Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов зачетных единиц | Форма обучения | ||
очная | Очно-заочная | |||
Семестры | ||||
Аудиторные занятия (всего) | 48/32 | |||
В том числе ; | ||||
Лекции | 20/16 | |||
Практические занятия (ПЗ) | 28/16 | |||
Семинары (С) | ||||
Самостоятельная работа (всего) | 60/76 | |||
Другие виды самостоятельной работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Вид промежуточной аттестации - зачет | Зачет/ зачет | зачет | зачет | |
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | 108/108 | |||
3/3 | ||||
Содержание дисциплины
Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел 1 Введение.
Тема 1. Общие понятия в композиции .
Композиция в искусстве и архитектуре. Содержание композиции. Основные понятия и свойства композиции. Форма. Величина. Фактура. Положение в плоскости. Зрительное восприятие и закономерности. Координаты.
Раздел 2.Объемная композиция. Тема 2. Объемная композиция.
Разновидности. Приемы и средства построения объемной композиции.
Межобъемное пространство. Масса. Этапы построения объемной композиции. Выявление объемной формы.
Раздел 3.Объемно-пространственная композиция. Тема 3. Выявление объемно - пространственных форм.
Принцип выявления формы. Этапы выявления форм .Приемы выявления объемно-пространственных форм. Средства выявления объемно-пространственных форм. Пространственные координаты. Выявление фронтальной плоскости. Выявление пространственной композиции.
Тема 4. Выявление пространственной композиции.
Метод выявления, метод сечения, метод перспективного сокращения, метод наложения планов. Приемы выявления композиции ограниченного и неограниченного пространства. Роль боковых и верхних плоскостей. Выразительные возможности рядов. Ритм. Оси. Доминанты. Психология воздействия цвета на человека. Закономерности цветовой композиции. Цветовая тема. Приемы построения идеи на контрастной и нюансной цветовой основе. Перекличка цветовых тем. Цветовой акцент.
Тема 5. Пространственная композиция. Неограниченное пространство.
Виды композиции в архитектуре. Положение основного элемента в неограниченном пространстве. Поверхность основания. Центр. Открытые пространственные композиции. «Экстравертная» энергетика. Приемы и средства построения. Роль композиционных осей, композиционного центра и доминанты в неограниченном композиционном пространстве. Силуэт. Выразительность композиции. Роль контраста.
Тема 6. Пространственная композиция. Ограниченное пространство.
Ограниченное архитектурное пространство. Элементы пространства. Виды ограниченного пространства. Форма плана. Степень замкнутости. Выявление замкнутого пространства. Приемы и средства построения. Роль композиционных осей, композиционного центра и доминанты в ограниченном композиционном пространстве. Геометрическая и цветовая тема в пространстве. Роль контраста.
Тема 7. Приемы построения. Приемы композиционной трансформации внутреннего пространства за счет цвета и членений.
Композиционные оси. Композиционные центры и доминанты. Прием построения, использующие свойства формы. Прием построения ,использующий величину как свойство элемента. Прием построения ,использующий возможности различного положения элемента. Средства организации закрытого пространства. Разделение «главное – второстепенное». Позитивные и негативные элементы. Контраст. Ведущая тема. Разная степень цельности – дробности, открытости – замкнутости, пластичности, наполненности элементами. Активность различных поверхностей.
Тема 8. Макетирование – средство восприятия композиции.
Роль макетирования. Раскрытие особенностей восприятия объемно-пространственной композиции. Техника макетирования. Материалы.
Тема 9. Взаимосвязь курса «Основы композиции в дизайне среды» с проектированием.
Композиция как модель проектирования. Методологическая связь проектирования с курсом композиции.