Тема. Конструирование из деревянных деталей.
Цели.Сформировать представление о древесине, её свойствах и применении. Расширить представление о форме в области конструирования, научить приёмам обработки древесины, формировать умение конструировать из деревянных деталей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Беседа « Что делают из древесины»
Древесина - это твёрдая часть древесных стволов и ветвей, лежащая под корой. Древесина срубленных деревьев используется на производстве и в быту в качестве строительного, поделочного и топливного материала, сырья для различных химических производств. Из древесины делают разнообразные строительные материалы, мебель, бумагу, ткани, пластмассы, лекарства, спортивный инвентарь, игрушки, предметы домашнего обихода, тару для упаковки товаров, лодки, музыкальные инструменты и т. д. Древесина разных пород деревьев обладает различными физическими и технологическими свойствами: твёрдостью, прочностью, плотностью, влагостойкостью, однородностью строения, текстурой, цветом и т. д.
Для работ, выполняемых младшими школьниками, используются мелкие бытовые изделия из древесины (палочки для мороженого, прищепки, зубочистки, палочки для приготовления кулинарных блюд), а также детали деревянного конструктора (кубики, треугольники, бруски, цилиндры и др.).
3. Деревянные детали можно склеивать между собой клеем ПВА, окрашивать в разные цвета при помощи акварельных или акриловых красок. Гуашь использовать не рекомендуется, так как даже после высыхания она может оставлять пятна на руках.
В перечне примерных учебных заданий программы предлагается выполнить модели транспортных средств. Из деревянных деталей можно создать различные самолёты, автомобили, корабли, поезда и др. В процессе изготовления изделий могут использоваться также пластмассовые детали (шарики, цилиндрические футляры, флаконы от киндер-сюрпризов и др.), а также материалы, с которыми работали на предыдущих уроках (бумага, текстильные и природные материалы).
4. Технология изготовления катамарана (судна с соединёнными вверху двумя корпусами)
1. Приготовить необходимые материалы (рис. 1):
—3 деревянные прищепки,
—2 фигурные палочки для мороженого,
—2 простые палочки для мороженого,
—1 палочка для приготовления кулинарных изделий,
—бумага,
—атласная лента шириной до 1 см,
В качестве дополнительных материалов используется клей ПВА и акриловые краски.
2.Покрасить деревянные детали. При необходимости прищепки и палочки для мороженого могут быть покрашены в различные цвета. Изделие из покрашенных деталей будет более ярким, нарядным. В целях сокращения времени на изготовление изделия данную операцию можно не выполнять.
3.Выполнить корпуса лодки (рис. 2). Приклеить фигурную палочку для мороженого к боковой части прищепки. Необходимо выполнить два одинаковых корпуса.
4.Соединить корпуса между собой (рис. 3). Расположить подготовленные корпуса параллельно друг другу, приклеенные палочки должны быть сверху. Соединить детали, приклеив к ним простые палочки для мороженого.
5.Изготовить парус (рис. 4). Вырезать из бумаги деталь прямоугольной или квадратной формы. Ориентировочные размеры паруса 8x15 см. Парус можно украсить аппликацией из цветной бумаги.
6.Закрепить парус на мачте (рис. 5). Аккуратно проколоть деталь паруса и одеть его на палочку для приготовления кулинарных изделий. Предварительно можно определить середину бумажной детали путём частичного складывания: соединить две противоположные стороны и сделать пальцами защип по сгибу детали.
7.Установить мачту (рис. 6). Нижний конец мачты (деревянной палочки) закрепить прищепкой как можно ближе к её середине.
8.Закрепить мачту (рис. 7). Нанести клей на палочки для мороженого, соединяющие корпуса лодки и приклеить прищепку с закреплённой мачтой. Ручки всех
прищепок должны быть направлены в одну сторону.
9.Выполнить флаг На мачте над парусом завязать ленточку (рис. 8).
На цветной вклейке представлен наглядный демонстрационный материал «Катамаран»,на котором показан процесс изготовления парусного катамарана из деревянных деталей и готовое изделие.
6. Самостоятельная практическая деятельность учащихся.
7. Оценка и анализ готовых работ.
8. Организация выставки
9. Уборка рабочих мест
10.Подведение итогов урока
11.Рефлексия