Определение параметров трансмиссии автомобиля
3.1. Передаточное число главной передачи
Передаточное число главной передачи U0 определяют из условия обеспечения движения автомобиля с максимальной скоростью при максимальной угловой скорости коленчатого вала ютах, которую определяют по скоростной характеристике.
, (3.1)
где:
- максимальная скорость движения автомобиля, м/с (по заданию);
- передаточное число высшей передачи коробки передач (высшая передача коробки передач принимается прямой или повышающей, причем повышающая передача, как правило, в пятиступенчатых коробках передач и передаточное число может находиться в пределах 0,75...0,9)
- передаточное число высшей передачи раздаточной коробки (высшая передача раздаточной коробки, как правило, является прямой, т.е. = 1,0);
= l000Рv/ Tv максимальная угловая скорость коленчатого вала, 1/с;
- радиус колеса, м.
3.2 Передаточное число первой (низшей) передачи коробки передач
Передаточное число первой передачи определяем из условия возможности преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги:
, (3.2)
где:
- максимальный коэффициент сопротивления дороги (по заданию);
- максимальный эффективный момент двигателя, Нм (по скоростной характеристике двигателя);
Определенное по формуле передаточное число первой передачи коробки передач проверяем по возможности реализации его по условиям сцепления колес с дорогой по следующей формуле:
, (3.3)
где - коэффициент сцепления шин с дорогой (φ = 0,85);
- вес, приходящийся на ведущие колеса автомобиля, Н;
Если > , то передаточное число первой передачи принимаем по второму условию, но при этом в состав трансмиссии необходимо включать раздаточную коробку.
3.3.Передаточные числа промежуточных передач
Передаточные числа коробки передач определяем исходя из диапазона коробки передач ( = / - отношение передаточных чисел крайних передач) и числа ступеней.
При диапазоне передаточных чисел до семи ( < 7) выбирается четырехступенчатая коробка передач. При диапазоне передаточных чисел, находящихся в интервале 6,8 < < 8,5 применяется пятиступенчатая коробка передач. Для диапазона 8,5 < < 10 - шестиступенчатая. В случае > 10 принимается решение об установки дополнительной коробки.
В общем случае передаточные числа коробок передач промежуточных передач определяем по формуле:
(3.4)
где:
n - количество передач в коробке передач;
m - номер передачи.
В случае наличия промежуточной передачи полученные данные используются в дальнейших вычеслениях.
4.5. Выбор передаточных чисел дополнительной коробки передач
Дополнительные коробки передач бывают в основном двух типов - раздаточные коробки и делители. Дополнительные коробки обычно бывают двухступенчатыми, причем высшая передача обычно выполняется прямой (т.е. Uдв = 1).
Передаточное число низшей передачи дополнительной коробки рассчитывается по формуле:
, (3.5)
где - максимальный коэффициент суммарного сопротивления
дороги преодолеваемый автомобилем.
Для не полноприводных автомобилей принимается равным ψmax = 0,4 . . . 0,5. Для автомобилей со всеми ведущими колесами = 0,8. . . 0,9.
Выбранное значение передаточного числа низшей передачи проверяются по условию обеспечения минимальной устойчивой скорости движения автомобиля:
, (3.6)
где: - минимальная устойчивая скорость движения (соответствует минимальным устойчивым числам оборотов двигателя и должна быть не более 4 км/час);
- минимальное устойчивое число оборотов коленчатого вала
двигателя, мин-1;
Минимальное устойчивое число оборотов двигателей лежит в интервале 400 . . . 800 мин-1 и для конкретной марки двигателей может быть уточнено по справочной литературе.
3.6. Передаточные числа трансмиссии
Передаточные числа трансмиссии для автомобилей без раздаточных коробок определяем по формуле
,(3.7)
где n- количество передач.
Из формулы видно, что количество передач трансмиссии равно количеству передач коробки передач.