Электронная (компьютерная) фаза.

ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Особое значение для правильного анализа процессов информатизации общества имеет знание как сущности и специфики, так и исторического аспекта развития информационно-обменных процессов.

Известно, что общество представляет собой целостную систему, характеризующуюся наличием необходимых функциональных и структурных элементов, а также обменом между этими элементами. Социальность, социальное качество обязательно предполагает в качестве своего атрибута некий минимум связей между людьми, в том числе и в информационной форме. Чем разнообразнее эти связи по форме и содержанию, тем богаче общественные отношения.

Американский ученый М. Постер считает, что для адекватного понимания социальных отношений в эпоху конвергенции вычислительной техники и техники средств связи, необходимо исследование изменений в структуре коммуникационного опыта.

Информационный обмен в обществе и его эволюция.

Как правило, учеными и специалистами выделяются следующие основныетипы обменов в обществе:

¾ - материальный;

¾ - энергетический;

¾ - информационный, который стал особенно актуальным с середины ХХ века.

Предметом рассмотрения социальной информатики, естественно, является информационный обмен в обществе. История совершенствования информационного обмена совпадает с историей создания и совершенствования не только знаковых систем, техники создания знаков, но и глобальной информационной системы, формирование которой стало стремительно развиваться, начиная со второй половины ХХ века.

В качестве основных исторических фаз развития глобального информационного обменамогут быть выделены:

· устная,

· письменная,

· книжная и

· электронная (компьютерная) фазы

осуществления коммуникативных процессов.

Рассмотрим вклад каждого из рассмотренных исторических этапов в совершенствование эффективности информационного обмена.

Устная фаза.

Возникновение речи, языка - объективный процесс в развитии общества на самых ранних стадиях его зарождения, реакция на усложнение социально-экономических отношений. Труд в единстве с членораздельной речью сыграл выдающуюся роль в развитии человеческой цивилизации. Как отмечал Ф. Энгельс, «развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу».

Речь является отражением мыслительных процессов, образа жизни человека, при этом культура речи наиболее ярко отражает уровень развития человеческого интеллекта и культуры.

Устная фаза открыла возможность оперативной реализации сложного по содержанию информационного обмена. Однако дальнейшему его развитию стало мешать главное ограничение межличностного информационного общения на устной фазе - необходимость непосредственного контакта между людьми, т.е. практического совпадения их существования, как во времени, так и в пространстве.

Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью, т.е. любое сообщение можно практически без потери информации сократить на 1/5, что, однако, резко уменьшит помехоустойчивость информации при опосредованной коммуникации.

Полезно оценить особенности языка как семиотической системы. Семиотические системы развиваются и усложняются, но границы между ними сохраняются с момента становления всего их комплекса. Становление комплекса семиотических систем означает и становление самого общества. Наиболее простой стадией их развития является такое состояние семиотических систем и также состояние общества, при котором люди располагают только устной речью. Совокупность семиотических систем до появления письменности и письменного языка можно изобразить в виде следую­щей схемы.

Электронная (компьютерная) фаза. - student2.ru

Семиотические системы дописьменного общества

Семиотические системы подразделяются на интегральные и специальные.

К интегральным системам относятся язык, обряды, игры и средства исчисления. Основное их свойство заключается в том, что ими пользуются все члены общества равным образом, т. е. все члены общества являются создателями и получателями этих знаков. Например, все люди могут говорить и слушать; у всех людей есть имя, даваемое и закрепляемое по обряду; все так или иначе участвуют в играх и, наконец, все пользуются исчислением, обращаясь для этого к самым разнообразным средствам (скажем, собственным пальцам).

Рассмотрим последовательно интегральные семиотические системы.

Язык.Слово язык многозначно, мы говорим: язык живописи, язык музыки, язык математики, язык животных, русский язык и т.д. В этом принципиально бесконечном ряду «язык» просто противополагается вещам, созданным человеком ради материальных потребностей. При таком широком понимании язык есть, фактически, все то, что не имеет природного происхождения, но охватывает все области деятельности человека.

Наряду с этим существует и узкое (школьное и научное лингвистическое) понимание «языка», к которому приложимо понятие народности (русский язык, китайский язык и т.д.).

Общим свойством всех языков в широком понимании является то, что каждый из них представляет собой особый способ сообщения определённой информации, могущей направлять и регулировать какую-либо деятельность. При этом разные языки, охваченные таким широким пониманием, различаются способами организации знакового материала: буквы воплощают один язык (письменный естественный), ноты — другой язык (музыка), рисунок — третий язык (живопись) и т. д.

В языкознании изучают так называемый «естественный язык»: язык в узком смысле, т.е. язык звуков речи и букв.

Естественный язык — это звуки, произносимые человеком, и их письменное изображение.

Языкознание не занимается языком животных. Хотя животные для общения используют звуки, но они либо представляют собой проявления инстинкта (безусловные рефлексы), либо основаны на опыте и подражании (условные рефлексы). Звуки, издаваемые животными, не могут формировать и выражать образы и понятия, они не обладают способностью называть предметы или явления. Это скорее симптомы, а не знаки.

В отличие от языка животных язык человека построен на основе членораздельной речи. Развитие членораздельной речи позволило впоследствии перейти к графическому языку, к построению звукобуквенных соотношений, когда определенному звучанию соответствует определенное графическое изображение на письме. Благодаря членораздельной речи происходит создание имен, т. е. появляется возможность называть вещи или явления, что связано со способностью выражать образы и понятия.

Эта особенность предопределяет особые, специфические отношения естественного языка со всеми остальными знаковыми (семиотическими) системами. Особенность языка заключается в том, что он является как бы средством обслуживания других знаковых систем, он «назначает» их знаки: математическая задача вводится в словесной форме; учебник музыки не может быть написан одними лишь нотами: необходимы слова; точно так же и учебник по живописи невозможен лишь в виде набора рисунков; даже хореография — этот своеобразный язык жестов и мимики не может обойтись без словесных терминов и формулировок.

Дело в том, что все прочие знаковые системы не приспособлены к самоописанию. Именно язык называет все другие знаки и этим соединяет их. Это свойство и предопределило ведущее положение языка среди других семиотических систем. Средством назначения и истолкования знаков всех остальных классов является членораздельная речь, составленная из слов — знаков естественного языка.

Помимо этого, обладая способностью описывать все смежные семиотические системы, только язык может описывать и сам себя, т. е. назначать, определять и истолковывать свои собственные знаки. Наглядно это продемонстрировано, в частности, в словарях: в орфоэпических словарях указывается правильное произношение слов, в орфографических — правильное их написание, в исторических — их происхождение, в толковых — их значение и т. д.

Обряды и игры.Обряды и игры — это средства воспитания поколений. Обряды (свадьбы, коронации, календарные праздники, молебны и т.п.) в большинстве своем обязательны для членов общества и осуществляются вне зависимости от субъективных желаний отдельных людей. В обрядах как бы разделяются душа и тело человека, и происходит преосуществление личности: переход из неодухотворенного в одухотворенное состояние.

Игры (детские, атлетические, интеллектуальные), напротив, совершаются по желанию участников, они устраиваются не в связи с определенным временем или событием (как обряды), а по соглашению. Из всех существующих семиотических систем только играм присущ азарт как особое состояние души.

Средства исчисления.Средства исчисления представляют собой разнообразные единицы измерения: времени, расстояния, веса, объема и т. п. Они могут быть как естественными (один миг, пядь, шаг, локоть), так и искусственными (линейка, гиря, мерная кружка) и позволяют вести счет. Средства исчисления служат для оценки объектов и для оценки деятельности: прошлой, настоящей или будущей.

Специальные семиотические системы создаются, как правило, профессиональными специалистами — мастерами своего дела; не все члены общества обязательно пользуются этими системами. (Скажем, рисовать может каждый, но все же в обществе суще­ствует профессиональные художники, которые являются хранителями и продолжателями лучших традиций и навыков в этой профессии, обучают этому искусству других.)

Специальныесемиотические системы подразделяются на четыре основных разряда. Рассмотрим это на семиотических системах дописьменного общества.

I. Системы прогностики— приметы, знамения, гадания.

Здесь представлены обычно объекты природы, которые интерпретируются как некие образы будущего, содержащие знание, которое можно использовать для предсказания и толкования грядущих событий.

Приметы указывают на определенную взаимосвязь регулярно повторяющихся природных явлений, но ожидаемую без объяснения этой связи. Например: «Ласточки летают низко — к дождю». Собрание примет, будучи записанным, дает картину жизни природы и далее развивается в классификацию природных явлений, опытных наук и научных знаний.

Знамения объясняют экстраординарные явления, выходящие за пределы циклически повторяющихся событий, и указывают на причинно-следственную связь между ними: «Солнечное затмение перед началом военного похода — к поражению, так как нарушается естественный ход вещей». Знамения развиваются в пророческие действия и в философские системы, оказывающие влияние на формирование стиля жизни.

Гадания представляют собой определенные манипуляции с избранными (гадательными) предметами: явлениями природы или специально созданными объектами (например, гадальными кубиками), направленные по предварительно установленным правилам на раскрытие какой-либо тайны и определение правильной (или выгодной) линии поведения. Это уже не наблюдение над природой (как в приметах), а как бы постановка опыта.

Системы прогностики составляют основу планирующей деятельности человека.

II. Системы неприкладных искусств— музыка, танец, изображения и орнамент.

В этих системах выражается абстрактная модель отношений людей с окружающим миром и друг с другом, реализуется образная мысль человека.

Музыка предназначена для гармонизации упорядочения отношений между миром и человеком, она представляет в образах картину динамики жизни: в музыке мир движется как внутри, так и вне человека.

Танец всегда обращен к нравственности человека, он символизирует отрицание дурного, безобразного и утверждение прекрасного в отношениях между людьми (в первую очередь любовь во всех ее проявлениях): в танце изображается и движение, и статика взаимоотношений между людей.

Изображения и орнамент представляют и мир, и человека в статике — на определенный зафиксированный момент времени движение мира как бы остановлено. Этот вид искусств аналитичен, он дает возможность внимательно рассмотреть ситу­ацию, представленную в статике, и определиться в выборе должного и прекрасного: здесь мир и человек как бы обездвижены.

III. Системы прикладных искусств— костюм, архитектура, дизайн.

Прикладные искусства создают искусственный мир вещей, окружающих человека, составляющих его среду обитания. Вещи, становясь предметами прикладных искусств, обретают знаковый смысл.

Следует различать понятия «одежда» и «костюм». Понятие «одежда» включает в себя представление о свойствах ткани, кожи и других подобных материалов, в которые облекается тело человека, чтобы защитить его от воздействия внешней среды. Понятие «костюм» подразумевает эстетические и социальные характеристики того, как выглядит человек в одежде, обуви, головном уборе и аксессуарах.

Костюм есть признак социальности личности: с его помощью человек представляет себя другим людям, по костюму судят о характере и общественном положении того, кто его носит; в соответствии с этим костюм может быть бытовым, спортивным, рабочим, униформой и т. п. В таком смысле костюм становится как бы самоназванием человека. Фольклорный костюм даже дает своеобразную «привязку к местности»: в разных регионах существуют свои правила построения такого костюма.

Архитектура формирует образную искусственную среду обитания человека и воплощает его (и общества в целом) эстетические вкусы. Объекты архитектуры обозначают функциональные назначения зданий и сооружений, «рассказывают» об их создателях, о времени их создания, а также сообщают сведения о владельцах; таким образом, они обращены и к истории общества, и к его будущему.

Дизайн есть придание, нахождение эстетичной формы для движимого имущества, которым пользуется человек, — посуды, мебели, инструментов, оружия и т. п. Их оформление подсказывает, кто сделал данную вещь, зачем она сделана, как связана со стилем времени. В дизайне собраны воедино все эти компоненты смысла, причем отнюдь не в ущерб утилитарным свойствам вещей.

В объектах прикладных искусств материализуется идеальное представление о прекрасном мире вещей.

IV. Системы управления— меры, ориентиры, сигналы и команды.

Знаки этих систем определяют деятельность людей (как индивидуальную, так и коллективную) через сложные процессы организации и управления, существующие в обществе.

Меры указывают на определённые ограничения при реализации деятельности: стоимость, качество, параметры объектов и т. д. Они используются как при планировании предстоящих действий, так и при оценке сделанного. Примитивные народные меры на протяжении столетий развивают в себе принципы золотых сечений и пропорций, образуя правила внутренней соразмерности, а затем приходят к установлению и определению эталонов, служащих для измерений.

Ориентиры предупреждают о разрешенном и запрещенном при осуществлении деятельности. Знаки этой системы уведомляют о том, что, например, условия деятельности изменились, в силу чего следует принять решение о продолжении, прекращении или изменении характера действий по реализации задуманного. Ориентиры направляют действия людей на путях сообщения, на местности и в трудовых процессах.

Сигналы и команды представляют собой прямое указание на какой-то конкретный поступок. Они предназначаются и отдаются для того, чтобы было исполнено или, наоборот, остановлено предписанное иной командой действие. При этом испол­нитель освобождается от ответственности за последствия и не должен обсуждать ее целесообразность. Сигналы и команды служат базой для создания систем автоматизации управления.

Следует иметь в виду, что если ориентиры апеллируют к собственному творчеству исполнителя той или иной деятельности, который должен самостоятельно принять решение о порядке действий в пределах обозначенного ориентирами, то команды прямо предписывают единственно допустимый вариант действий.

Семиотические системы демонстрируют возможности общества по организации коллективной работы в условиях разделения труда: системы прогностики представляют замысел образа, системы неприкладных искусств — его одухотворение, системы прикладных искусств — его материализацию (в виде вещи), системы уп­равления организуют действия с этой вещью.

Всеми этими знаковыми системами заведует язык, и вместе с тем, сам будучи знаковой системой, он обладает особыми свойствами.

На устной фазе возникла геронтократия (властьстарейшин) как социальное явление. Уважение к старшим помимо морально-этической (субъективной), имеет четко выраженный информационно-прагматическую (объективную) основу. Племя сохраняло старейшин даже тогда, когда погибали от голода дети, ибо память старейшин, их знания служили гарантией для выживания всего племени.

2. Письменная фазапомогла в значительной степени решить проблему хранения информации, появилась более надежная возможность обеспечить связь прошлого с будущим, сохранить преемственность поколений в их развитии.

Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира формирует общество, в узком, научном смысле слова, как цивилизацию, так как впервые предоставляет возможность оперировать социальной семантической информацией вне непосредственного, прямого контакта.

Письменность явилась так называемой «семиотической революцией» в знаковых способах организации общества.

На письменной фазе информационного обмена развились различные формы внеличностного представления внешнего и внутреннего опыта человека, такие как театр, пластика, а также музыкальные формы.

Если в дописьменном обществе, до появления цивилизации в узком смысле слова ведущими формами идеологии и практического естествоиспытания были мифология и магия, то изобретение письменности вызвало дифференцированные жанры счетно-письменной и литературно-письменной деятельности, что привело к углублению и философского мировоззрения, и познания.

Письменность послужила также, что немаловажно для качественного развития информационно-обменных процессов, одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде. Как правило, народности, не имевшие письменности, постепенно ассимилировались в другие культуры.

Понятие «культура» стала включать в себя поимо языкового аспекта также и письменный аспект. Неграмотный человек, начиная с этого этапа развития информационного обмена, стал неспособен к эффективной социальной деятельности.

3. Книжная фазапредоставила возможность массового тиражирования информации и обеспечила реальное сохранение авторства, в современной терминологии - интеллектуальной собственности (за счет выходных данных книги), а также существенно расширила географическое пространство распространения информации и увеличила оперативность обмена ею.

Станок Гутенберга, на котором была создана примерно в 1448 г. так называемая Библия Гутенберга, ознаменовал начало эпохи книгопечатания. Первая русская датированная печатная книга – «Апостол» – издатели Иван Федоров и Петр Мстиславец - появилась на век позже, в 1563-1564 гг.

Появление возможности обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги), существенно более массовый и оперативный обмен информацией. "Книгопечатание явилось могучим орудием, которое сохраняло мысль личности, увеличило ее силу в сотни раз" В.И. Вернадский. Коммуникационные процессы в целом определяют социальную природу человека. Избыточность текста (проза, поэзия). Информационная способность стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е. сообщение в 150 строк может быть передано ста стихотворными строчками. Этот факт объясняется тем, что стих допускает большую свободу в выражениях и большую образность, чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают ему большую выразительность, позволяющую при одном и том же количестве символов передать больше информации. Академик А.Н. Колмогоров установил, что информационное содержание стихов Пушкина очень близко к пределу - информационной способности русского языка вообще, современных же поэтов - существенно ниже.

Индустриальная коммуникационная система - высшая точка развития книжной культуры, но уже в пору расцвета заметны признаки ее размывания, такие, как обезличенная массовая коммуникация, оппозиционная информационно-документальная деятельность, а также распространение мифа об информационном кризисе.

Однако эффективность «книжной информатики» со временем стала снижаться. Образовалось противоречие между размерами потоков текущей источниковой базы и индивидуальными возможностями ее потребителей, а также сложилась ситуация, когда легче стало открыть или создать что-либо, чем удостовериться, что это еще не было открыто или выведено – отсюда, например, неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса. Все более существенным ограничителем оперативности передачи информации становился бумажный тип носителя, что делало невозможным оперативный информационный обмен.

Таким образом, появилась необходимость в более совершенных технических средствах для снятия информационного кризиса.

Книга, разумеется, в основном, деловая, а не художественная, в настоящее время все более обретает электронную форму.

Исчезновение же книги как культурного феномена учеными не прогнозируется. Более того, отмечается насущная необходимость сохранения книги как атрибута культуры, ответственного за формирование и развитие индивидуально-образного, абстрактного мышления, без которого информатизации общества теряет свой смысл.

Каковы же качественно новые возможности компьютерного текста? [3].

Во-первых, при наличии глобальных информационных сетей компьютерный текст становится составной частью глобального полилога[1] и интертекста[2].

Во-вторых, невиданная мобильность содержания и оформления компьютерной страницы буквально «подталкивают» пользователя к диалогу с ней.

В-третьих, принципиально по-иному начинает действовать ее потенциальная сверхъемкость, обеспечиваемая глобальной сетью баз данных, баз знаний и экспертных систем, к которым можно подключить каждый индивидуальный экранный текст.

Компьютерная страница непредсказуемым образом расширяет социокультурный диапазон. Речь идет о непредсказуемости в смысле перехода от жестко фиксированного текста, характерного для классической письменной культуры, к «мягкому» тексту на экране компьютера с его мгновенной готовностью к трансформации.

В крупнейшей библиотеке мира – Библиотеке Конгресса США более 50 млн. ед. хранения, в их числе и Библия Гутенберга.

Богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке (бывш. Госуд. публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, г. Санкт-Петербург).

Одна из самых острых проблем процесса перехода к компьютерной фазе информационного обмена – это перевод на электронные носители библиотечных фондов. Первые проекты по созданию электронных библиотек появились на Западе в начале 70-х годов, русскоязычные – в начале 90-х. В библиотеке Конгресса на электронных носителях находится едва ли 1/100 часть фондов. В Российских библиотеках ситуация еще более тяжелая. Таким образом, можно сказать, что значительная часть библиотечных фондов носит «виртуальный» характер, ибо в то время, когда до них дойдет очередь перевода на электронные носители, они физически перестанут существовать.

Достаточно большое распространение сейчас имеет развитие частных электронных библиотек, например, Пескина или Мошкова.

1 декабря 1998 года открыта Научная электронная библиотека для российских ученых в сети Интернет Российского Фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Старт проекта был связан с необходимостью разработки единой Web-платформы с интегрированным поисковым аппаратом для обеспечения доступа российского научного сообщества к электронным версиям ведущих мировых научных изданий. С 2005 года компания «Научная электронная библиотека» запустила проект в области наукометрии Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Сегодня научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – это крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 15 млн научных статей и публикаций. На платформе eLIBRARY.RU доступны электронные версии более 2500 российских научно-технических журналов, в том числе более 1300 журналов в открытом доступе.

Электронная (компьютерная) фаза.

Новый так называемый "безбумажный" этап в развитии социальных коммуникаций позволил существенно увеличить эффективность информационного обмена, снять остроту информационного кризиса, создал предпосылки для формирования богатой, в особенности по ее когнитивным возможностям, визуально-образной культуры.

Бумага на этом этапе необходима только для воспроизводства визуально оформленных документов. Функции же систематизации, оперативного хранения, переработки информации, а также передачи ее взяли на себя компьютерные и информационно-телекоммуникационные системы.

Главное отличие, феномен наступившей компьютерной фазы, по мнению профессора А.В. Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном коммуникативных процессов, что уже было на предшествующих этапах информационного обмена (видеотелефон, телевидение, кинематограф), сколько в факте общения человека непосредственно с электронной памятью.

Диалог «человек – ЭВМ» - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог "человек - человек" [5].

Это создает, с одной стороны, возможность более оперативного и глубокого удовлетворения информационных потребностей людей, но, с другой стороны, порождает предпосылки их межличностного разобщения, ослабления реальных социальных связей.

Обозначим основные проблемы современной компьютерной фазы информационного обмена, требующие своего решения для развития социокультурного варианта информатизации:

  • не складывающееся на практике взаимодополнение индивидуально-абстрактного мышления книжной фазы и визуально-образного мышления компьютерной фазы информационного обмена.

· Речь идет о том, что может возникнуть угроза для развития культуры как таковой, ибо технологические знания по существу не являются научными знаниями, так же, как вся массовая культура по существу не является культурой.

  • опосредованный сетевой вариант информационного обмена сводит его лишь к письменной форме, что значительной степени обедняет его.

Возможно, для уравновешивания отрицательных последствий информатизации в области социальных коммуникаций возникнет новый уровень непосредственного общения людей, общение станет более сопереживательным и ответственным.

Эпоха информатизации с одной стороны в качестве тенденции стандартизирует людей, с другой стороны появляются известные феномены умственной деятельности у детей и т.д.

Наши рекомендации