Внутренняя среда организации

Внешняя и внутренняя среда организации

Любая организация располагает внутренней и внешней средой.

Организация – «открытая» система, подверженная внешним и внутренним воздействиям.

Успех комании зависит от умения приспособиться к неконтролируемым ею факторам и успешного влияния на контролируемые.

Внутренняя среда организации - student2.ru

Цель изучения внешней и внутренней среды компании – анализ ситуации, складывающейся на рынке и в самой компании.

Результат, получаемый после анализа, - основа для планирования.

Внешняя среда организации

Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики и их технологии, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, социально-культурная среда, релевантные по отношению к операциям организации.

Взаимосвязанность факторов внешней среды - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие. Так же как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других.

Пол сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора.

Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.

Выделяют:

1) Среду прямого воздействия - включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние организации.

К факторам прямого воздействия относят те факторы внешней среды, с которыми взаимодействие идет постоянно и непосредственно:

Ü Поставщики

Ü Клиенты

Ü Конкуренты

Ü Посредники и другие, контактирующие с организацией аудитории

Поставщики – сырье, материалы, оборудование, комплектующие изделия, электроэнергия, топливо, кадры.

Посредники:

– оптовики, розница, агенты, брокеры (торговые)

– транспортные предприятия

– компании по оказанию маркетинговых услуг (исследования маркетинговых компаний, рекламные агентства)

– консалтинговые компании

– аудиторские компании

– кредитно-финансовые учреждения (банки, инвестиционные, страховые компании)

Клиенты (покупатели)

Для работы с клиентами их надо делить на однородные группы по требующемуся товару. Самое крупное деление – это деление на потребтельский рынок и рынок предприятия (последний включает рынок товаров промышленного назначения, международный рынок, рынок перепродавцов, институциональный рынок и рынок государственных учреждений).

Конкуренты – это внешний фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Фирмы крнкурируют на разных уровнях (см. рисунок):

Внутренняя среда организации - student2.ru

Другие контактирующие аудитории:

– финансовые круги (банки, инфестиционные, страховые компании)

– СМИ (для больших компаний)

– государственные учреждения (налоговая и др.)

– гражданские группы действия (например, Гринпис)

– местные аудитории (местные жители, организации)

– широкая публика

2) Среду косвенного воздействия - включает факторы, которые не оказывают немедленного воздействия на работу, но со временем оказывают.

При изменении среды косвеного воздействия меняется покупатель, соответственно меняется среда прямого воздействия.

К факторам косвенного воздействия относят следующие подсреды:

Ü демографическая

Ü экономическая

Ü политическая

Ü научно-техническая

Ü культурная

Компании проводят анализ тех видов сред, которые связаны с их деятельностью, при этом особенно интересуют клиенты компании.

Демографическая – компанию интересуют поло-возрастной состов клиентов, уровень образования, профессионализм, число семей, плотность населения, численность, интенсивность потребления и т.д.

Экономическая – наиболее важным фактором является покупательская способность клиентов. Она зависит от:

ü уровня текущих доходов

ü уровеня сбережений

ü цен в регионе

Эти три фактора зависят от макроэкономических факторов, экономического цикла уровня валют, инфляции, уровня безработицы и т.п.

Политическая – складывается из прововых положений центральных государственных учреждений, влиятельных групп общественности:

ü законы, устанавливаемые Думой

ü указы Президента

ü кодексы

ü постановления

ü распоряжения

Научно-техническая – наиболее драматическая сила, из всех рассмотренных, т.к. любое новшевство ведет к разрушению старой технологии, в значит и старых отраслей, вычислительной техники. Поэтому следует следить за новинками, чтобы не оказаться «внизу».

Культурная – потребители – это часть общества, а в обществе существуют определенные традиции, ценности, нормы поведения, на основе которых складывается покупательское поведение.

Культурные ценности делятся на первичные (прививаются родителями, школой, законами, властью) и вторичные (связаны с модой, быстрыми изменениями).

Национальная культура включает элементы и субкультуры.

Характеристики внешней среды

1. Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы

2. Сложность: число и разнообразие факторов, значимым образом влияющих на организацию

3. Подвижность: относительная скорость изменения среды

4. Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее релевантности

Внутренняя среда организации - student2.ru

Внутренняя среда организации

Внешняя среда организации включает Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации.

Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, - это цели, структура, задачи, технология и люди.

Внутренняя среда организации - student2.ru

Задачи

Часто приписываются не человеку, а должности. Задача организации делятся на три категории:

- задачи, свзанные с работой людей (например, рост квалификации, эффективности)

-задачи, связанные с работой с предметами (например, повышение качества)

- задачи, связанные с информацией (бухгалтерская, управленческая информация)

Структура

Существуют две основные концепции структуры:

1. Специализированное разделение труда

2. Сфера контроля

Специализированное разделение труда

В большинстве современных организаций разделение труда не означает случайного распределения между имеющимися людьми. Характерной особенностью является специализированное разделение труда — закрепление данной работы за специалистами, т.е. за теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет место горизонтальное разделение труди по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.

Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени - возможности ее успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми - сверху Вниз, до самого первого уровня организации - во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организация по сравнению с ее конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.

Вертикальное разделение труда, т.е. определение работы по координации от непосредственного выполнения заданий, необходимо для успешной трудовой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Иерархия пронизывает всю организацию, спускаясь на уровень неуправленческого персонала.

Президент
Вице-президент по вопросам маркетинга
Вице-президент по трудовым вопросам
Вице-президент по производству
Вице-президент по вопросам финансов
Менеджер по контролю за качеством
Начальник по эксплуатации
Начальник 1й смены по заготовкам
Начальник сборки 1й смены
Начальник 2й смены по заготовкам
Менеджер по производству
Менеджер по коммерческим операциям
Начальник сборки 2й смены

Структура организации

Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры.

Широкая сфера контроля - это если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, в результате чего эта сфера имеет плоскую структуру управления.

Узкая сфера контроля - каждому руководителю подчиняется мало людей, т.е. многоуровневая структура.

Технологии

Выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.

Классификация по степени автоматизации:

1) Стандартизация — это использование стандартных взаимозаменяемых компонентов в производстве, что значительно сокращает стоимость производства и ремонтных работ. Концепция стандартизации стимулировала развитие специализации, открыв широкие возможности для применения неквалифицированного труда, а затем механизации и автоматизации, представляющих собой использование механизмов и машин вместо людей. Именно на этом основано современное массовое производство товаров и услуг. Стандартизация в настоящее время широко распространена в сфере производства и услуг.

2) Непрерывные процессы. Движущиеся конвейерные линии, в том числе сборочные, применяются почти повсеместно при производстве самой сложной продукции. Они превращают производство в непрерывной процесс. Для их применения операции, задачи, выполняемые рабочими, чрезвычайно узко специализировали. Это позволило передавать выполнение операций роботам.

Технологии оказывают сильнейшее воздействие на управление и организационную эффективность.

По типам технологии:

1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно или малая серия одинаковых изделий. Суперкомпьютеры, космические корабли, мебель и одежда, изготовляемые по индивидуальным заказам, могут служить примерами использования таких технологий.

2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или подобны. Такой тип производства характеризуется механизацией, использованием стандартных деталей и конвейерным способом сборки. Почти все потребительские товары изготавливаются на основе таких технологий.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, на котором круглосуточно изготавливается одинаковый по характеристикам продукт в больших объемах. Примерами такого производства могут служить переработка нефти, работа электростанций.

Персонал – центральный фактор в любой модели управления. Рассматривает три аспекта «человеческой переменной»:

а) поведение отдельного человека

б) поведение людей в группе

в) поведение руководителей.

Наши рекомендации