Основные положения по эксплуатации электродвигателей.
Эксплуатация электродвигателей.
Электродвигатели, пускорегулирующие устройства и защиты, а также все электрическое и вспомогательное оборудование к ним выбираются и устанавливаются в соответствии с ПУЭ.
На электродвигатели и приводимые ими механизмы должны быть нанесены стрелки, указывающие направление вращения.
На электродвигателях и пускорегулирующих устройствах должны быть надписи с наименованием агрегата и (или) механизма, к которому они относятся.
При кратковременном перерыве электропитания должен быть исключен самозапуск электродвигателей ответственных механизмов при повторной подаче напряжения для сохранения механизмов в работе по условиям технологического процесса и по условиям безопасности.
Перечень ответственных механизмов, участвующих в самозапуске, должен быть утвержден техническим руководителем Потребителя.
Продуваемые электродвигатели, устанавливаемые в пыльных помещениях и помещениях с повышенной влажностью, должны быть оборудованы устройствами подвода чистого охлаждающего воздуха, температура которого и его количество должны соответствовать требованиям заводских инструкций.
Плотность тракта охлаждения (корпуса электродвигателя, воздуховодов, заслонок) должна проверяться не реже 1 раза в год.
Напряжение на шинах распределительных устройств должно поддерживаться в пределах 100-105 % от номинального значения. Для обеспечения долговечности электродвигателей использовать их при напряжении выше 110 и ниже 90 % от номинального не рекомендуется.
При изменении частоты питающей сети в пределах ±2,5 % от номинального значения допускается работа электродвигателей с номинальной мощностью.
Номинальная мощность электродвигателей должна сохраняться при одновременном отклонении напряжения до ±10 % и частоты до ±2,5 % номинальных значений при условии, что при работе с повышенным напряжением и пониженной частотой или с пониженным напряжением и повышенной частотой сумма абсолютных значений отклонений напряжения и частоты не превышает 10 %.
На групповых сборках и щитках электродвигателей должны быть предусмотрены вольтметры или сигнальные лампы контроля наличия напряжения.
Электродвигатели механизмов, технологический процесс которых регулируется по току статора, а также механизмов, подверженных технологической перегрузке, должны быть оснащены амперметрами, устанавливаемыми на пусковом щите или панели. Амперметры должны быть также включены в цепи возбуждения синхронных электродвигателей. На шкале амперметра должна быть красная черта, соответствующая длительно допустимому или номинальному значению тока статора (ротора).
Электродвигатели с короткозамкнутыми роторами разрешается пускать из холодного состояния 2 раза подряд, из горячего - 1 раз, если заводской инструкцией не допускается большее количество пусков. Последующие пуски разрешаются после охлаждения электродвигателя в течение времени, определяемого заводской инструкцией для данного типа электродвигателя.
Повторные включения электродвигателей в случае отключения их основными защитами разрешаются после выяснения причин сбоя работы защит и проведения контрольных измерений сопротивления изоляции.
Для электродвигателей ответственных механизмов, не имеющих резерва, одно повторное включение после действия резервных защит разрешается по результатам внешнего осмотра двигателя.
Электродвигатели, длительно находящиеся в резерве, должны быть постоянно готовы к немедленному пуску; их необходимо периодически осматривать и опробовать вместе с механизмами по графику, утвержденному техническим руководителем Потребителя. При этом у электродвигателей наружной установки, не имеющих обогрева, должны проверяться сопротивление изоляции обмотки статора.
Электродвигатели должны быть немедленно отключены от сети в следующих случаях:
- при несчастных случаях с людьми;
- появлении дыма или огня из корпуса электродвигателя, а также из его пускорегулирующей аппаратуры и устройства возбуждения;
- поломке приводного механизма;
- резком увеличении вибрации подшипников агрегата;
- нагреве подшипников сверх допустимой температуры, установленной в инструкции завода-изготовителя.
В эксплуатационных инструкциях могут быть указаны и другие случаи, при которых электродвигатели должны быть немедленно отключены, а также определен порядок устранения аварийного состояния и пуска электродвигателей.
Профилактические испытания и ремонт электродвигателей, их съем и установку при ремонте должен проводить обученный электротехнический персонал Потребителя или подрядной организации.
Периодичность капитальных и текущих ремонтов электродвигателей определяет технический руководитель Потребителя. Как правило, ремонты электродвигателей должны выполняться одновременно с ремонтом технологических агрегатов.
Профилактические испытания и измерения на электродвигателях должны проводиться, руководствуясь нормами и объемом испытаний электрооборудования (приложение Б).
Типы электродвигателей.
Устройство трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором:
1— вал; 2, 6 — подшипники; 5, 7 — подшипниковые щиты; 4 — коробка выводов, 5— вентилятор; 8 — кожух вентилятора; 9 — сердечник ротора с короткозамкнутой обмоткой; 10 — сердечник статора с обмоткой; 11 — корпус; 12 — лапы
Двигатель закрытого исполнения
Двигатель защищенного исполнения
Статор асинхронного электродвигателя:
а - статора в сборе, б - сердечник статора, в - лист сердечника;
1 сердечник, 2 обмотка, 3 корпус
Короткозамкнутый ротор асинхронного электродвигателя:
а- с вставленными в пазы стержнями, б - «беличья клетка», в - с обмоткой, выполненной заливкой алюминиевого сплава;
1- сердечник ротора, 2 - короткозамыкающие кольца обмотки, 3 - стержни обмотки, 4 - вал,
5 - вентиляционные лопатки
Продольный разрез асинхронного двигателя с фазным ротором:
1 — вал; 2 — активная сталь ротора; 3 — обмотка статора; 4 — станина; 5 — активная сталь статора; 6 — подшипниковый щит; 7 — контактные кольца; 8 — щетки; 9 — коробка выводов
Фазный ротор асинхронного двигателя:
1 — сердечник ротора; 2 — обмотка ротора; 3 — контактное кольцо
Асинхронный электродвигатель с фазным ротором:
1 — сердечник ротора; 2 — обмотка ротора; 3 — вал; 4 — подшипниковый щит со стороны привода; 5 — корпус статора; 6 — обмотка статора; 7 — сердечник статора; 8 — коробка выводов; 9 — подшипниковый щит со стороны контактных колец; 10 — рычаг короткозамыкающего приспособления; 11 — щеткодержатели внутри щита 9; 12 — контактные кольца; 13 — смещающееся вдоль вала кольцо короткозамыкающего приспособления
Устройство машины постоянного тока
1 - коллектор, 2 - подшипник, 3 - подшипниковый щит, 4 - щеткодержатели со щетками,
5 - якорь, 6 - добавочные полюса, 7 - главные полюса. 8 - станина, 9 – вал
Якорь машины постоянного тока:
а — в сборе, б — в процессе намотки.
1 —коллектор, 2 — обмотка, 3 — сердечник, 4 — вал, 5 — вентиляционные отверстия, 6 — секции обмотки,
7 — место для бандажа, 8 — обмоткодержатель
Устройство коллектора с конусными шайбами
1,3 – стальные шайбы; 2 – стяжные винты; 4 – миканитовые шайбы; 5 – петушок; 6 – коллекторная пластина.
Устройство коллектора на пластмассе
1 –коллектор; 2 – пластмасса; 3 – стальные кольца; 4 –стальная втулка
Щеточное устройство коллекторной машины:
с — траверса с пальцами (бракетами), б — сдвоенный щеткодержатель; 1 — траверса, 5 — палец, 3 — щетка, 4 — обойма, 5 — зажим,6 — гибкий токоведущий провод щетки, 7— курки, 8 — пружина