Основы безопасной работы на нем

1. Цель работы

1.1.____

_______

1.2. ____

________

2. Проверка подготовки курсанта к выполнению работы (тесты 2-го уровня)

2.1.Укажите назначение технологического оборудования судна (в целом)

________

________

2.2. Дайте определение судовой механической мастерской (СММ). Какие работы выпол­няются в СММ?

________

________

________

________

2.3. Приведите принцип маркировки металлорежущих станков. Какие станки устанавли­ваются обычно в помещении СММ?

________

________

________

________

________

________

2.4. Назовите основные узлы токарного станка, укажите их назначение

а)________

__________

б)________

__________

в)________

__________

г)________

__________

д)________

__________

е)________

__________

ж)________

__________

2.5. Перечислите основные технические характеристики станка:

· токарно-винторезного

_____

_____

_____

_____

· сверлильного

_____

_____

_____

_____

· фрезерного

_____

_____

_____

_____

· заточного

_____

_____

_____

_____

2.6. Перечислите режущий инструмент, применяемый для обработки на станках:
токарно-винторезном

_____

_____

сверлильном

_____

_____

фрезерном

_____

_____

заточном

_____

_____

2.7. Перечислите слесарное оборудование и инструмент, используемый на судах:
ручное

_____

_____

_____

_____

механизированное

_____

_____

_____

_____

2.8. Перечислите основные поражающие факторы при работе на оборудовании судовой механической мастерской и укажите негативные последствия, к которым они могут привести при несоблюдении правил техники безопасности:

а)_____

_____

_____

_____

б)_____

_____

_____

_____

в)_____

_____

_____

_____

д)_____

_____

_____

_____

3. Определите основные технические характеристики оборудования, указанного

препо­давателем: _____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

Исполнитель: курсант 1____ группы _____________________________________________

Работа принята:___________ 200__ г., оценка____________________________________

Преподаватель:______________________________________________________________

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

СВАРОЧНЫХ ПОСТОВ СУДНА И ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ НА НЕМ

1. Цель работы

1.1._____

_____

1.2._____

_____

2. Проверка подготовки курсанта к выполнению работы (тесты 2-го уровня)

2.1. Приведите определение сварочного поста на судне, укажите основные виды работ

_____

_____

_____

_____

2.2. Как маркируется сварочное оборудование?

_____

_____

_____

_____

2.3. Что Вы понимаете под определениями «номинальный сварочный ток» и «максималь­ный сварочный ток»?

_____

_____

_____

_____

2.4. Какие сварочные материалы применяются при выполнении сварочных работ?

_____

_____

_____

_____

2.5. Перечислите основные поражающие факторы при работе на оборудовании судовой
сварочных постов и укажите негативные последствия, к которым они могут привести при
несоблюдении правил техники безопасности:

а)_____

_____

_____

_____

б)_____

_____

_____

_____

в)_____

_____

_____

_____

г) _____

_____

_____

_____

д) _____

_____

_____

_____

е)_____

_____

_____

_____

2.6. Каков порядок проведения сварочных работ на борту судна?

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

3. Выполните задание по определению технических характеристик сварочного оборудования, указанного преподавателем:

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

_____

Исполнитель: курсант 1____ группы ____________________________________________

Работа принята:_____________ 200__ г., оценка__________________________________________

Преподаватель:_______

Вопросы

модульного контроля и зачета по дисциплине "Технология материалов"

(Общие тесты 2-го уровня по направлению подготовки

«Судовождение и энергетика судов)

1. Перечислить:

- основные эксплуатационные факторы, действующие на материалы СТС;

- основные механические, физико-химические и технологические свойства материалов;

- типы кристаллических решеток, дефекты кристаллического строения;

- концентраторы механических напряжений;

- используемые в условиях эксплуатации судна методы идентификации материалов;

- компоненты сталей и чугунов, наиболее распространенные легирующие элементы в сталях;

- чугуны со структурно свободным углеродом (графитом), преимущества и недостатки чугунов в сравнении со сталью;

- основные элементы цикла термообработки, используемые при термообработке на судах средства нагрева и контроля температуры;

- основные сплавы меди и алюминия, основные антифрикционные материалы, компоненты пластмасс;

- основные лакокрасочные материалы, используемые при покраске корпуса судна и СТС;

- материалы, используемые для изготовления спасательных средств;

- технологические операции сборки и обработки;

- используемые на судах способы сварки плавлением, зоны сварного соединения при сварке плавлением;

- сварочные материалы для ручной дуговой и газовой сварки, компоненты электродных покрытий;

- основные типы сварных и паяных соединений, их наружные и внутренние дефекты, методы неразрушающего контроля качества сварных и паяных соединений;

- основные поражающие факторы при электродуговой и газовой сварке;

- основные операции обработке резанием и металлорежущие станки, устанавливаемые на судах;

- поверхности детали и режущей части инструмента, элементы режима резания,

- основные части токарных, сверлильных и фрезерных станков, основной режущий инструмент и приспособления, способы крепления деталей на станках;

- основные поражающие факторы при работе на станках в судовой механической мастерской;

- основные поражающие факторы при проведении слесарных работ.

2. Дать определение:

- пределов прочности и пропорциональности, относительного удлинения и сужения, ударной вязкости и твердости;

- кристаллической решетки; анизотропии, квазиизотропии и аллотропии (полиморфизма); твердых растворов замещения и внедрения, химического соединения;

- концентратора механических напряжений;

- макро- и микроанализа, идентификации материалов;

- сплава, фазы, компонента и примеси; стали, чугуна, легированной и углеродистой стали, конструкционной стали;

- латуни, бронзы, силумина, дюралюмина, баббита;

- термообработки и ее термического цикла; закалки, отпуска и отжига;

- температуры рекристаллизации;

- термореактивной и термопластичной пластмассы;

- клея, лака, краски, грунтовки, шпатлевки;

- технологической операции; сварки, сварного (паяного) соединения; зоны термического влияния при сварке, дефекта сварки (пайки);

- пайки, припоя, флюса, низкотемпературной и высокотемпературной пайки;

- заготовки и припуска, процесса и режимов резания, передней и задней поверхности резца, подачи, глубины и скорости резания, основных элементов сверла.

3. Изобразить схематически:

- ОЦК- и ГЦК-решетки, вакансию, внедренный атом, двухмерный дефект решетки;

- схемы определения твердости по Бринеллю, Роквеллу и Польди;

- строение полимеров с линейной, разветвленной и сетчатой структурой;

- схему строения окрашенного корпуса судна (детали);

- ручную дуговую сварку, строение газового пламени, сварного и паяного соединения;

- конструкцию сварных и равнопрочных с ними паяных соединений (стыковых, угловых, тавровых, нахлесточных и телескопических);

- дефекты сварных соединений (непровар, прожог, трещину);

- поверхности детали (обработанную, обрабатываемую и резания);

- углы резца (передний, задний, главный и вспомогательный в плане), удвоенный угол в плане для сверла.

4. Привести классификацию:

- сталей по качеству, назначению и степени легирования, алюминиевых и медных сплавов;

- используемых на судах операций термообработки;

- способов сварки плавлением, конструкций сварных соединений корпуса судна и деталей СТС, методов их неразрушающего контроля;

- способов пайки и паяных соединений, используемых для нее материалов;

- способов формирования клеевых соединений;

- режущего инструмента для токарных, сверлильных и фрезерных станков.

5. Привести график зависимости:

- прочности и других свойств от плотности дефектов в материале;

- абсолютного удлинения от приложенной силы (кривую растяжения);

- механических свойств материала от степени пластической деформации и температуры нагрева;

- механических свойств стали от содержания в ней углерода;

- температуры газового пламени от расстояния до среза горелки, прочности паяного соединения от величины зазора.

6. Привести расчетную формулу для определения:

- предела прочности, пропорциональности и текучести, относительного удлинения и сужения, ударной вязкости, твердости по методу Польди;

- механических напряжений в месте расположения концентратора напряжений;

- температуры рекристаллизации;

- силы сварочного тока при ручной дуговой сварке;

- подачи, глубины и скорости резания при токарной обработке, сверлении и фрезеровании.

7. Расшифровать марку:

- углеродистой и легированной стали;

- чугуна (серого, ковкого, высокопрочного);

- латуни, бронзы, меди, алюминия, деформируемого и литейного алюминиевого сплава, баббита;

- электрода для ручной дуговой сварки, припоя и флюса;

- металлорежущего станка.

МАКЕТ БИЛЕТА ДЛЯ ЗАЧЕТА

1. Дайте определение 6. Приведите график зависимости
2. Дайте определение (перечислите) 7. Приведите расчетную формулу для определения
3. Перечислите 8. Расшифруйте марку (стали или чугуна)
4. Перечислите (приведите классификацию) 9. Расшифруйте марку (любого материала, кроме стали и чугуна)
5. Изобразите схематически 10. Расшифруйте марку (станка, электрода, алмазной пасты)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА

По результатам ответов на вопросы билета (в письменном виде) курсанты получают положительную оценку и зачет при правильном и полном ответе на 7 и более вопросов.

См. также Методические материалы по технологии и критериям оценки результатов модульного и окончательного контроля изучения дисциплины «Технология материалов», подготовленные Кривощековым В.Е.- Файлы «Документ 2», «Документ 3»

В.В. Тарапата

Б.В. Лебедев

В.Е. Кривощеков

Наши рекомендации