М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции

Конкурентосп-сть препр-я – способность производить и реализовывать на рынке конкурентосп-й товар или услуги. Конкурентосп-сть предпр-я хар-ризует его потенциал по изменению кач-ва прод-ции.

Уровень конкурентосп-сти (УКС)- относит. хар-ка изделия,проявляющаяся на рынке путем изменения спроса и определяемая его потребит. св-вами, нетоварн. факторами и ценой.

М-ды оценки:

1) комплексный (основан на расчете группов. и интегральн. показателей)

УКС = Iн.п.* Iт.п./ Iэ.п.

М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru Iт.п.= М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru Iэ.п.= М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru

где Iн.п., Iт.п., Iэ.п.-групповые показ-ли по норматив., технич. и эк. параметрам; М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru -единичный показ-ль по i-му норматив. параметру; n-число норматив. параметров; М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru - единичн. показ-ль по j-му технич. параметру; М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru - весомость j-го технич. параметра; m- число технич.параметров, подлежащих оценке; М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru , М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru - цена потребленияоченив-го изделия и изделия-образца соотв-но.

Недостатки: * единич. показ-ли, входящие в группов. показ-ль, не дают однознач. представл-я об уровне конкурентосп-сти прод-ции из-зи своей разнонаправл-сти; *при расчете группов. показ-лей не приводится обоснование коэф-тов их значимости.

2)на основании верхнего предела цены

М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru , где М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru -цена базов. изделия; УК-уровень кач-ва нов.изделия по сравн-ю с базовым; М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru - коэф-нт влияния нетоварн. факторов при проибрет-и нов. товара потребит-лем (опр-ся путем экспертн. оценок); М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru - фактич. цена нов. изделия; М-ды оценки конкурентосп-сти прод-ции - student2.ru - верхний предел цены нов. изделия.

3) построение радара конкурентосп-сти

Конкурентосп-сть товара может рассм-ся с трех точек зрения: 1]коммерческой (хар-ся доступностью товара потенц. потреб-лям и возм-ю исп-я в данной местности); 2]нормативно-правов. (безопасность в исп-и); 3] технико-эк. (экономич-ть и эргономичность). Конкурентосп-сть нов. техники оценив-ся интегральн. безразмерн. показ-лем – относит. площадью радара, построенного внутри оценочн. круга по технич, эксплуатац., эк., нормативно-правов. и эстетич. показ-лям. В радар включ-ся наиб. значимые для потребителя параметры.По мере удалния от круга знач-е показ-ля улучшается.

45.Сущность и значение повышения конкурентоспособности(конк-ность) прод-ции.Конк-ность прод-ции-комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара,определяющих его успех на рынке,т.е. преимущество именно этого товара над др. в условиях широк.предложения конкурирующихтоваров-аналогов. В основе конк-ности лежат 2 осн.параметра:кач-во и цена.=>Повышение конк-ности:оптимальное соотношение «цена – качество». Современ.рынок имеет след.характерн.особенности:1насыщенность товарами, когда предложение значительно превышает спрос;2разнообразие товаров одного и того же функционального назначения, в результате покупателю всегда есть из чего выбрать;3осведомлённость потребителя, он, как правило, знает чего хочет и информирован о различных предложениях производителей;4динамичность, когда научно-технический прогресс, быстрое развитие высоких технологий, одновременная работа на рынке большого количества конкурентов приводят к постоянному совершенствованию и новым более заманчивым для потребителя предложениям. =>Значение повышения конк-ности прод-ции-обеспечить устойчивый сбыт прод-ции,получение прибыли,повышение престижа пред-тия и т.п. Конк-ность прод-ции явл.важнейш.показателем эффективности деятельности пред-тия.От неё зависит позиция пред-тия на рынке,его финанс.положение.

46.Повышение конкурентоспособности(конк-ность) предприятия и товаров. Конк-ность прод-ции-комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара,определяющих его успех на рынке,т.е. преимущество именно этого товара над др. в условиях широк.предложения конкурирующихтоваров-аналогов. Конк-ность пред-тия-его способность произвести и реализовать на рынке конкурентоспособн.товар или услугу. Пути повышения конк-ности государства, отрасли и предприятия повышают и конк-ность продукции. B конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Пути повышения конк-ности:1отыскать новое применение выпускаемым товарам;2своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;3 найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами: внедряя товар на новый рынок, можно продлить жизненный цикл товара. Сезон.колебания в спросе могут способствовать успешной реализации одного и того же товара в различных точках планеты,а увеличение объема продаж на нов.рынках позволит снизить издержки пр-ва на ед-цу прод-ции, прежде всего за счет использ-ия дешев.раб.силы, достаточно низк.уровней налогов и таможен.пошлин и ряда других факторов на нов.рынках сбыта. Но при этом надо точно знать степень обеспеченности нов.рынков высококвалифицир.работниками ремонтных и обслуживающих орг-ций, так как в противном случае покупатели могут потребовать повышения надежности и упрощения конструкции реализуемой продукции.4осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей.5 регулярно развивать и совершенствовать систему сервисн.обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.6изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части.7расширение ассортимента выпускаемой прод-ции(чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки). Главным подходом при повышении конк-ности является выпуск как можно большего количества новой, пользующейся повышенным спросом продукции, цены на которую будут ниже, чем у конкурентов, а качественные характеристики - выше.

47.Понятие и эк.содержание издержек пр-ва и реал-ции прод-ции.Затраты - стоимостная оценка рес-сов,потребленных орг-цией в процессе пр-ва и реал-ции товаров, прод-ции, выполнения работ, оказания услуг.(Инструкция «Расходы орг-ции») Расходы организации - уменьшение эк.выгод(возможности имущ-ва способствовать притоку денеж.сред-в или иных активов в орг-цию) в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). (Инструкция «Расходы орг-ции») Термин «издержки»(И) применяется,как правило, в эк.теории и озн.:суммарн.затраты пред-тия, связ.с выполнением определён.операций. И вкл.: явные (бухгалтерск.,расчётн.) И и вмененные(альтернативн.) И. Явн.И-выражен.в денеж.форме фактич. затраты, обусловленные приобретением и расходованием разн.видов эк.рес-сов в процессе пр-ва и обращения прод-ции,товаров или услуг. Вмененные И-упущенная выгода пред-тия,кот-ую оно получило бы при выборе пр-ва альтернативн.товара,по альтернативн.цене,на альтернативн.рынке и т.д. Затратами счит.явн. И пред-тия,а расходами-уменьшение сред-в пред-тия или увилич-е его долговых обязат-ств в процессе хоз.деят-ти.Лишь в момент реал-ции пред-тие признаёт свои доходы и связ-ую с ним часть затрат-расходы. Различают И эк. и бухгалтерск. Под эк.И поним. все виды выплат орг-ций поставщикам за используемые рс-сы.Эк.И сост. из внеш.(явн.или денежн.) и внутр.(неявн.или имплицитных).Внеш.И предст.собой платежи поставщиам рес-сов(оплату сырья, материалов,топлива,заработную плату и др.).Эта группа И и составляет бухгалтерск.И. Внутр.И отражают использ-ние в пр-ве рес-сов,принадлежащих владельцам фирмы: земли,помещений,их личн.труда,нематер.активов,за кот-ые орг-ция формально не платит. В обобщённом понимании внутр.И прест.собой доход на собствен.дополнительно использ-мый ресурс(капитал,землю,труд в перделах нормальн.% или ренты,если бы денеж.сред-ва были сданы в банк,земля сдана в аренду и т.д.) и нормальн прибыль(она вкл.з/п и вознаграждение предпринимателя,если бы он работал по найму). Эк.И=Имплицитн.И(внутр.)+Бухгатреск.И(внеш.)

49 .Классификация затрат в зависимости от их экономической однородности или по экономическим элементам следующая:

1. Материальные (за вычетом стоимости возвратных отходов): отражается стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, транспортных услуг сторонних организаций, покупка топлива и энергии всех видов;

2. Расходы на оплату труда: отражаются затраты на оплату труда производственного персонала предприятия, но в себестоимость не включаются премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений; вознаграждения по итогам работы за год; материальная помощь, оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам и др. виды выплат, не связанные непосредственно с оплатой труда;

3.Отчисления на социальные нужды: отражаются затраты по установленным законодательством нормам органам социального страхования, отчисления в фонд соц. страх. от несчастных случаев, от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве продукции;

4.Амортизация основных средств и нематериальных активов: амортизационные отчисления на их полное восстановление;

5.Прочие затраты: налоги, сборы, отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества, оплата услуги связи и др.

Классификация затрат по статьям калькуляции: Сырье и материалы; Возвратные отходы; Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; Топливо и энергия на технологические цели; Заработная плата производственных рабочих, Отчисления на социальные нужды; Расходы: на подготовку и освоение производства, Общепроизводственные расходы, Общехозяйственные расходы, Потери от брака, Прочие производственные расходы, Коммерческие расходы.

48.Виды и классиф-ция издержек(И).Осн.док-том,кот-ым необходимо руковод-ваться при формир-нии с/с прод-ции явл. «Положение о составе затрат по пр-ву и реал-ции прод-ции(работ,услуг).»Укрупнено можно выделитьслед.группы И,обеспечивающихвыпуск прод-ции:И предметов труда(сырья,материалов и т.д.),И сред-в труда(И он.капитала),И по использованию жив.труда. В процессесвоей деят-ти пред-тие осущ-ет различн.по своему эк.содержанию и целевому назначению затраты:на пр-во и реал-цию прод-ции,расширение и совершенствование пр-ва,удовлет-ие материальн. и соц.-культурн. Потребностей членов труд.коллектива.Общ.классиф-ция затрат:1По эк.содержанию: материальн.,труд.,денеж.;2По обязательности решений:альтернативн.,вмененные;3По эк. элементам:матер.затраты за вычетом возвратн.отходов,затраты на оплату труда, отчисления на соц нужды,амортизацион.отчисления на полн.восстановление осн.фондов,проч.затраты;4По статьям кальк-ции:сырьё и материалы;возвратн.отходы (вычитаются);покупные комплектующие изделия,полуфабрикаты и услуги производствен. хар-ра;топливо и энергия на технологич.цели;з/п производственных рабочих,;отчисления на соц.нужды;расходы на подготовку и освоение пр-ва; общепроизводств. расходы; общехоз.расходы;потери от брака;проч.производств.расходы;расходы на реализацию.5В зависимости от объёма пр-ва:пост.(условно-пост.),перемен.,валовые(пост+перемен);6По методу включения И пр-ва:прям.(относ.непосредственно на прод-цию:сырьё и осн.материалыпокупн.изделия и полуфабрикаты,з/п производствен.рабочих и т.п.), косвен.(затраты,связ.с пр-вом нескольких видов прод-ции и распред.между ними пропорц-но принятой базы:общепроизв.расходы,расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и т.п.) 7По связи с технологич.процессом:осн.(непосредственно связ.с пр-вом),накладные.(связ.с орг-цией,упр-нием,технологич.подготовкой пр-ва и его обслуживанием);8По степени агрегирования: одноэлементн.(сырьё,материалы,з/п и т.п.), комплексн.(сост.из нескольких эк.элементов: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизвод. расходы,потери от брака,транспортные,расходы на освоение нов.изделий и т.п.);9По периодичности возникновения:пост., единовремен.;10По источникам возмещения: вомещаемые из прибыли,-//- из бюджетн.фондов,-//-из внебюджетн.фондов,-//-изстраховых фондов,-//-за счёт кредитов и займов.;11По использованию в системе упр-ния:прогнозн.,план.,фактич.; 12По степени регулирования гос-вом:нормиру-е,ненормиру-е.13В зависимости от сферы возникновения: производствен.,внепроизводствен.(реклама,сертификация прод-ции), непроизводительн. (потери,брак,штрафы);14В зависимости от времени возникновения и отнесения на с/с:расходы текущ. периода(расходы,связ.с пр-вом и реал-цмей прод-ции дан.периода), будущих периодов (затраты,кот.возникают в дан.периоде,но подлежат погашению в следующих периодах), предстоящие расходы(вкл.в с/с отчёт.периода путём резервирования,напр.расходы на оплату отпусков). 15.Также применяется группировка затрат по местам возникновения(структурн.подразделения пред-тия,осущ-щие производствен.процесс или его обслуживание),центрам затрат(производствен.и структурн.подразделения,харакрте-щиеся единообразием функций и производствен. операций,а также организацией труда и др.),центрам ответственности (организацион. подразделение,возглав-мое управ-щим,кот-ый обеспечивает контроль план.,нормативн. и фактич затрат.Дан.центры дел.на основн.(контролируют затраты в местах их возникновения) и функциональн.(распред-ют затраты на многие места их возникновения при условии,что дан.центр обслуж-ет несколько центров затрат)

76.Фонды, формир-е на предпр-и для эфф-го его ф-ционирования. Для эффективного функционирования на принципах комм.расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночн.эк-ки предпр.должно иметь 3 фонда: фонд накопления;фонд потребления; резервный фонд.

Резервный фонд – сумма денежных средств, необходимая предприятию для самострахования.

Целевые экологические фонды – меры, направленные на мероприятия по охране окружающей среды и воспроизводство природно-ренсурсного потенциала.

Фонд накопления используется на капитальные вложения в расширение, обновление, модернизацию основных фондов; погашение банковских кредитов на капитальные вложения и уплату % по ним; пополнение оборотных средств; инвестиции в ценные бумаги; приобретение новых технологий; жилищное строительство.

Фонд потребленияиспользуется на : выплату дивидендов работникам вознаграждений по итогам года, оказание материальной помощи; выплату дивидендов акционерам предприятия; выдачу ссуд работникам, в том числе на строительство жилья; на финансирование объектов социальной сферы, находящееся на балансе предприятия.

Инновац. проекты

Инновационный проект – пакет документов, обосновывающий и описывающий комплекс взаимосвязанных мероприятий по достижению целей инновац. деят.

По предметно–содержательной структуре:

1 исследоват. проекты

2 научно–технич.

3 по разработке и освоению новой техники

4 по модернизации и обновлению производствен. аппарата

5 реинжениринговые, направленные на перепроектирование произв. проекта

Стадии формир–я инновац. проекта:

1 формулир–е проблемы и целей проекта

2 анализ имеющихся альтернативн. реш–ний

3 оценка имеющихся ресурсов

4 оценка вероятности технич. и коммерчес. риска

5 выбор наилучш. варианта реш–я данной проблемы

6 оформление проекта и его реализ–я

51. Себестоимость продукции: понятие, сущность, роль в экономической системе.Себестоимость продукции- стоимостная оценка используемых в процессе производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и др. затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии; как качественный показатель она характеризует уровень использования всех ресурсов(переменного и постоянного капитала), находящиеся в распоряжении предприятия. В рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастает. С экономических и социальных позиций значение снижения издержек и себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

1.Снижение издержек позволяет предприятию высвободить оборотный капитал и ускорить его оборот;

2.Снижение издержек является основным источником роста прибыли и рентабельности производства, прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, предоставляет возможность расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников и т.д.

3.Снижение издержек позволяет предприятию увеличить диапазон регулирования цен и управлять по данному параметру конкурентоспособностью продукции;

4.Снижение себестоимости продукции в акционерных обществах является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

5.Себестоимость продукции- выражение в денежной форме текущих затрат предприятий на производство и реализацию продукции.

52. Планирование себестоимости продукции. При определении себестоимости выпускаемой продукции, на предприятиях составляется соответствующий план, который включает:

1.смету затрат на производство, составляемым по экономическим элементам;

2.размер себестоимости всей выпущенной. Товарной и реализованной продукции;

3.плановые калькуляции отдельных изделий;

4.расчет снижения себестоимости выпущенной или товарной продукции по технико-экономическим факторам.

При этом важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются:

1.себестоимость выпущенной, товарной или реализованной продукции;

себестоимость единицы важнейших видов продукции;

2.затраты на рубль выпущенной, товарной или реализованной продукции;

3.процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;

4.процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.

Планирование себестоимости продукции выполняется в такой последовательности:

1.определяются затраты базисного года на рубль товарной продукции или себестоимости единицы продукции; путем умножения затрат базисного года на объем товарной продукции планируемого года или на количество товарной продукции в натуральном выражении рассчитывается ее себестоимость при сохранении условий производства и реализации продукции в базисном году;

2.вычисляется снижение затрат, включаемых в себестоимость продукции, обусловленное влиянием отдельных технико-экономических факторов;

3.из ранее определенной себестоимости товарной продукции планируемого года вычитается общая сумма снижения затрат и определяется себестоимость товарной продукции в условиях планируемого года;

4.устанавливаются затраты на рубль товарной продукции или стоимость единицы продукции планируемого года;

5.рассчитывается плановое снижение себестоимости продукции по сравнению с затратами базисного года в сопоставимых ценах и условиях оплаты труда и др.

53,Гос. регулир-е себест-сти прод-ции; необходимость, содержание.

Нормативные документы, регулирующие вопросы отнесения затрат предприятий на себестоимость выпущенной продукции:

1.Нормативным документом, регламентирующим отнесение издержек на себестоимость продукции и определяющим состав элементов затрат в РБ являются «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» от 26.01.1998г. Основные положения позволяют обеспечить единообразное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ,услуг) на предприятиях, независимо от вида их деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности. Группировка затрат по элементам является единой и обязательной для предприятий всех отраслей и форм собственности.

2.Определение понятий «затраты» и «расходы» дано в Инструкции по бух. учету «Расходы организации», утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003г. №182а. Согласно Инструкции, затраты – это стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров (продукции), выполненных работ, оказанных услуг. Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных средств предприятия, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

3.Закон «О налогах на доходы и прибыль» от 22.12.1991г. №1330-XII (с последующими изменениями и дополнениями).

4.Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденная постановлением Министерством по налогам и сборам РБ от 31.01.2004г. №19

Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции, работ, услуг определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

Контроллинг – технология управления затратами; действует как сигнальная система, оповещающая о возможных точках негативных отклонений от намеченных планов; обеспечивает самоконтроль и личную ответственность каждого работника за состоянием дел на его участке. Для проведения контроллинга необходим управленческий учёт, который все затраты делит на прямые или переменные и постоянные затраты.

56 Взаимосвязь категорий: изд-ки пр-ва, себест-сть прод-ции, затраты на пр-во.

Затраты, себестоимость, издержкиявляются важнейшими экономическими категориями.

Их уровень во многом определяет прибыль и рентабельность предприятия, эффективность его производственно-хозяйственной деятельности. На первый взгляд данные термины кажутся тождественными, тем не менее, имеют свои особенности. В экономической литературе часто встречаются следующие понятия: издержки, затраты, расходы.

Термин «издержки» применяется, как правило, в экономической теории, означает суммарные затраты предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки.

Явные издержки – выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров и услуг.

Альтернативные издержки – упущенная выгода предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.

В наиболее общем виде понятие издержек производства фирм в зарубежных учебниках определяется как затраты на вводимые факторы или экономические ресурсы. Все издержки понимаются как альтернативные, что означает, что стоимость любого ресурса, выбранного для производства, равна его ценности при наилучшем варианте использования. Это один из принципов рыночной экономики.

Определение понятий «затраты» и «расходы» дано в Инструкции по бух. учету «Расходы организации», утвержденной постановлением Минфина РБ от 26.12.2003г. №182а. Согласно Инструкции, затраты – это стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров (продукции), выполненных работ, оказанных услуг. Расходы – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных средств предприятия, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Подзатратамибудем пониматьявные издержки предприятия, а под расходами – уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов, услуг.

Себестоимость продукциив общем виде – стоимостная оценка используемых в процессе ее производства и реализации природных, материальных, трудовых ресурсов, основных фондов и других затрат. Себестоимость отражает размер текущих затрат, имеющих производственный, некапитальный характер, обеспечивающих процесс простого воспроизводства на предприятии. Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов производства. Себестоимость является важной экономической категорией и качественным экономическим показателем, т.к. она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Себестоимость выполняет учетную, расчетную и управленческую функции и является базой для исчисления цен.

60.Инновационная деятельность. Характеристика инновационного процесса,содержание его этапов.

ИД- 1.процесс возникновения идеи, ее разработка, использование результатов в производстве, управление этим процессов.2. деят-ть по освоению результатов исследований и разработок,повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов.

Иннов.процесс- цикл работ от возникновения идеи до сервисного обслуживания нововведения и его утилизации.

Этапы:

1.идея

2.НИР:исследование возможностей реализации идей, разработка технологий создания нового продукта

3.ОКР: разработка конструкторской документации

4.Опытное про-во:создание опытного образца

5.Освоение:освоение нового оборудования и техники

6.Про-во:выпуск прод

7.Рынок:проведение доп работы, марк исследование и т.п.

Особенности ИД: повышенный риск, цикличность развития, взаимосвязьуровня новизны и эффективности исп-я ресурсов.

54. Источники и факторы издержек пр-ва

Под факторами понимают причины, обуславливающие определенный уровень затрат, т.е. это комплекс мероприятий, вызывающих динамику себестоимости продукции. Бывают:

1.Обективными и субъективными. \

2.Внутренними (повышение технического уровня за счет совершенствования средств труда, улучшения применяемого сырья, внедрения прогрессивной технологии; совершенствование организации производства и труда; изменение объема, номенклатуры, ассортимента выпускаемой продукции) и внешние – механизм гос.регулирования.

Структуру издержек предприятия формируют различные факторы: технический уровень и формы организации производства, его размещение, характер изготовляемой продукции и перерабатываемых материально-сырьевых ресурсов, условия снабжения, особенности реализации продукции и др. Также влияют уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства, географическое местонахождения предприятия. Также на структуру издержек могут влиять инфляционные факторы и изменение процентной ставки банковского кредита. Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться по статьям и по элементам. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

Структура затрат является динамичной. Общие причины возможных отклонений структуры:1) колебание цен на материальные ресурсы;20сокращение численности;3) рост зарплаты;4)уход в отпуск без сохранения зарплаты;5)ввод и выбытие основных фондов;6) переоценка основных фондов.

Под источниками следует понимать те затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции:1)Снижение МЗ в расчете на единицу продукции;2)Снижение расходов на содержание основного капитала в расчете на единицу продукции;3)Снижение расходов на ОТ в расчете на единицу продукции;4)Снижение административно-управленческих или условно-постоянных расходов;5)Сокращение непроизводительных расходов и потерь;

Относительная экономия издержек производства за счет различных источников рассчитывается следующим образом:1)Снижение издержек за счет изменения прямых МЗ(Амз): Амз=(1-Iнр*Iц)Ум*100, где Iнр – индекс изменения норм расхода сырья и материалов; Iц – индекс изменения цен на сырье и материалы;

Ум – удельный вес стоимости сырья и материалов в издержках предприятия, %. 2)Снижение издержек за счет изменения трудовых затрат (Атз), за счет роста производительности труда: Атз=(1-Iзп/Iпт)Узп*100, где Iзп - индекс изменения зарплаты; Iпт – индекс изменения производительности труда; Узп – удельный вес зарплаты производственных рабочих в издержках предприятия, %; 3)Комплексные статьи состоят из условно-постоянных и условно-переменных затрат. При увеличении объема производства (Ап) доля постоянных затрат на единицу продукции снижается и влияние этого фактора на снижение издержек можно выразить формулой: Ап=(1-Iп/Iо)Уп*100, где Iп – индекс изменения постоянных затрат; Iо – индекс изменения объема производства; Уп – удельный вес постоянных затрат в издержках предприятия, %; 4)Экономия за счет сокращения непроизводительных потерь (потери по рекламации продукции, потери от выпуска бракованной продукции..) рассчитывается прямым счетом.

Наши рекомендации