Характеристика информации как продукта и предмета труда

По мере своего развития экономика информационного общества начинает использовать в качестве одного из основных ресурсов посто­янно обновляемыетеоретические знания и различного рода сведения; которые являются необходимым условием эффективного использова­ния экономикой осtальныхресурсов. Структура совокупного спроса сдвигается в сторону информационных потребностей, которые все бо­лее и более индивидуализируются. Совокупное предложение сдвига­ется в сторону увеличения информационных товаров и услуг.

Основным предметом труда в сетевой экономике является информация. Это так называемая исходная, или первичная, информация. Именно на ее основе создается информационный продукт, нужный для пользователя.

Исходная информация, представляющая собой предмет труда, подвергается обработке (преобразованию) с помощью различных видов информационных технологий. Информация собирается, подвергается контролю, преобразуется, если это необходимо, в машиночитаемую форму, накапливается (хранится), подвергается сортировке, компоновке (подбору), математической обработке, преобразуется в удобную для восприятия человеком форму (таблицы, графики, схемы), передается пользователю в требуемой форме.

Таким образом, наряду с чертами, общими для предприятий материального производства, организациям, занятым производством информации, присущ ряд специфических особенностей:

· в процессе производства информации не создается вещественных продуктов;

· информация может фиксироваться на определенном вещественном носителе, являясь в то же время невещественным продуктом;

· имеется возможность как однократного, так и многократного удовлетворения потребностей с использованием одной и той же информации, а при однократном использовании информации процесс ее производства неотделим от процесса потребления;

· при однократном использовании информации в процессе материального производства ее стоимость сразу и полностью переносится на продукт, создаваемый с использованием этой информации, а в условиях многократного удовлетворения тех или иных потребностей производства информацией ее стоимость переносится на готовый продукт частями;

· потребительские свойства информации (своевременность, достоверность, полнота и др.), и как следствие - ее потребительная стоимость могут изменяться во времени;

· в процессе потребления информация не уничтожается, все ее потребительские свойства сохраняются, в отличие от технических средств, которые изнашиваются тем сильнее, чем выше интенсивность их использования. Информация не изнашивается, и следовательно, чем интенсивнее она используется, тем меньшая доля ее стоимости будет включаться в себестоимость готового продукта;

· производство информации однородно для всех сфер управления.

Законодательство РФ устанавливает правовой режим формирования и использования информационных ресурсов. По возможностям защиты имущественных прав они приравнены к другим, в том числе материальным, ресурсам. За исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ, информационные ресурсы могут быть товаром. На них распространяются права владения, пользования и распоряжения.

Характеристика информации как продукта и предмета труда - student2.ru

Рис.84. Классификация информационных ресурсов

На Рис.84 представлена классификация информационных ресурсов по признаку собственности, по доступу информации и по ее ис­пользованию. Классификация информационных ресурсов проведена с учетом требований и в соответствии с законом РФ «О государственной тайне».

Наши рекомендации