Российское законодательство в области информационной безопасности

Основным законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 23 Конституции гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 — право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение конфиденциальности данных, в том числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.

Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 — право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Отметим, что право на информацию может реализовываться средствами бумажных технологий, но в современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными органами информационных серверов и поддержание доступности, актуальности и целостности, представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.

В сентябре 2000 года Президент Российской Федерации В.В.Путин утвердил "Доктрину информационной безопасности". Какую роль она сыграет в развитии отечественных информационных технологий и средств защиты информации?

Информационные технологии — бурно и динамично развивающаяся отрасль мирового хозяйства. Объем рынка информационной продукции составляет более 2-х триллионов долларов США, что сопоставимо с бизнесом в сферах топлива и энергетики, автомобилестроения. Серьезную опасность для России представляют стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внутреннего и внешнего рынка информационных услуг, разработка рядом государств концепций "информационных войн". Такие концепции предусматривают создание средств воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

"Доктрина информационной безопасности" закладывает основы информационной политики государства. С учетом существующих угроз для защиты национальных интересов России государство планирует активно развивать отечественную индустрию средств информации, коммуникации и связи с последующим выходом продукции на мировой рынок, обеспечивать гарантии безопасности для национальных информационных и телекоммуникационных систем и защиту государственных секретов с помощью соответствующих технических средств. Одновременно предусматривается повышать эффективность информационного обеспечения деятельности государства.

Принятие этого документа ставит в повестку дня и вопрос о необходимости совершенствования российского законодательства. К примеру, речь идет о принятии законов, касающихся пресечения компьютерной преступности.

Перечислим некоторые основополагающие законы и нормативные акты Российской Федерации в области информационной безопасности в их первой редакции:

1. Закон РФ "О государственной тайне" от 21.7.93 г. № 5485-1.

2. Закон РФ "О коммерческой тайне" (версия 28.12.94 г.).

3. Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25.1.95 г.

4. Закон РФ "О персональных данных" (версия 20.02.95 г.).

5. Закон РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" от 19.2.93 г. № 4524-1.

Наши рекомендации