Разработка содержания курсовой работы

Курсовая работа имеет ряд структурных элементов: введение, четыре главы основной части, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.

При делении текста работы на части следует руководствоваться таким эмпирическим правилом: введение в курсовой работе должно быть не менее одной страницы. Из опыта следует, что оптимальный размер введения - до 10% текста. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. Остальной объем работы приходится на основную часть.

Разработка введения

Курсовая работа начинается с введения, в котором:

– обозначается конкретная проблема и выявляется цель работы, а также задачи, с помощью которых данная цель будет достигнута;

– обосновывается актуальность темы, краткого обзора литературы по теме;

– формулируются вопросы, рассматриваемые в работе и раскрывается структура работы;

– дается сжатое изложение ее основных результатов.

В первом предложении ставится цель курсовой работы, т.е обозначается результат, который следует получить в итоге работы. Цель заключается в решении исследуемой проблемы путем ее анализа и практической реализации. Цель всегда направлена на объект.

Далее ставятся задачи, которые нужно решить для достижения поставленной цели курсовой работы.

Актуальность исследования - это ответ на вопрос: почему это следует изучать? Актуальность исследования рассматривается с позиций социальной и практической значимости.

Объект исследования - что будет исследоваться? Объект предполагает работу с понятиями. Дается определение явлению, на которое направлена исследовательская деятельность. Объектом исследования в курсовой работе является туристский потенциал отдельно взятого региона России.

Предмет исследования - направлен на практическую деятельность и отражается через результаты этих действий. В курсовой работе это - проект тура по отдельно взятому виду туризма (или комбинированному) в выбранный регион России.

Методы исследования - как исследовали? Дается краткое перечисление методов исследования через запятую без обоснования.

К наиболее часто применяемым общим методам относят:

- Анализ. Он представляет собой процесс разложения явления или предмета на составные части (его свойства, признаки и т.д.). Этот метод исследования широко применяется при написании курсовых работ;

- Синтез является методом, противоположным анализу. В результате использования синтеза происходит соединение частей в общую систему знаний;

- Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сходстве объектов по некоторым признакам. С помощью аналогии можно судить о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим;

- Дедукция – это метод, основанный на получении общего вывода о свойствах предмета, исходя из исследования его частных признаков;

- Индукция – это метод, противоположный дедукции, при котором рассуждение происходит от общего к частному;

- Обобщение – метод исследования, похожий на дедукцию, при котором делается вывод об общих свойствах предмета или явления и его признаках;

- Классификация широко применяется в научных исследованиях особенно в гуманитарных науках. Она представляет собой деление предметов или явлений на группы по какому-либо определенному признаку;

- Моделирование – это метод, при котором исследуется не сам объект, а его заменитель – модель. Полученные при изучении свойств модели результаты переносят и на сам объект исследования.

Практические (эмпирические) методы связаны со сбором конкретных данных об объекте исследования и оценкой результатов. Также с помощью практического метода выявляются и описываются явления. К практическим методам относятся:

- Наблюдение – это познавательный процесс, направленный на восприятие внешнего мира с целью получения информации о свойствах предметов и явлений. Для получения точных результатов наблюдение должно быть целенаправленным, объективным и систематичным;

- Сравнение – один из наиболее популярных практических методов исследования. Обычно явления сравниваются по какому-либо существенному признаку, важному именно для данного исследования;

- Измерение – наиболее точный метод познания, который заключается в определении численного значения какой-либо величины с помощью единицы измерения;

- Эксперимент – метод, широко применяемый в науке. Он представляет собой вмешательство в естественные условия существования явлений. При этом экспериментатор, изучая определенные свойства или признаки, может контролировать ход эксперимента.

Описанные методы – это наиболее часто используемые, но далеко не все методы, которые применяются при написании курсовых работ.

Теоретическая и практическая значимость исследования - что нового, ценного дало исследование? Теоретическая значимость исследования не носит обязательного характера. Наличие сформулированных направлений реализации полученных выводов и предложений придает работе большую практическую значимость.

Структура работы – подробно перечисляются структурные части работы.

В заключительной части введения даётся краткий обзор используемых источников и литературы.

В Приложении 5 даётся пример сокращённого введения.

Наши рекомендации