Урок 3. Что такое технология. Изделие(как вариант практической работы):подставка для кисточки.

Изделие(как вариант практической работы):подставка для кисточки.

Задачи урока: раскрыть содержание понятия «технология», совершенствовать умения пользования «Словарем юного технолога»; развитие познавательного интереса, сообразительности; показать разнообразие вариантов видов деятельности на основе разнообразия материалов; значение технологических процессов для жизни человека; показать возможности изготовления изделия из бумаги.

Планируемые результаты:

Предметные:объяснять значение понятия «технология»,выделять некоторые виды деятельности на основе работы с различными материалами; изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры

УУД:

Личностные: осмысление понятия «технология» как процесс выполнения изделия.

Регулятивные: формулировать учебные цели.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в словаре учебника;

Коммуникативные: выслушивать и слышать учителя, одноклассников; развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов.

Основные термины и понятия: технология, деталь, заготовка, изделие.

Ресурсы и оборудование.

У учителя: учебник, разборная конструкция цветка умений, клей, изделия из различных материалов, бумага средней плотности для изготовления подставки (подготовлен необходимый формат каждому учащемуся).

У учащихся:учебник, фломастеры, для выполнения подставки для кисточки: бумага средней плотности (подготовлена учителем), ножницы, карандаш.

Ход урока:

Вначале урока проходит повторение материала прошлого урока. Необходимо повторить, что такое материалы, инструменты. Продемонстрировать предметы, которые нужно отнести к группе материалов или инструментов. Также поинтересоваться у учащихся о том, какие материалы и инструменты используются в домашних условиях.

Учитель: «Мы знаем, что нужно взять с собой в путешествие, как использовать рабочую тетрадь, учебник, как грамотно организовать свое рабочее место, сегодня мы узнаем, что же такое технология (слово «технология» должно быть на доске). Откроем учебник на стр. 11, прочитаем слова Вани. Откроем словарик юного технолога, прочитаем определение понятия «технология».

Один из учеников читает определение понятия в «Словарике юного технолога».

Технология — знания о способах и средствах изготовления различных вещей и предметов.

Учитель предлагает также одному из учеников прочитать определение понятия «технология» в учебнике на стр. 12.

Технология – учебный предмет, который учит, как правильно изготавливать изделия из разных материалов с использованием инструментов и приспособлений, а также экономно расходовать материалы, силы и время человека.

Учитель задает вопросы на понимание прочитанной информации. Чему мы научимся на предмете «Технология» (Ответы учащихся: изготавливать различные вещи, предметы, изделия). Что мы будем использовать в работе для создания изделий? (различные материалы, инструменты, приспособления). Как вы думаете, будем ли мы применять какие-нибудь правила в работе? Что это за правила? Учащиеся высказывают свои предположения (правила работы с инструментами). Что значит, экономно расходовать материалы, силы и время человека? (правила использования материала, как грамотно отрезать, вырезать, чтобы осталось больше материала для следующей работы, как быстрее сделать изделие).

Учитель делает вывод, что технология – это предмет, который научит изготавливать много интересных и нужных вещей из разных материалов с использованием различных инструментов и приспособлений.

Учитель: «Обратимся к учебнику на стр. 11, рассмотрим цветок умений, он поможет ответить на вопрос: чему мы научимся на уроках технологии. Что означают эти слова?».

Обсуждение умений. Учитель параллельно демонстрирует различные изделия, выполненные описанными действиями.

Лепить. Делать изображение, сооружать из пластического, мягкого материала.

Вязать. Плести руками, крючком, спицами или на машине из какого-нибудь материала.

Вышивать. Изобразить, украсить шитьем.

Клеить. Изготовлять, скрепляя клеем.

Шить. Изготовлять, скрепляя нитью края ткани, какого-либо мягкого материала.

Вырезать. Сделать что-нибудь резанием.

Конструировать. Создавать конструкцию чего-нибудь, строить.

Готовить. Приготовлять пищу, стряпать.

Предложить учащимся заполнить свой цветок умений, желаний, чему бы ребята хотели научиться на уроках технологии. Каждый заполнит свой лепесток: на одной стороне свое имя, а на другой свое желание, затем прикрепит на общий цветок. Учитель предложит вернуться к цветку в конце года и проверить, какие желания исполнились.

Учитель: «Рассмотрим фотографии на стр. 12. Аня говорит, что такие изделия вы сможете сделать на уроках технологии. Попробуйте назвать эти изделия. Какие материалы использованы для изготовления данных изделий?». Учащиеся рассматривают изделия на фотографии, придумывают название работам и обсуждают, какие материалы использованы.

Практическая работа. Подставка под кисточку.

Учитель: «Посмотрите на данное изделие (учитель демонстрирует подставку под кисточку). Что это за изделие? Для чего оно применяется? (учащиеся рассматривают изделие и отвечают на поставленные вопросы). Эта подставка под кисточку нам понадобится на уроках, когда мы будем работать клеем, мы кисточку будем окунать в клей и намазывать детали, а по окончании работы будем ставить кисточку на подставку. Попробуем выполнить сегодня авторскую подставку под кисточку. Тем более, что ею удобно пользоваться и хранить, она занимает очень немного места. Из какого материала выполнена подставка? (бумага). А если это бумага, то какие инструменты и приспособления нам могут пригодиться в работе?». Можно обратиться к таблице, составленной на прошлом уроке и методом исключения учащиеся по наводящим вопросам учителя, исключают инструменты, приспособления, которые не понадобятся для изготовления подставки.

Материалы Инструменты и приспособления
БУМАГА Клеенка, ножницы, клей, кисточка, тряпочка, линейка, карандаш.

Учитель: «Нужна ли нам клеенка? (учитель выслушивает ответы учащихся после каждого вопроса). Понадобятся ли ножницы? Для чего? (ножницами вырезано в центре отверстие). Нужен ли клей (нет)». И т.д.

В итоге понадобятся следующие инструменты и приспособления: клеенка, ножницы, кисточка (чтобы проверить конструкцию), карандаш.

А как можно вырезать такой ровный ромб? (учащиеся предполагают, что бумагу можно сложить). Но сначала нужно будет нарисовать фигурку, по контуру которой вырежем отверстие. Итак, приступим к работе».

Учитель демонстрирует все этапы работы и контролирует работу учащихся, учащиеся, выполняя работу, сравнивают свое выполнение с образцом учителя. Оформление изделия учащиеся выполняют самостоятельно.

1. Сгибание заготовки. Положите перед собой бумагу вертикально, сложим лист пополам от себя так, чтобы нижний край листа совпал с верхним краем, хорошенько прогладьте линию сгиба. Поверните заготовку так, чтобы согнутый край оказался наверху. Сложим каждый слой бумаги к верхнему краю (сначала один, перевернем заготовку, затем другой). Раскройте до сложенной пополам фигуры.

2. Разметка отверстия. Положите перед собой заготовку, возьмите карандаш и нарисуйте треугольник (можно два) примерно посередине на линии сгиба.

3. Вырезание отверстия. Не разворачивая заготовку, вырежем треугольник. Ножницами работаем аккуратно, закончив работу, отложите ножницы сразу в сторону сомкнутыми концами. Работайте только над столом.

4. Оформление изделие. Поставьте свою подставку, проверьте на устойчивость. Оформите изделие по своему выбору. Можете нарисовать на ней геометрические фигуры или оформить ее цветами, кому как нравится.

Подведем итоги.

Учитель: «Попробуйте объяснить своими словами, что такое технология. Чему вы сможете научиться на этих уроках? Попробуйте назвать, что можно сделать из показанных материалов».

Учитель демонстрирует разнообразные материалы, а учащиеся называют, что можно сделать из данных материалов, здесь необходимо постараться вывести учащихся на некоторые виды деятельности с материалами. Параллельно демонстрировать изделия.

Нитки: вязать, вышивать, плести. Ткань: сшивать, клеить. Бумага: конструировать, приклеивать, складывать, вырезать. Пластилин: лепить, вырезать. Фрукты (яблоки например): варить, выпекать. И т.д.

Все необходимое для своей жизни люди производят, изменяя и преобразовывая то, что дает им природа, с помощью определенного способа действий – технологии. Технологии постоянно развиваются и совершенствуются. Современный человек может сделать самые разнообразные вещи!

Учитель предлагает рассмотреть изделия – подставки под кисточку. Учащиеся выходят к доске, показывают, что у них получилось, рассказывают, как они оформили свою подставку.

Также можно повторить, в какой последовательности подставка изготавливалась.

Рекомендации для занятий в семье. Расскажите дома о том, что такое технология и что вы будете на уроках, чему бы хотели научиться.

Экскурсия в парк (занятие во внеурочной деятельности).

Перед проведением следующего урока 4 «Работа с природными материалами. Аппликационные работы», мы рекомендуем провести экскурсию, как вариант для занятий во внеурочной деятельности.

Задачи экскурсии: формирование понятия о жизненных формах растений (деревья, кустарники, травы, мхи и т.д.) и о том, как их использует человек; освоение правил сбора природных материалов.

В зависимости от местных условий и того, куда будет организована экскурсия (в парк, лес, во двор школы и т.д.), содержание и объем информации будут разными.

Основная информация.

Деревья (древесина) используются для строительства дома, изготовления мебели, игрушек, в качестве топлива, шпал на железной дороге, столбов для проведения электричества, а также для изготовления бумаги; кустарники – для плетения корзин, коробов, мебели и т.д.; травы – для корма животных; ягоды, грибы – для употребления в пищу; семена растений – для питания, выращивания новых растений; опавшая листва идет на перегной и очень полезна для роста растений.

Во время экскурсии учитель предлагает учащимся внимательно изучать природу. Предлагает рассмотреть деревья, как они выглядят, чем они похожи, чем отличаются. Также можно рассмотреть опавшие листья, сравнить их по цвету, форме.

Учитель предлагает детям собрать красивые опавшие листья, травинки, веточки, шишки, желуди и т.д., чтобы использовать для создания в дальнейшем красивых аппликаций.

Помимо проведения экскурсии перед уроком по созданию аппликации из листьев, желательно после экскурсии провести занятие, задачами которого будут изучение правил подготовки и хранения природного материала; познакомить с назначением пресса в высушивании растений

Ресурсы и оборудование.

У учителя: учебник, различные виды природного материала, пресс, 2 дощечки, различные емкости: коробочки, пакеты.

У учащихся: учебник, различные виды природного материала, пресс, 2 дощечки, коробочки, пакеты.

Ход занятия:

Учитель: «Итак, мы собрали множество интересных видов природного материала. Теперь необходимо подготовить и сохранить эти материалы до того момента, как мы будем их использовать в практической работе. Откроем учебник на стр. 15. Аня предлагает рассказать, листья каких деревьев вы собрали? Рассмотрим рисунки под знаком «Работаем самостоятельно», как грамотно нужно подготовить листья для хранения и использования? Такой способ сушки называется «сушка под прессом. Слово «пресс» выделено цветом, что нужно сделать? Заглянуть в «Словарик юного технолога».

Пресс — механизм для сильного сжатия чего-нибудь, разглаживания, обработки чего-нибудь давлением. Также понятие «пресс» можно определить, как тяжелый предмет, предназначенный для придавливания чего-нибудь. Это груз.

Далее проходит обсуждение, что может служить прессом, какой предмет можно использовать, ведь, чтобы придавить, нужно использовать тяжелый предмет. Это могут быть книги. Возможна демонстрация настоящего переплетный пресс. Также можно поинтересоваться, использовали ли дети когда-нибудь пресс, родители, в каких целях.

Учитель предлагает рассмотреть последовательность сушки под прессом и попробовать самостоятельно описать схему. При этом учитель помогает, корректирует ответы учащихся, задает наводящие вопросы.

1. Собранные листья необходимо положить на газету, расправить их, положить на небольшом расстоянии друг от друга. При этом газету нужно положить на дощечку.

2. Теперь необходимо накрыть листья другим слоем газеты.

3. Затем положить дощечку, которая смогла бы закрыть всю поверхность газеты и сверху придавить грузом, в данном случае используется камень. Почему мы сразу на газету не положили пресс, камень? Он имеет неровную поверхность и закрывает не всю высушиваемую площадь.

4. На последней фотографии показаны уже высушенные листья, с которых аккуратно сняли пресс и фанерку. Листья готовы к работе.

Теперь листы необходимо аккуратно переложить в коробку.

Далее учитель может предложить разобрать остальной собранный материал: веточки положить в пластиковую сумочку, шишки отсортировать по виду, форме и величине и разложить в отдельные коробки.

Электронное приложение к данному уроку состоит из 4 разделов: «Новый материал», «Проверь себя», «Видео», «Сделай сам».

Материал первого раздела включает в себя информацию о видах листьев и может быть использован в начале занятия. Проверить умение классифицировать деревья ученикам можно в разделе «Проверь себя», где для выполнения задания необходимо соотнести лист и дерево, с которого он упал. В разделе «Видео» показан процесс засушивания листьев, с использованием пресса. Этот материал рекомендуется использовать в основной части занятия или предложить для домашнего просмотра. Обсудить план работы и подробно остановиться на каждом этапе сушки листьев поможет раздел «Сделай сам».

ЧЕЛОВЕК И ЗЕМЛЯ

Наши рекомендации