Опыт работы Ртищевского краеведческого музея

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЛЕГЕНДЕ

В наше время практически в каждом районном краеведческом музее есть компьютеры, во многих из них установлены мультимедийные проекторы. Эта техника используется, прежде всего, для показа фотопрезентаций, документальных или художественных фильмов во время мероприятий. Для тех, кто уже освоил эти технологии, представить себе работу без мультимедиа уже сложно.

Но, это только начальный этап в отношениях музеев и мультимедийных технологий. Нашему посетителю, избалованному телевидением и интернетом, оказывается, недостаточно просто видеть на экране калейдоскоп сменяющих друг друга фотографий. Существует большой запрос на оригинальный видеоматериал и эту тенденцию уже не изменить.

Современные и богатые музеи, как в России, так и за рубежом становятся экспериментальными площадками по освоению новых мультимедийных технологий, в том числе и пришедших из сферы кинематографа.

Кино связно с музеем. Мультимедийные технологии позволяют срежиссировать и транслировать рассказ вокруг музейного предмета. Они позволяют сделать посетителя не только зрителем музея, но и непосредственным участником действия. Более того, мультимедиа способна дать посетителю возможность самому посетителю стать частью кинематографического повествования.

Существуют несколько вариантов кинематографических приемов, достаточно успешно используемых санкт-петербургской компанией Ascreen (Аскрин) при проектировании новых музейных экспозиций.

Одним из нескольких кинематографических приёмов, которые применяются в музеях – это вывод отдельных героев для рассказа, которые могут с разных позиций представлять музейный предмет.

Существует вариант, когда герой является проводником посетителя по экспозиции. Так, детский герой «Невская капелька» музее Воды г. Санкт-Петербурга рассказывает о круговороте воды в природе, о работы очистных сооружений, об экологии – появляясь в различных инсталляциях на пути у посетителя.

В других вариантах темы раскрываются через судьбы героев или сама экспозиция рассматривается как фильм.

Существуют примеры интерактивных экспозиций, которые работают строго в рамках сценария. Посетитель будто попадает внутрь фильма, а сюжет развивается согласно драматургическим канонам. Но этот прием технологически сложен.

Классическим примером использования мультимедиа для реализации кинематографических целей является приём «кино» внутри экспозиции – представление музейного фильма.

Видеофильм сам по себе является ярким способом передачи информации, но степень вовлечения (привлекательной подачи) – это главный вопрос над которым должна идти максимально глубокая работа. Именно от того, как будет подан материал, как сделаны акценты на первостепенную информацию, и зависит - произойдёт ли факт вовлечения посетителя в музейный предмет, в его содержание.

Стиль исполнения (как элемент представления информации) можно поделить на две группы: полностью нарисованный художниками контент или работа с реальными, имеющимися информационными материалами – музейными предметами.

Хотелось бы рассказать о нашем практическом опыте того, как кинематограф находит выражение в пространстве Ртищевского краеведческого музея, и как мультимедиа-технологии позволяют посетителю выйти на новый уровень взаимодействия с историко-культурным наследием.

Мультимедиа проектор в нашем музее стал использоваться с 2008 года, когда председатель Ртищевского районного отделения Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры, а по совместительству еще и руководитель музея Селиванов Дмитрий Юрьевич стал победителем областного конкурса социальных и культурных проектов. Проект назывался «Виртуальное путешествие по Прихоперью». Был куплен мультимедиа-проектор, который работает и по сей день, несмотря на почти полностью выработанный ресурс. И, конечно же, особенно эффективно он стал использоваться в 2015 году, когда в бывшем кинотеатре им. Калинина, куда переселили музей, заработала тематическая выставка «Дороги Победы». Представьте себе степень восторга детей, когда они смотрят фрагменты какого-нибудь документального фильма про Великую Отечественную войну на настоящем киноэкране, находясь при этом в полноразмерном окопе. Таким образом, даже после того как выставка была недавно закрыта, кино и музей стали неразделимы.

В августе 2016 года стало известно, что музей с проектом «Прикосновение к легенде» во второй раз стал победителем Всероссийского конкурса «Культурная мозаика», организованного благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко. У музея появилась возможность закупить дорогостоящее оборудование. Можно было бы пройти традиционным путем и приобрести еще один хороший проектор, или два – три плазменных телевизора, или интерактивный киоск, но мы посчитали, что большую ценность будет иметь не то, с помощью чего посетитель может увидеть видеоматериал, а то, что он может увидеть через уже имеющееся оборудование.

Так родилась идея музейной киностудии, которую мы назвали «ИллюзионЪ». Название не случайно. В 1910 году в нашем здании открылся иллюзион «Прогресс». Теперь мы готовы не только показывать музейное видео, но и создавать его.

Для музейных работников, наверняка, очень ценным будет запись воспоминаний ветеранов войны и труда. Люди, носители ценнейшей информации, уходят от нас и надо торопиться, чтобы эту информацию собрать и сберечь. Вместо музейщиков, как оказалось, в глубинке никто этого делать не будет. Запись интервью на качественном оборудовании с использованием студийного освещения в сторонних организациях стоит очень дорого, нам не по карману. Дешевле и проще самим музейным работникам стать на время членами съемочной группы. Что мы и делаем.

Но не только за запись воспоминаний заслуженных людей, и не столько за это Фонд Тимченко стал нашим спонсором. В Фонде заинтересовались идеей создания так называемых музейных клипов. Это короткие видеоклипы длительностью 1-3 минуты о музейных предметах, снятые в жанре художественного фильма. В клипах будут сниматься актеры-любители, но главный герой всегда один – музейный предмет, будь то утюг литой или угольный, подзор на кровати, коромысло, инструменты плотника или столяра. В Ртищевском краеведческом музее мало уникальных экспонатов, в основном это предметы быта ХХ века. На период инвентаризации и создания постоянной краеведческой экспозиции, который продлится, скорее всего два-три года, часть предметов и станут своеобразными героями этих роликов.

В настоящее время снято четыре музейных клипа: «Литой утюг», «Угольный утюг», «Убранство кровати», «Печь голландка».

Мы осторожно, руками работников музея или артистов под нашим контролем, прикасаемся к экспонатам, на короткое время возвращаем их в среду бытования, записываем сцены на видео, а потом в будущей экспозиции будем показывать эти клипы на большом киноэкране или на мониторе компьютера. По плану, рядом с компьютером должен находиться отснятый ранее экспонат и посетитель самостоятельно сможет выбрать заинтересовавший его клип из общего списка, а затем уже другими глазами рассмотреть сам предмет. В каждом компьютере будет находиться около десяти клипов. Мы вновь надеемся на сотрудничество с Саратовским филиалом ОАО МТС, которое год назад уже предоставило музею около десяти бывших в употреблении компьютеров.

Таким образом, используя финансовую и материальную помощь спонсоров, собственные идеи и наработки, Ртищевский краеведческий музей старается не отстать от времени, от новых тенденций в развитии музейного дела. В современном мире не достаточно быть только потребителем продукта, его надо учиться производить. При этом посетитель музея может стать еще и партнером и участником, так как мы, даже находясь в самом начале большого проекта, стали использовать самый главный ресурс - человеческий.

В документально-игровом короткометражном фильме «Почему умолкает песня?», снятом в ноябре этого года, помимо шести интервью с солистами местного хора ветеранов, есть еще два игровых сюжета, в которых задействовано более двадцати актеров-любителей. Пойдя через долгую, утомительную, но увлекательную процедуру съемок все члены съемочной группы автоматически становятся друзьями музея, приносят новые экспонаты, дают свои личные альбомы на сканирование и т.д. Они еще не один раз зайдут на сайт музея или в группу «Арт-студия «Музейный дворик» ВКонтакте, чтобы посмотреть себя на экране. Обычный посетитель этого делать не станет, а это значит, что эффект, достигнутый нами значительно больше того, если бы мы просто стали показывать сделанный кем-то и где-то видеоматериал.

Ашкапова Светлана Евгеньевна, руководитель Ртищевского краеведческого музея

Селиванов Дмитрий Юрьевич, методист Ртищевского краеведческого музея

28.11.2016

Наши рекомендации