Моделирование объемных изделий
Цель урока: познакомить со скобосшивателем, научить соединять детали при помощи скобосшивателя, научить изготавливать изделия из одинаковых элементов.
Тема для беседы: "Начатое дело доводи до конца".
Методический комментарий. На данном уроке учащимся предлагается выполнить коллективную работу — панно "Праздничные звезды". Работу можно организовать группами
по два человека: каждая группа делает одну звезду. Или каждый учащийся
может выполнить свою звезду. Затем все звезды объединяются в одно панно.
Каждая звезда выполняется из шести одинаковых элементов (рис. 23). Для
создания элементов звезды необходимо подгото-
вить квадратные кусочки бумаги. Размеры квадрата могут быть от 5 до 10 см.
Квадраты для одной звезды должны быть одинакового размера. Для
выполнения работы лучше использовать цветную бумагу, окрашенную с двух
сторон, так как в объемной конструкции изделия будут видны обе стороны
бумаги.
Учащиеся размечают бумагу на квадраты. Размер квадрата определяет учитель. Можно организовать ребят в команды (по рядам), каждая из которых делает свои особенные звезды: звезды-великаны (10x10 см), сказочные звезды (7x7 см), звезды-малышки (5x5 см). Ученики вырезают квадраты и складывают их. Последовательность складывания бумаги для элементов звезды аналогична последовательности складывания бумаги для розетковой вы-тинанки с четырьмя лучами.
Учитель демонстрирует последовательность выполнения дополнительной разметки на сложенной заготовке. Разметка выполняется без точного откладывания размеров, внимание обращается на параллельность расположения линейки и края бумажной заготовки. Учащиеся размечают и разрезают заготовки. Разрезать заготовки можно и без предварительной разметки, на глаз.
Затем учитель демонстрирует последовательность склеивания заготовки. Данную последовательность необходимо показывать пооперационно, акцентируя внимание учащихся на направлении скручивания и склеивании каждой пары углов квадрата. Для облегчения выполнения операции склеивания первых двух уголков квадрата можно воспользоваться круглым карандашом. Ученики по аналогии выполняют все шесть деталей звезды, руководствуясь иллюстрациями в учебном пособии.
Затем учитель знакомит детей с новым инструментом — скобосшивателем, рассказывает, для чего он применяется и как действует, демонстрирует приемы соединения деталей при помощи скобосшивателя: поставив скобосшиватель на стол, держа скобосшиватель в руках. Учащиеся тренируются в выполнении соединения скобосшивателем (держа его в руках) на ненужных обрезках бумаги. После освоения нового инструмента учитель демонстрирует последовательность соединения деталей в изделие. Учащиесясклеивают подготовленные детали попарно, а затем три пары соединяют скобосшивателем в звезду.
Затем к звездам привязывают веревочки и подвешивают их к деревянной рейке (основа для панно). Звезды вывешивают на разной высоте, что создает красивый узор.
В учебном пособии проиллюстрирована последовательность изготовления звезды от разметки бумаги до соединения деталей в готовое изделие. Данную последовательность можно использовать в качестве инструкционной карты.