Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ruИз уравнения весового баланса ЛА Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru

наглядно видно, что снижение Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru (или повышение Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru при Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ) может быть получено путём уменьшения Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru . Т.о, суммарная масса СУ и потребного на полёт топлива является тем главным рычагом, с помощью которого СУ влияет на эффективность ЛА. Следовательно, точность методов расчёта величин Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru и Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru и их зависимостей от параметров ГТД играет важную роль при оценке эффективности ЛА и выборе рациональных значений параметров двигателя. Покажем (на рис.6.7.), как образуется минимум функции Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru и соответствующие значения Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru по этому критерию.

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru

Рис.6.7. К образованию минимума целевой функции Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru

Что касается методов расчёта Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , то нетрудно видеть, что её величина при заданных ТУ на ЛА определяется величиной Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru при Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru . Методики расчёта величин Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru на сегодня отработаны с достаточной глубиной и, в отличие от всех других характеристик двигателя (прочность, надёжность, масса и т.п.), определяются с наивысшей точностью. Обычно, расхождение между запроектированными и экспериментально измеренными значениями Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru редко превышают 2…3%.

Что касается Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru и Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , то ситуация здесь сложнее. Разберёмся здесь последовательно. Масса силовой установки связана с массой двигателя следующим соотношением

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru где коэффициент массы силовой установки

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru для ТРД и ТРДД;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru для ТРДФ и ТРДДФ и верт. ГТД;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru для ТВД в случае вычисления массы силовой установки по формуле Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , где Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - масса ТВД без редуктора;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - масса редуктора (ее можно оценить Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ,

где Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - мощность на выводном валу, кВт;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - частота вращения воздушного винта.

Если неизвестна величина Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , то тогда Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru );

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - масса воздушного винта ( Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , величина Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru =6…7 Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru для современных дюралевых воздушных винтов, Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru =9…9,5 Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - для мощных двухрядных винтов и винтовентиляторов; Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru =5…6 Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru для перспективных винтовентиляторов); Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - количество двигателей на ЛА.

Величину Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru на начальной стадии проектирования целесообразно оценивать по параметрическим зависимостям вида

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ,

которые выражены уравнением единой структуры Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , (6.1)

где Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru и Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - максимальные значения параметров газогенераторного контура ГТД при М=0, Н=0. Остальные величины – это коэффициенты.

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - коэффициент увеличения массы ГТД за счет элементов ΙΙ контура;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - коэффициент увеличения массы ГТД при повышении значений проектной температуры Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru . По статическим данным Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ;

В – константа, характеризующая осредненные показатели технологического уровня каждого типоразмера ГТД;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - коэффициент, характеризующий совершенствования массы двигателя за счет внедрения конструктивно-технологических мероприятий (см.рис.6.8);

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - коэффициент, учитывающий влияние ресурса ГТД (для гражданских ГТД Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , для военных Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ).

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru

Рис.6.8. зависимость коэффициента Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru от года начала серийного производства.

Для учета специфических особенностей конструктивной схемы конкретного типа ГТД единая структура формулы массы ГТД подверглась уточнениям. Так, например, в случае ТВД (ТВВД) следующий вид

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru .

Выражение Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru имеет вид аналогичный (6.1). Значение коэффициентов Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru и В приведены в таблице 6.1:

6.1 Значения коэффициентов в формуле массы ТВД

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru

Массу вертолетных ГТД со свободной турбиной (ГТД СТ) оценивают также, как массу ГТД турбовинтового двигателя, но с другими значениями коэффициентов В, Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru (см табл.6.2).

6.2 Значения коэффициентов в формуле массы ГТД СТ

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru

В случае ТРДД формула массы имеет вид Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru . Для ТРДДФ Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , где Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - масса газогенератора внутреннего контура двигателя без вентилятора и турбины вентилятора;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - расход воздуха на взлетном режиме через внутренний контур, приведенный по параметрам за вентилятором;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - масса вентилятора и обечайки ΙΙ контура;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - масса камеры смешения.

Значения соответствующих коэффициентов В, Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru приведены в таблице 6.3.

6.3. Значения коэффициентов в формуле массы ТРД и ТРДД

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru

В рассмотренных моделях масса ГТД составляется из 1…3 элементов. Соответствующая погрешность такой оценки массы достигает 10…20%. В связи с широким внедрением ЭВМ в последние годы стали внедряться в практику работы ОКБ более трудоёмкие расчёты массы ГТД по 15…40 её составляющим. Этот метод, в отличие от параметрического, называют узловым. Здесь массы компрессора, камеры сгорания, турбин, переходников и других элементов ГТД рассчитываются отдельно, а затем суммируются. Причём, при расчёте, например, массы компрессора может быть применена различная степень детализации (диски, лопатки, статор, валы и т.п.). поузловой метод позволяет повысить точность оценки массы до 5…10%, что может считаться очень хорошим результатом. Известно, что когда конструктор на более поздних стадиях проектирования оценивает массу ГТД по компоновочным чертежам, то и здесь погрешность достигает 5%.

Для расчёта экономических критериев Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru и других требуется знать стоимость проектируемого двигателя. Если на стадии эскизного проектирования можно использовать имеющиеся у экономистов детализированные методики расчёта себестоимости и цены ГТД, то на данном этапе (предэскизное проектирование), когда чертежей двигателя ещё нет, а иногда отсутствует схема проточной его части, возможно использовать только укрупнённые методы оценки экономических показателей двигателя, основанные на обработке статистических данных.

Стоимость жизненного цикла является важнейшим показателем экономического совершенства больших технических систем, к которым, естественно, относятся парки ЛА различного назначения. Силовая установка, наряду с бортовым оборудованием, в значительной степени определяет технико-экономическую эффективность ЛА. Поэтому при прочих равных условиях, чем меньше стоимость жизненного цикла двигателя Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , тем меньше будет и Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru .

Следует отметить, что двигатели, являясь подсистемой ЛА, наравне с ними уже давно стали самостоятельным товаром на мировом рынке сбыта авиационной техники. Один и тот же двигатель (с незначительными изменениями или настройкой) может устанавливаться на различные ЛА. Длительность создания двигателя превышает соответствующий показатель для планера, затраты на создание современных большеразмерных двигателей исчисляются миллиардами долларов, а их цены достигают $10 млн. Конструктивно-технологические решения, освоенные при создании авиационных двигателей, позволяют создавать высокосовершенные газотурбинные установки различного назначения. Все это говорит о важности авиационного двигателестроения и необходимости снижения затрат на разработку, производство и эксплуатацию, т.е. стоимости жизненного цикла двигателей.

Под стоимостью жизненного цикла двигателя Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru обычно понимается сумма затрат на его разработку Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , на подготовку производства Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru и собственно производство Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru требуемого количества двигателей (для обеспечения бесперебойной работы известного парка ЛА) Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , а также на их эксплуатацию Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru : Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru . (6.2)

В выражении (6.2) Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru представляют собой сумму затрат на ремонт SРЕМ, техническое обслуживание Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , а также на топливо и масло (ГСМ) Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru :

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru . (6.3)

Отметим, что в Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru (6.2) в данной работе не рассматриваются затраты на научно-исследовательские работы (НИР) и научно-технический задел (НТЗ). Финансирование по указанным работам, как правило, осуществляется в рамках отдельных специальных программ. Отнесение этих затрат на конкретную программу создаваемого двигателя некорректно, т.к. эти программы поднимают технологический (в широком смысле) уровень двигателестроения в целом. В Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru также не учитываются затраты на его утилизацию, т.к. авиационные двигатели могут утилизироваться вместе с ЛА, использоваться для наземных ГТУ, для одноразовых БПЛА (например, в качестве мишеней) и в других целях.

Приведенное выражение Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru представляет собой стоимость жизненного цикла парка двигателей Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , поэтому для оценки удельной величины затрат необходимо суммарные затраты разделить на количество двигателей в парке: Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru . (6.4)

Величину Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – планируемое потребное количество двигателей – можно принимать в следующих диапазонах.

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 1000…5000 для самолетов местных воздушных линий;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 1000…3000 для самолетов средней дальности;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 800…1000 для дальних самолетов;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 500…1000 для бомбардировщиков;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 1000…5000 для истребителей, истребителей-бомбардировщиков, штурмовиков;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 1000…10000 для вертолетов;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 1000…3000 для пассажирских ЛА с ТВД;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 1000...5000 для ДПЛА;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 1000...5000 для БЛА.

Необходимо отметить, что число двигателей Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , необходимое для обеспечения бесперебойной работы парка ЛА, учитывает не только число двигателей в СУ ЛА, но также отличие (если таковое имеется) в ресурсе планера и двигателя, а также необходимый оборотный фонд двигателей. В настоящее время требования по назначенному (суммарному) ресурсу Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru двигателя и планера Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru практически одинаковы. Но съем двигателя с ЛА из-за отказа по какой-либо причине для проведения капитального (или восстановительного) ремонта не должен прерывать эксплуатацию самолета. Поэтому в суммарном числе выпускаемых двигателей Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru в зависимости от их надежности и межремонтного ресурса учтены от 10% до 20% запасных двигателей.

Выражения для определения составляющих Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru представляют собой статистические зависимости затрат (экономико-математические модели – ЭММ) от ряда параметров двигателя и других факторов, влияющих на величину затрат.

Их расчет ведется в следующей последовательности.

Затраты Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru на разработку двигателя – это материальные и трудовые ресурсы в стоимостном выражении, которые обеспечивают:

· термогазодинамические расчеты и выпуск эскизного и рабочего проектов;

· технологическую проработку и подготовку производства деталей двигателя;

· изготовление, испытание и доводку опытных узлов;

· изготовление, испытание и доводку опытных образцов двигателя до требуемых в техническом задании уровней эксплуатационно-технических характеристик;

· проведение стендовых и/или летных высотных испытаний;

· проведение сертификационных (для двигателей гражданского назначения) или государственных испытаний (для двигателей военного назначения).

В отечественной практике и за рубежом для оценки (прогнозирования) затрат на ОКР ГТД Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ruобычно используются укрупненные статистические модели вида

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , где х1, х2,…, хк – независимые переменные, характеризующие параметры ГТД и условия его разработки;

а0, а1, а2, …, ак – статистические коэффициенты, отражающие усредненное влияние входящих в модель факторов на затраты ОКР.

Среди параметров ГТД выбирают те, которые отражают его размерность (тяга – Р или расход воздуха - Gв) и совершенство (степень повышения давления – Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , температура газа – Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ), а также ряд факторов, характеризующих условия разработки двигателя (конструктивно-технологическую преемственность двигателя, время разработки, кооперацию и т.д.).

С учетом этого, оценка Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru для двигателей ТРД, ТРДД, ТВВД и ТРДДФ проводится по следующей модели

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , млн.руб.,(6.5)

где Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – расход воздуха через внутренний (I) контур двигателя, кг/с;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – суммарная степень повышения давления;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – максимальная температура газа перед турбиной, К;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – степень двухконтурности;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – степень форсирования двигателя;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – коэффициент конструктивно-технологической

преемственности разработки;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – коэффициент, учитывающий наличие управляемого

вектора тяги (УВТ);

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – коэффициент, учитывающий наличие реверса тяги;

Для бесфорсажных ТРД, ТРДД и ТВВД Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru =1

Для одноконтурных ТРД и ТРДФ Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 0

Оценка Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru для двигателей ТВД и ГТД СТ проводится по следующей модели

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , млн. руб. (6.6) где Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – взлетный расход воздуха

В таблице 1.3 приведены статистические коэффициенты для этих моделей оценки затрат на ОКР.

Величина коэффициента конструкторско-технологической преемственности ( Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ) выбирается и обосновывается, исходя из конструкторских проработок по двигателю (см. табл. 6.4).

6.3. Значения статических коэффициентов для оценки Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru двигателей прямой реакции

Таблица 6.3

  a0 a1 a2 a3 a4 a5 a6 Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru
Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru (6.6) 0,68 0,25 1,25 0,6 0,3 0,65 Да – 1,2 Нет – 1 Да – 1,1 Нет – 1
Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru (6.7) 0,6 0,72 0,65 - - - - -

6.4. Значения коэффициента Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ,%

Таблица 6.4

Характеристика преемственности Kкт
Несущественные изменения в конструкции деталей двигателя
Несущественные изменения в конструкции узлов двигателя
Существенные изменения в конструкции двигателя
Принципиально новая конструкция двигателя для данного ОКБ
Принципиально новая конструкция двигателя для отечественной практики
Принципиально новая конструкция двигателя для мировой практики 5,0

Затраты SПП на подготовку серийного пройзводства

Имеется определенная взаимосвязь между подготовкой серийного производства и соответственно затратами на нее и себестоимостью изготовления двигателя. Если к началу серийного производства известен суммарный объем заказа (для внутреннего заказчика и возможного экспорта), то проводится технико-экономическое обоснование объемов подготовки производства. При этом сопоставляются экономия от снижения себестоимости производства изделия с величиной необходимых затрат на изготовление комплектов специальной оснастки и приспособлений, закупку более производительного оборудования, на проведение оргтехмероприятий в производстве. В случае, когда масштабы производства определены с невысокой достоверностью, то проводится минимально необходимая подготовка производства, обеспечивающая технологический цикл изготовления двигателя. По мере возникновения дополнительной потребности в изделии и необходимости увеличения темпов его выпуска, для сокращения цикла изготовления и снижения трудоемкости производства вкладывают дополнительные средства в оснащение производства. При прогнозе затрат, когда нет точных сведений о производителе двигателя и возможной кооперации при его изготовлении, затраты на подготовку производства приближенно оцениваются в размере 20% от стоимости разработки, т.е. Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , млн. руб. (6.7)

Затраты SПР на серийное производство

Уровень (величина) себестоимости серийного производства и, следовательно, цены двигателя зависят, в основном, от его размерности, применяемых материалов, технологии изготовления и организации производства.

Модель цены при серийно освоенном производстве ТРД, ТРДД, ТВВД и ТРДДФ имеет вид:

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ,млн.руб. (6.8)

Модель цены при серийно освоенном производстве ТВД и ГТДСТ Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , млн.руб. (6.9)

В таблице 6.5 приведены статистические коэффициенты для моделей цены двигателей.

Таблица 6.5.

  a0 a1 a2 a3 a4 a5 Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru
Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru (1.30) 0,122 0,85 0,43 1,25 0,4 0,28 Да – 1,2 Нет – 1 Да – 1,1 Нет – 1
Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru (1.31) 0,52 0,79 0,44  

Для получения суммарных затрат на производство SПР партии двигателей ZДВ необходимо полученное соответствующее значение цены двигателя (ЦДВ) умножить на предполагаемый суммарный выпуск двигателей, скорректированный в соответствии с "кривой освоения". "Кривая освоения" показывает темп снижения себестоимости производства в зависимости от масштабов выпуска. Модель для определения SПР имеет вид: Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , млн. руб. (6.10)

При этом Ц ДВ определяется по формуле (6.9) или (6.10) в зависимости от типа двигателя.

Затраты SЭКСП на эксплуатацию

С учетом того, что средняя цена ремонта двигателя составляет ~ 35% от его цены в производстве, затраты на ремонт парка двигателей SРЕМ можно определить следующим образом: Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , млн.руб. (6.11)

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ,ч , (6.12) где Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru и Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – соответственно межремонтный и назначенный (суммарный) ресурс двигателя, ч;

Коб – коэффициент оборотного фонда;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru – средняя наработка на съем двигателя по всем (конструктивно-производственным и эксплуатационным) причинам (с учетом плановых съемов по выработке межремонтного ресурса tМ), ч;

ТДСД – средняя наработка на досрочный съем двигателя (по причине случайных отказов), ч.

Диапазон значений Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru .

Для ГТД гражданских дальних и средних самолетов (включая грузовые этого класса) можно принимать Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ч; Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ;

для ГТД ближних магистральных самолетов Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ч; Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ;

для гражданских вертолетных ГТД и двигателей для самолетов местных воздушных линий Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ч; Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ;

для вертолетных ГТД военного назначения Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ч; Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ;

для ГТД истребителей, истребителей-бомбардировщиков и штормовиков Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ч; Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ;

для малоразмерных ГТД для дистанционно-пилотируемых и беспилотных ЛА (обычно для таких ГТД расходы на ремонт Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ) Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 50...100 ч.

Затраты на техническое обслуживание Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru для всех типов двигателей определяются из следующего соотношения: Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 0,01 Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , млн.руб. (6.13)

Затраты на топливо и ГСМ ( Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ) могут быть укрупнено рассчитаны следующим образом: Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru , млн. руб. (6.15) где Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - среднечасовой расход топлива, кг/ч;

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru - цена топлива с учетом ГСМ, руб./кг.

Рекомендуемое значение Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru = 14…30 руб./кг.

6.4. Оптимизация параметров рабочего процесса авиационных ГТД в условиях неполной определённости проектных данных

В сложившейся практике проектирования ГТД принято оптимизацию его параметров выполнять последовательно: вначале идёт оптимизация и выбор значений параметров рабочего процесса (самый верхний уровень проектирования), затем разрабатывается оптимальная проточная часть, на этой основе проектируются оптимальные варианты компрессора и турбины и т.д. Таким образом, выбор параметров рабочего процесса СУ влияет на всю систему исходных данных для проектирования как ЛА, так и основных элементов самого двигателя. Поэтому отыскание таких значений параметров рабочего процесса, которые бы сохраняли свою оптимальность при изменении в процессе доводки значении КПД лопаточных машин и массы компрессора, турбины и других узлов, является одним из необходимых условий достоверной оптимизации системы ЛА в целом. С другой стороны, установлено, что задаче оптимизации параметров авиационных ГТД, как и задачам проектирования вообще, присуща неопределённость, которую обуславливают:

· многокритериальность оценки эффективности ЛА и многорежимность в эксплуатации;

· недостаточная определённость значений многих исходных проектных данных;

· предпосылки, допущения, погрешности и ограничения методик расчёта и технических требований;

· существование неучтённых или неформализованных факторов.

В силу этого задача оптимизации параметров ГТД с математической точки зрения носит векторный (многовекторный) характер.

6.5. Учёт неопределённости условий оптимизации

При оптимизации параметров авиационных ГТД имеют место два основных вида неопределённости: неопределённость цели (многокритериальность) и неопределённость исходных данных. В связи с этим, при технико-экономическом анализе задачи выбора рациональных параметров ГТД, применяют различные подходы. Это связано с тем, что в отличие от задач скалярной оптимизации, имеющей единственный принцип оптимальности

Методы оценки массы и стоимости ГТД на этапе выбора параметров рабочего процесса - student2.ru ,

в задачах векторной оптимизации возможно использовать несколько принципов оптимальности, каждый из которых может приводить к выбору разных оптимальных решений.

Решение большинства задач векторной оптимизации обычно начинают с определения области компромиссов. Что это такое? Это то подмножество возможных решений, в котором каждое из них не может быть улучшено без ухудшения уровня хотя бы одного из локальных критериев. Путём определения области компромиссов осуществляется первый шаг в сужении области поиска оптимальных решений, что способствует более объективному выбору окончательного решения.

Следует отметить, что отыскание области компромиссов является единственно строго научно обоснованным и объективным путём решения задач векторной оптимизации. Внутри же области компромиссов выбор оптимальных решений осуществляется либо на основе определённого принципа оптимальности (решающего правила), либо исходя из неформализуемых соображений. При векторной оптимизации широко используют такие решающие правила, как, например, принцип минимакса, принцип справедливой уступки, выделения главного критерия и т.д.

Точное определение границ области компромиссов часто бывает связано со значительными вычислительными трудностями. Поэтому при решении задач векторной оптимизации получили распространение приближённые методы. Их применение оправдывается тем, что определение области компромиссов обычно не является конечной целью оптимизации, во многих задачах этот этап используют только для сужения области возможных решений. Поэтому точно знать границы этой области не всегда обязательно.

Однако очевидно, что в тех случаях, когда вычислительные трудности преодолимы, а ожидаемые размеры области невелики, наиболее рациональным путём является всё же определение истинных (а не приближённых) границ такой области.

При оптимизации параметров авиационного ГТД с учётом многовекторного характера задачи область компромиссов можно определить, как результат пересечения подмножеств параметров рациональных по разным критериям.

Наши рекомендации