Интерпретация результатов теста. Вариант для учащихся a П П П П К Д

Вариант для учащихся

 
a П П П П К Д
b П,ПР К К О О О,Д
c О К О К,О К К,О
d Д С ОД* Д,ОД* П,ОД Д,ОД*
e ОД С П,ОД ДР ОД* ДР*
f С ДР ДР Д, ОД* Д Д*
g ДР ДР Д* ОД ДР ОД
h ДР ОД П,Д К Д* К
  Ожид Рбид Ожре Рбре Ожид Рбид
 
a К К К О   П,Д аст аст
b О С К О К К аст аст
c С,О О П ОД К О аст аст
d Сид ДР С П О ДР аст аст
e Д,ОД ОД О С С С ст ст
f ДР ДР С П,С С СОж ст ст
g Д П Д,ОД ДР ОД* С ст ст
h ДР С О,ДР   П,ДР* П,Д ст ст
Ожре Рбре Ожид Рбид Ожре Рбре Э Ф

Вариант для взрослых

 
a П П П Д П Д
b П К К К,О К О,Д
c О К О Д,ОД* К* К,О
d Д С Д,ОД* Д ОД* С,Д*
e ОД С,О ОД ДР* ДР*  
f С ДР   П ДР ДР*
g ДР ДР Д,ДР* ОД ОД ОД
h ДР ОД П,Д К П,Д П
  Ожид Рбид Ожре Рбре Ожид Рбид
 
a К П К К,О П П аст аст
b О О Д ОД К К аст аст
c С С С П,Д К К,О аст аст
d Сид О С С О ДР* аст аст
e П,Д ДР О П С,О С* ст ст
f ДР ОД Сре ОД С,ОД С ст ст
g ДР ДР Д,ОД ДР ОД ОД ст ст
h Оид С К,О*   ДР* П,Д ст ст
Ожре Рбре Ожид Рбид Ожре Рбре Э Ф

Примечание:

* - звездочкой отмечены пункты методики, входящие в шкалу коррекции.

Описание шкал теста

Шкалы мотивационного профиля:

* П- поддержание жизнеобеспечения,

* К - комфорт,

* С - социальный статус,

* О - общение,

* Д - общая активность,

* ДР - творческая активность,

* ОД - общественная полезность.

Каждая из семи мотивационных шкал представлена в четырех подшкалах:

* Ож – общежитейская, относящаяся ко всей сфере жизнедеятельности,

* Рб – рабочая (учебная), относится только к рабочей или учебной сфере;

* ид – «идеальное» состояние мотива, уровень побуждения, устремления;

* ре – «реальное» состояние то, насколько испытуемый расценивает данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а так же то, сколько им для этого затрачивается усилий.

Шкалы эмоционального профиля:

* Эст – направленность на эмоциональные переживания стенического типа;

* Эаст – направленность на эмоциональные переживания астенического типа;

* Фст – стенический тип переживания и поведения в состоянии фрустрации;

* Фаст – астенический тип переживания фрустрации.

После обработки результаты каждого респондента могут быть представлены в следующей таблице:

  П К С О Д ДР ОД Э Ф
Ожид                  
Ожре              
Рбид                  
Рбре              

Шкала коррекции

Для построения проверочной шкалы, «шкалы коррекции» в ряде пунктов, по которым существует вероятность для заполняющего приукрасить свой портрет, предусмотрена просьба уточнить свой ответ конкретными данными.

Например, если испытуемый положительно ответил на вопрос 3g – о «хобби», то в соответственном месте бланка заполнения он должен уточнить, в чем именно оно состоит. Если он этого не делает, или делает неубедительно, то оценка данного ответа корректируется экспериментатором: вместо 3 или 2 баллов ставится 1 или 0. Ответы по этой шкале, кроме возможностей проверки и коррекции, несут в себе также дополнительную информацию об испытуемом.

Интерпретация результатов теста

На основе соотношения показателей всех шкал, выводимых в результате тестирования можно выделить определенные типы мотивационного и эмоционального профиля.

Типы мотивационного профиля:

Прогрессивный – характеризуется заметным превышением уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания: (Д+ДР+ОД) – (П+К+С) >= 5 баллов. Данный тип преобладает у лиц, добившихся успеха в работе или учебе. Так же характерен для личности с социально направленной позицией.

Регрессивный – противоположен прогрессивному и характерен превышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной линии слева направо. Часто встречается среди плохо успевающих школьников.

Импульсивный – характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и друге соотношения. Критерий пика - количественное значение данной шкалы на 2 или более баллов превышает соседние с ним; если это крайняя шкала («П» или «ОД»), то для того чтобы считаться пиком он должна превышать соседнюю («К» или «ДР») не меньше, чем на 4 балла. Наиболее характерен для школьников и студентов. Отражает значительную дифференциацию и, возможно, конфронтацию различных мотивационных факторов внутри общей структуры личности.

Экспрессивный – характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием двух пиков: чаще других встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе отражается определенная выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих (П, К, С) и развивающих (Д, ДР, ОД) мотивов. Назван так в связи с тем, что обнаруживает определенную корреляцию с экспрессивным типом акцентуации личности (по Л.А.Гройсману), т.е. со стремлением субъекта через повышение уровня самоутверждения.

Уплощенный – характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профильным рисунком без отчетливых подъемов и спусков; наличие одного пика в этом случае не меняет уплощенного характера профиля в целом. Отражает недостаточную дифференцированность мотивационной иерархии личности, ее бедность. Чаще встречается у школьников, особенно – плохоуспевающих. Заметна тенденция его уменьшения с возрастом.

Типы эмоционального профиля:

Стенический – характеризуется доминированием стеничности как в эмоциональных предпочтениях (Эст выше Эаст), так и в фрустрационном поведении (Фст выше Фаст). Отражает склонность субъекта к активным, деятельным эмоциональным переживаниям и устойчивую, конструктивную, управляемую позицию в трудных ситуациях. Отчетливо коррелирует с «прогрессивным» мотивационным профилем и успешностью в деятельности. Больше выражен у мужчин в сравнении с женщинами.

Астенический – характеризуется превышением астеничности в показателях и эмоционального предпочтения (Эаст выше Эст), и фрустрационного поведения (Фаст выше Фст). Отражает склонность субъекта к гомеостатическому комфорту, эмоциональным переживаниям гедонистического типа, а так же – неумение управлять собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных механизмов. Отчетливо коррелирует с «регрессивным» мотивационным профилем. Часто встречается у женщин и плохоуспевающих школьников.

Смешанный стенический – характеризуется стеничностью фрустрационного поведения (Фст выше Фаст) и астеничностью эмоциональных предпочтений (Эаст выше Эст). Выражает определенную разнонаправленность внутри эмоциональной сферы. Наиболее характерен для молодежи. Коррелирует с характеристиками «импульсивного» мотивационного профиля.

Смешанный астенический – характеризуется стенической эмоциональностью (Эст выше Эаст) и одновременно астеническим фрустрационным поведением (Фаст выше Фст). Встречается редко. Характерен для пятиклассников: они эмоционально стеничны, но еще не научились управлять собой в трудных ситуациях.

При интерпретации результатов обычно строится два профиля: для общежитейской мотивации и для рабочей.

Пример обработки результатов диагностики мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)Пример. «Идеальный» профиль «Ж» имеет отчетливую тенденцию снижения от П к ОД, то есть имеет место превышение в общежитейской сфере поддерживающих мотивов над развивающими. И хотя сам учащийся поставил себя по ОД – общественной полезности – очень высоко, при обработке этот показатель пришлось скорректировать с 9 баллов до 4, так как по шкале коррекции он дал только один неубедительный ответ. Обращает внимание сильное недонасыщение по шкале «П» - поддержание жизнеобеспечения. При высоком «идеальном» показателе, отражающем выраженную прагматическую жизненную установку, очень низок «реальный» показатель, означающий, что сам учащийся не прилагает в этом отношении никаких усилий. Высок показатель «К» - стремление к комфорту, - при этом «идеальное» значение совпадает с «реальным», что означает гармоничное насыщение.

Профиль, характеризующий учебную сферу («Р») имеет отчетливо сглаженный, упрощенный характер, при этом, по результатам шкалы коррекции показатель ДР здесь скорректирован с 7 до 4, а показатель ОД с 6 до 3. обращает на себя внимание пик на показателе «СР», что означает высокую самооценку школьника по своему реальному школьному статусу. Существенное различие между характером общежитейского («Ж») и учебного («Р») профилей говорит об определенной дисгармоничности, неравноценности мотивационной сферы личности в целом. Характерно, что при суммировании соответствующих профилей, обобщенный профиль сходен с общежитейским в части П, К, С и с рабочим - в части Д, ДР, ОД. Это можно интерпретировать так, что общежитейская сфера играет ведущую роль в формировании поддерживающих, потребительских мотивов, а рабочая – в формировании развивающей части профиля, хотя эта часть имеет вполне бесцветный характер.

В эмоциональном профиле показатели астеничности превышают показатели стеничности по обеим шкалам – Э и Ф, что характеризует учащегося как эмоционально пассивного, с тенденцией к фрустрационной неустойчивости.

Источники

* Мильман В.Э. Метод изучения мотивационной сферы личности / Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. – М., 1990. – С.23-43.

Наши рекомендации