версту,

Зовусь я… (подосиновик.)

4) Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете.

На тропе, на берегу

Преграждает путь врагу.

(Пограничник.)

II. Формирование новых понятий. - student2.ru Физкультминутка

3. Выборочный диктант.

Учитель диктует слова, учащиеся записывают их в нужные графы. Работа у доски. Соотнесите слово с его схемой.

II. Формирование новых понятий. - student2.ru

Дом, лесник, хлеб, хлебный, побег, садик, перекличка, побелка, лень, мясник, часовой, зимушка, подарок, заморозки, звездочка, наушники, вредный, березонька.

4. Самостоятельная работа. (Упр. 47.) Сравните основы разных форм одного и того же слова.

III. Итог урока.

– С помощью каких частей слова образуются новые слова?

– Для чего служит окончание? Приставка?

– Что еще, кроме окончания, служит для связи слов в предложении? Как отличить приставку от предлога?

Домашнее задание.Упражнение 46.

Урок 5

Наши рекомендации