Рыночная власть поставщиков
Рыночная власть поставщиков влияет на ЦЕНЫ и КАЧЕСТВО поставляемых продукции и услуг. Если несколько поставщиков в отрасли доминируют над всеми остальными, то власть их будет высокой, а производитель, которому они поставляют товар, будет для них почти не значим. Также власть поставщиков будет высокой, если все поставщики слишком разные, предлагают слишком разные условия. Это не может не отражаться на рентабельности всей отрасли.
Производитель тратит немалые финансовые средства на работу с каждым поставщиком, в особенности, если поставщик (или продукт этого поставщика) слишком важен для него. Издержки производителя при смене поставщика всегда высоки, поэтому его выбор стратегически важен для компании.
Для анализа угрозы рыночной власти поставщика, для улучшения внешних взаимодействий с поставщиками, были созданы SRM системы. SRM система (Supplier Relationship Management) – это инструмент укрепления отношений с поставщиками.
Снабжение и работа с поставщиками являются центральными в работе большинства компаний. Многие компании признают оптимизацию процессов снабжения стратегическим направлением своей деятельности. Руководство компаний традиционно выделяет снабженческие операции в качестве центров получения прибыли.
SRM системы позволяют контролировать цепочки поставок. SRM дают возможность процесс выбора поставщиков оптимизировать, а продолжительность снабженческих циклов сократить. Это позволит выстраивать эффективные отношения с поставщиками.
Угроза выхода на рынок новых компаний
Новые компании могут привнести на существующий рынок существенные ресурсы, которые не имели особого значения до этого. Это такие ресурсы, как опыт в проектировании или работе за рубежом, значительные финансовые средства, использование особых технологий, использование научных исследований. Угроза состоит в том, что новички добавляют в отрасль новые мощности, новые технологии и опыт работы с ними, что не может не сказаться на уровень конкуренции в отрасли.
Новичок при входе в отрасль должен преодолеть стратегические и нестратегические барьеры. Стратегические барьеры создаются политикой самой компании и стратегией ее поведения на рынке. К ним относятся: ценовая политика, политика работы с клиентами и поставщиками, наличие или отсутствие инноваций, рекламная политика, маркетинговая политика, использование в деятельности научных разработок. Нестратегические барьеры создаютсяусловиями внешней среды и деятельность фирмы почти не влияет на эти барьеры. К ним относятся: ассортиментная и инвестиционная политика, сложившаяся на рынке, тенденции научно-технического прогресса, емкость рынка отрасли, масштабы производства, инфляция в стране, сложившееся распределение действующих в отрасли компаний и достигнутый уровень их конкурентоспособности.
У зрелых компаний, укрепившихся в отрасли, есть преимущества, недоступные новичкам. Это известные имя, репутация, брэнд, это технологии, которые компания активно использует и возможно использует их только она одна в отрасле, это опыт. Новичкам придется активно постараться, чтобы обойти такого сильного конкурента.
Угроза появления товаров-заменителей
Наличие заменителей устанавливает верхнюю границу цены на продукт в отрасли. Товары-заменители ограничивают доходность отрасли. Когда цены существующих товаров поднимаются выше данной границы, покупатели могут переключиться на товары-заменители.
Заменители есть всегда. Товар-аналог станет покупателю более выгоден, если:
• у него хорошее соотношение цена — качество
• переход на товар-заменитель обойдется покупателю недорого