Фордистская рациональность

тип рациональности, для кот. характерны масс. пр-во, выпуск однородных товаров, использование жестких технологий (конвейера), рутинизация производ. операций, рационализация труда, рост рынка масс. товаров.

Макдональдизация общества Дж.Ритцера

Теоретическим побуждением к написанию работы «Макдональдизация обще­ства» (Ritzer, 1993) послужило посвященное вопросу рационально­сти творчество Вебера. Когда мы говорим о макдональдизации, основным для нас оказывается тот факт, что ресторан быстрого питания представляет собой современ­ную разновидность фордизма.

Существуют четыре измерения формальной рациональности: эффективность, предсказуемость, упор скорее на количестве, чем на качестве (калькулируемость), и технологичный контроль (использование унифиц. технологий).

- Эффективность означает поиск наилучших средств для достижения цели; в ресторане быстрого питания хорошим примером повышения эффективности рабо­ты служит окошко обслуживания для клиентов за рулем.

- Предсказуемость означа­ет существование мира без неожиданностей; Бит Мак в Лос-Анджелесе неотличим от нью-йоркского; аналогично Биг Мак, который мы съедим завтра или в следую­щем году, будет точь-в-точь таким же, как тот, что мы едим сегодня.

- Рациональные системы, как правило, делают упор на количестве, обычно на больших количествах, а не на качестве. Биг Мак — хороший пример этого упора на количество, а не каче­ство.

- Вместо человеческих качеств шеф-повара рестораны быстрого питания опи­раются на такие унифицированные технологии, как следование неквалифицирован­ных поваров подробным указаниям и поточные методы приготовления и подачи пищи.

Кредитные карточки макдональдизировали получение и расход кредита. Взамен быстрого питания современный банк раздает быстрые деньги.

Каждое из измерений макдональдизации применимо к проблеме кредитных карточек. Весь процесс получения займа стал более эффективным. Вместо преж­него длительного и громоздкого процесса оформления займа сегодня нужно от­ветить всего лишь на несколько простых вопросов. Если же такая процедура недостаточно эффективна, многим предоставляются заранее оформленные кре­дитные карточки. Предсказуемость лучше всего иллюстрирует тот факт, что кре­дитная карточка способствует большей предсказуемости потребления: можно что-либо приобрести, не имея при себе наличных денег. Для большинства лю­дей особое значение имеет количество кредитных карточек, которые они могут приобрести и установленные пределы совокупного кредита по этим карточкам, при этом пагубному влиянию значительной суммы долга на качество их жизни уделяется мало внимания. Все чаще решения относительно выпуска (или не вы­пуска) новой карточки или повышения лимита по кредиту предоставляются все более сложным компьютерным программам, и при этом в повседневных ситуа­циях почти исключено участие людей. В конечном счете, чрезвычайно рациона­лизированный бизнес кредитных карточек обладает рядом иррациональных черт, в том числе дегуманизация, связанная с использованием унифицированных технологий, и роботоподобные банковские служащие, вступающие с клиента­ми в жестко регламентированное взаимодействие.

Таким образом, кредитные карточки, как и рестораны быстрого питания, мо­гут пониматься как часть нашего макдональдизированного, формально-рациона­лизированного и, следовательно, в конечном итоге, современного общества.

Любые новые средства потребления современны в том смысле, что это главным образом новшества, возникшие и ставшие известными во второй половине XX в. Как и «Мак-Дональдс», это в основном американские нововведения, которые не только изменили потребление в Соединенных Штатах, но и стали предметом аг­рессивного экспорта во множество других стран, где они оказывают еще более глубокое воздействие на потребление. В Соединенных Штатах они имеют столь большой успех, что служат образцами в таких различных сферах, как университе­ты, больницы, музеи, аэропорты, стадионы и даже церкви. Все эти сферы можно рассматривать как обслуживающие потребителей, и они все больше приобретают облик новых средств потребления.

Наши рекомендации