Анализ деятельности и моделирование критериев оценки
Сложно переоценить значение анализа деятельности в целях проведения качественного Центра оценки. Именно в рамках данного этапа закладывается содержательная основа, «ось координат», относительно которой выносятся оценочные суждения. Очевидно, что качество результатов функционирования системы оценки персонала, напрямую зависит от качества анализа деятельности на предварительной стадии.
Цель анализа деятельности - формулирование компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности на конкретной позиции в конкретной организации.
Можно выделить несколько основных подходов к формированию критериев оценки:
· по конечному результату, построенному на анализе результатов труда, ожидаемых от сотрудника на конкретном рабочем месте;
· от идеальной модели личности, построенной на анализе «психологического портрета», изучения черт успешного сотрудника;
· через изучение требований должности, построенное на анализе самой работы, либо путем изучения нормативных документов, ее регламентирующих, либо путем анализа деятельности различными методами профессиографии;
· игровое моделирование, экспертная оценка.
Рис 3. Ключевые аспекты комплексного анализа деятельности
Анализ деятельности - комплексное прикладное исследование, проводимое специалистом-аналитиком при помощи набора объективных, научных методов, посредством систематического сбора и изучения детальной информации о содержании деятельности, ожидаемых результатах, условиях, в которых она выполняется и требованиях к исполнителям (поведенческих проявлениях и свойствах личности) с целью выявления ключевых критериев успешности в ней в рамках широкого организационного контекста.
| Условия | Ожидаемые результаты | Знания | Навыки, умения | Способности | ||
Этапы анализа деятельности (структура выполнения анализа деятельности):
· выявление ключевых областей деятельности, особенностей выполнения (условий);
· описание их в терминах профессиональных функций (задач), результатов
· выявление (формулирование) компетенций, необходимых для успешного выполнения профессиональных задач
Чтобы ни являлось предметом анализа деятельности, в самом общем виде можно выделить 5 основных способов сбора информации.
Непосредственное наблюдение | Наблюдение за исполнителем в процессе деятельности, «фотография рабочего дня» (описание деятельности с указанием основных видов работ, поведенческих проявлений и временных затрат на них). Дает уникальную возможность в самом начале исследования получить представление об условиях, в которых происходит деятельность, выполняемых функциях, демонстрируемом поведении (успешном, неуспешном) или проверить собранную информацию путем наблюдения на завершающем этапе анализа. Может быть основанным на видеозаписи. |
Опрос | Опрос опытного исполнителя, эксперта данной деятельности, непосредственного руководителя, ключевых сотрудников, взаимодействующих или хорошо знающих деятельность, топ-менеджмента (стратегический уровень, видение будущего). Может быть структурированным или проводиться в свободной форме, в группе или индивидуально, письменно или устно (интервью), с использованием специальных методик (например опросный лист Липмана, метод критических инцидентов Фланагана, репертуарные решетки Келли, метод прямых атрибутов и др) или без таковых |
Выполнение или демонстрация результатов деятельности | Выполнение реальной работы в рамках анализируемой деятельности с целью оценки ее содержания на основании непосредственного опыта (иногда называют включенным методом сбора информации). Просим исполнителя предъявить физические результаты его труда |
Самоотчет | Самостоятельное описание деятельности в произвольном виде или заполнение специальных форм исполнителем или его руководителем. Ведение ежедневного дневника действий («самофотография рабочего дня»). Требует от исполнителя точности и регулярности занесения информации в бланк |
Существующая информация | Анализ существующей документации в организации (о деятельности конкретного специалиста, организации в целом), регламентирующие изучаемую профессиональную деятельность документы, положения, процедуры, правила, должностные инструкции, описания бизнес-процессов, досье. Бизнес-планы, документы по стратегии компании, принципы и корпоративные ценности, образцы деятельности сотрудников организации на своих участках, материалы по обучению и др Литература, интернет. |