Основные виды учебной деятельности учащихся
Наблюдатьсвязи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
С помощью учителя:
• выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами);
• анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное;
• осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
• воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
• планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
С помощью учителя
• осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
• оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
• обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено.
С помощью учителя:
• моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку;
• определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты.
Содержание учебного предмета (34 часа).
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).
Знание трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общие представления).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью уччителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности – изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15 часов).
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным особенностям.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы в обращении с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём складывания.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией ( с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (вариант прямой строчки).
Конструирование и моделирование (9 часов).
Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Транспортные средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных материалов: транспортных средств
По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
(2 часа).
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
2. Текущий:
• прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
• пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
• рефлексивный, то есть контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
• контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
3. Итоговый контроль в формах:
• тестирование;
• практические работы;
• творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
• качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
• степень самостоятельности;
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
«Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2010. | Методическое пособие для учителя | Пособие для учителя | |
«Технология. Ступеньки к мастерству» М.: «Вентана - Граф, 2011 | «Технология. Ступеньки к мастерству» | Учебник для 2 класса | |
«Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011. | Рабочая тетрадь к учебнику «Технология. Учимся мастерству» | Рабочая тетрадь по технологии | |
4. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
5. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
«Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011. | «Технология. Ступеньки к мастерству» | Учебник для 2 класса | |
«Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана - Граф, 2011. | Рабочая тетрадь к учебнику «Технология. Учимся мастерству» | Рабочая тетрадь по технологии |
Примерное планирование освоения основных технологических знаний и умений по классам
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Разметка: - на глаз (свободным рисованием); - сгибанием, - по шаблону, - по трафарету | Разметка: - с помощью чертежных инструментов (плоские формы), - копирование (через копировальную бумагу, с помощью кальки). | Разметка: -с помощью чертежных инструментов (объемные развертки), - по масштабной сетке. | Освоение новых технологий и художественных техник на основе изученных. Работа с разными доступными материалами. Использование освоенного для выполнения творческих проектов. |
Выделение детали из заготовки: - отрывание; - резание ножницами | Выделение детали из заготовки: | Выделение детали из заготовки: - резание макетным ножом | |
Формообразование - сгибание, - складывание, - сминание, - скручивание | |||
Сборка изделия: -склеивание | Сборка изделия: сшивание (прямая строчка и ее варианты) | Сборка изделия: - с помощью проволоки; - щелевые замки; - сшивание (косая, ее варианты и петлеобразная строчки) | Сборка изделия: - сшивание (петельная и крестообразная строчки и их варианты). |
Отделка: - раскрашивание; - аппликация; - рисование и др. | Отделка: - вышивка; -блестки; - бусины и др. | Отделка: - пуговицы, - кнопки и др. |
Календарно – тематическое планирование уроков технологии во 2 классе
№ урока | Дата | Учебная тема | Вид работы | Характеристика деятельности учащихся |
Приспособления первобыт-ного человека к окружающей среде. Природа и человек. Учебник с. 6 - 9 | Аппликация из природного материала (сухие листья и цветы) «Давай дружить». | · Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; · умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы. При помощи учителя: · Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; · при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; · организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; · исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; · оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; · обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | ||
Ремёсла и ремесленники. Как родились ремёсла. Учебник с. 10 – 13 | Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося) «Чайная посуда» | |||
Профессии ремесленников. Разделение труда. Как рабо-тали ремесленники-мастера. Учебник с. 14 – 19 | Лепка из пластилина или солёного теста (по выбору учащегося) «Кондитерские изделия к чаю» | |||
Свойства материалов. Каж-дому изделию свой материал. Учебник с. 20 - 22 | Простейшее исследование материалов. Аппликация «Пудель» из цветной бумаги и ваты. | При помощи учителя: · Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; · анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; · осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); · воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; · планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи; · осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); · обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено. | ||
Назначение инструментов. Каждому делу – свои инст-рументы. Учебник с. 23 - 25 | Простейшее исследование инструментов. Объёмная аппликация «Розы из хозяйственных салфеток» | |||
Введение в проектную дея-тельность. От замысла к изделию. Учебник с. 26 - 29 | Лепка из пластилина «Образ природы в фигурке животного» | · Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; · умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы. При помощи учителя: · Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; · при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; · организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; · исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; · оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; · обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | ||
Введение в проектную дея-тельность. Выбираем конст-рукцию изделия. Учебник с. 30 - 33 | Изготовление поздравительной открытки по шаблону. | |||
Введение в проектную дея-тельность. Что такое компо-зиция. Учебник с. 34 - 37 | Аппликация из деталей по шаблону «Поднос» | |||
Введение в проектную дея-тельность. Симметрично и несимметрично. Учебник с. 38 - 42 | Композиция из симметричных деталей. | |||
Технологические операции. Разметка деталей. Учебник с. 42 - 49 | Аппликация из цветной бумаги во выбору учащегося «Открытка с сюрпризом» (с. 45) или «Фигурки животных из кругов» (с. 49) | При помощи учителя: · Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов, приёмов работы приспособлениями и инструментами; · анализировать конструкторско – технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; · осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки); · воплощать мысленный образ с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; · планировать последовательность своих действий для реализации поставленной задачи; · осуществлять самоконтроль качества выполнения работы (соответствия предложенному образцу или заданию); · обобщать, осознавать и формулировать то новое, что усвоено. | ||
Технологические операции. Отделение детали от заго-товки. Учебник с. 50 - 53 | Обрывные аппликации «Берёзка» | |||
Технологические операции. Сборка изделий. Учебник с. 54 - 58 | Игрушки – подвески (по выбору учащегося) «Клубничка, ёлочка и грибок» | |||
Технологические операции. Отделка изделий. Письменная проверочная работа. Учебник с. 59 - 62 | Аппликация из цветной бумаги «Украшаем подвески» | |||
Технологические операции. Разметка с помощью чер-тёжных инструментов. Учебник с. 63 - 66 | Практические упражнения по построению элементов конструкций при помощи линейки. | |||
Линии чертежа. Почему инженеры и рабочие пони-мают друг друга. Учебник с. 67 - 70 | Практическая работа по выполнению готовых форм на основе выбранного чертежа. | |||
Чтение чертежа. Учимся читать чертежи и выполнять разметку. Учебник с. 71 - 73 | Тренировка в построении геометрических фигур на основе чертежа. | |||
Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Учебник с. 74 - 75 | Практическая работа в разметке прямоугольника. Цветок из бумаги | |||
Разметка прямоугольника от одного прямого угла. Учебник с. 76 - 78 | Практическая работа в разметке прямоугольника. Домино. | |||
Разметка прямоугольника с помощью угольника. Учебник с. 79 - 82 | Практическая работа в разметке прямоугольника. Поздравительная открытка. | |||
Разметка деталей циркулем. Как разметить деталь круглой формы. Учебник с. 83 - 85 | Практическая работа в разметке деталей круглой формы. | |||
Радиус окружности. Чертёж окружности. Как начертить окружность нужного размера? Учебник с. 86 - 88 | Изготовление объёмной фигуры «Игрушка – кошка» | |||
Новогодний проект «Мастерс-кая Деда Мороза» | Изготовление новогодних игрушек по выбору учащихся. | |||
Происхождение натуральных тканей и их свойства. Как появились натуральные ткани. Учебник с. 90 - 96 | Помпон из ниток на основе кольца. | · Наблюдать конструкции и образы различных объектов природы и окружающего мира, познакомиться с традициями и творчеством мастеров родного края; · умеют сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознают их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимают особенности декоративно-прикладных изделий, называют используемые в рукотворной деятельности материалы. При помощи учителя: · Искать, отбирать и использовать необходимую информацию; · при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; · организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; · исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы; · оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполнения работы; · обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. | ||
Изготовление натуральных тканей. От прялки до ткацкого станка. Учебник с. 97 - 100 | Игрушки из помпона (по выбору учащегося). | |||
Технологические операции обработки тканей. Особен-ности работы с тканью. Учебник с. 101 - 103 | Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона» | |||
Технология изготовления швейных изделий. Учебник с. 104 - 108 | Изделие из ткани «Футляр для мобильного телефона» | |||
Строчка прямого стежка и её варианты. Учебник с. 108 - 111 | Игрушки из меховых шариков. | |||
Разметка строчек. Письменная проверочная работа. Учебник с. 112 - 116 | Подушечка для иголок. | |||
Транспортные средства. Ма-кеты и модели. Учебник с. 118 - 121 | Игрушки из спичечных коробков. | При помощи учителя: · Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки; · моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями, используя разную технику (в пределах изучаемого); · конструировать объекты с учётом их технических и художественно – декоративных условий: определять особенности конструкций, подбирать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию (рисунок, инструкционная карта) и выполнять по ней работу; · участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности; · осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата; · обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. | ||
Виды соединения деталей конструкции. Как соединяют детали машин и механизмов. Учебник с. 122 - 123 | Изготовление изделия, в котором детали имеют подвижное соединение (нитки, проволока). | |||
Техника в жизни человека. Транспорт. От телеги до машины. Учебник с. 124 - 126 | Работа с конструктором «Лего» - изготовление автомобиля. | |||
Техника в жизни человека. История развития транспорта. В воздухе и космосе. Учебник с. 127 - 128 | Работа с конструктором «Лего» - изготовление космической ракеты. | |||
Техника в жизни человека. История развития транспорта. В водной стихии. Учебник с. 129 - 130 | Рисование по замыслу «Корабль будущего» | |||
Урок обобщения и закреп-ления знаний. Из истории технологий. Учебник с. 132 - 135 |