Проектирование и (или) разработка

Основным содержанием планирования или проектирования продукции является перевод требований к продукции на язык конкретных характеристик, воплощенных в конструкторской документации. Основной целью проекта является либо создание новой продукции, либо модернизация действующей. Проектирование и разработка продукции осуществляется на основе единого плана, включающего в себя: 1) назначение группы разработчиков, 2) обеспечение работ всеми необходимыми техническими средствами и соответствующим финансированием, 3) составление календарного графика работ, 4) определение критериев оценки проекта. По завершении каждого этапа разработки проекта осуществляется документированный критический анализ результатов проектирования, в ходе которого выявляются и прогнозируются проблемы кач-ва, требующие соответствующего решения. В зависимости от этапа проектирования и вида продукции учитываются факторы: а) относящиеся к требованиям потребителя и их удовлетворению (работоспособность продукции в предполагаемых условиях эксплуатации, а также в случае непреднамеренного и неправильного использования, безопасность, экономичность и другие), б) относящиеся к техническому описанию продукции (безопасность и работоспособность, пригодность к монтажу, ремонтопригодность, внешний вид, требования к этикетированию и другие), в) относящиеся к технологическим требованиям (возможность механизации и автоматизации, возможность проведения технического контроля и испытаний, требования к комплектующим, упаковке, погрузочно-разгрузочным работам, срок годности и другие). Для ан-за проекта можно исп-ть один или несколько из следующих методов: а) проведение альтернативных расчетов, подтверждающих правильность первоначальных решений, б) документированные испытания и экспериментальные проверки, в) независимая экспертная проверка, обеспечивающая подтверждение правильности первоначальных расчетов или других работ по проектированию. В процессе проектирования проект периодически вновь оценивается. Особое место при оценке проектов занимают испытания опытных или серийных образцов продукции. Объем и характер таких испытаний обуславливается допустимыми рисками. Проведение испытаний, как правило, включает: а) оценку рабочих характеристик и надежности продукции в предполагаемых условиях ее хранения и эксплуатации, б) контрольные проверки для подтверждения того, что все особенности проекта соответствуют установленным требованиям потребителя, в) утверждение правил расчетов и их программного обеспечения.

Результаты всех испытаний и оценок подлежат обязательному документированию. Проект оценивается на всех стадиях, начиная с составления технического задания и кончая выпуском опытной партии. По результатам оценки окончательного проекта, включающего утвержденный на соответствующих уровнях руководства комплект документов, устанавливается степень его готовности к реализации. При этом определяются: а) организационная и техническая способность предприятия выпускать спроектированную продукцию, б) наличие и достаточность инструкций по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту продукции, в) наличие соответствующей торговой сети и послепродажного обслуживания продукции, г) наличие персонала, подготовленного к выпуску продукции, д) результаты проверок упаковки и этикетирования продукции, а также физического состояния в ходе хранения и транспортировки. Серийному производству новой или модернизированной продукции предшествует разработка документированных процедур: 1) контроля за выпуском, изменением и использованием документации, содержащей входные и выходные проектные данные, 2) санкционированного принятия мер, если они необходимы, по внесению изменений, которые могут влиять на продукцию в течение всего ее ЖЦ. Для подтверждения того, что проект по-прежнему отвечает установленным требованиям, продукцию периодически вновь оценивают. Этот процесс предполагает: 1) ан-з соответствия кач-ва продукции требованиям потребителей, 2) изучение эксплуатационных хар-к продукции, 3) определение необходимости внесения изменений в технологическую документацию. Информативной базой для этого являются данные эксплуатации и производственного опыта.

Закупки

Для стабильного обеспечения производственного процесса материальными ресурсами, необходимо решить след. задачи: 1) Создать нормативную и информационную базу для обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами требуемого качества, 2) Разработать план и программы обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами требуемого качества, 3) Организовать работу с поставщиком, включая оценку, выбор и допуск поставщиков, контроль и приемку продукции у поставщика, оперативное регулирование поставок, 4) установить формы и методы входного контроля кач-ва продукции поставщиков, 5) заключить контракты с поставщиками и провести анализ выполнения условий контракта, 6) организовать учет, анализ и оценивание сроков и кач-ва поставок, 7) организовать хранение материальных ресурсов и подготовить их к производственному использованию, 8) организовать предъявление и удовлетворение претензий и исков к поставщикам, нарушающим договорные условия, 9) снизить затраты на материально-техническое обеспечение производства. Чтобы удостовериться в способности поставщика выполнять условия поставки, в СК должны быть разработаны процедуры организации работы, определяющие Что надо делать, Как надо делать, Кто будет делать. Первостепенной задачей организации работ по закупке является определение состава работ и их участников.

Примерный перечень работ по закупкам: 1) Опр-е номенклатуры закупаемых материалов, 2) Опр-е требований к закупаемым материалам и их документирование, 3) Опр-е состава потенциальных поставщиков, 4) Выбор и принятие решения о допуске поставщика, 5) заключение контрактов на поставку, 6) Получение доказательства соответствия закупаемой продукции установленным контрактом требованиям к качеству, 7) приемка закупаемой продукции по количеству, 8) информирование поставщика об отклонениях при приемке по кач-ву и кол-ву, 9) формирование и ведение банка данных о поставщиках, 10) разработка совместно с поставщиком программ улучшения качества закупаемых материалов, 11) оперативное регулирование поставок. Под оценкой поставщиков понимается совокупность методов и приемов, используемых в процессе подготовки решения о заключении и выполнении договора поставки материальных ресурсов. Предприятие оценивает способность поставщиков отвечать его требованиям. Для выбора одного или нескольких предпочтительных поставщиков формируется банк данных.

Информация для оценки и выбора поставщика:

Блоки информации Состав информации
качество продукции 1) показатели качества продукции поставщика, 2) показатели качества аналогичной продукции других поставщиков, 3) условия послепродажного сервиса, предоставляемого поставщиком, 4) условия послепродажного сервиса, предоставляемого другими поставщиками, 5) наличие внедренной СК
условия поставки 1) возможные объемы поставки в установленном календарном периоде, 2) вид и норма отгрузки (повагонная, контейнерная, в цистерны). 3) вид транспорта (железнодорожный, автомобильный, авиационный, водный), 4) данность транспортировки, 5) ориентировочные транспортные расходы, 6) срок поставки
стоимость продукции и условия оплаты 1) цена продукции поставщика, 2) цена аналогичной продукции других поставщиков, 3) условия оплаты: предоплата, размер скидок при предоплате, оплата по факту поставки, оплата с отсроченным сроком

Оценка и выбор поставщика проводится в следующем порядке: 1. разработка и направление поставщику специальной анкеты, 2. обработка анкетных данных, 3. анализ результатов анкетирования и принятия одного из следующих решений: 1) заключить договор о поставке продукции, 2) отказаться от договора, 3) направить к поставщику специалистов предприятия для проведения обследований.

Анкета, поставляемая поставщику, включает вопросы, ответы на которые дают возможность оценить его организационную способность отвечать требованиям ст-тов ИСО.

Наши рекомендации