Экономическое обоснование реконструкции ЛТП
Реконструкция действующего АТП может быть вызвана следующими причинами:
1.Увеличением объема перевозок на перспективу и увеличением в
связи с этим количества подвижного состава и соответственной необходимостью реконструкции технической зоны.
2.Заменой устаревших марок подвижного состава новыми без изменения объема перевозок и реконструкцией в связи с этим технической зоны.
3.Реконструкцией технической зоны в связи с применением более прогрессивных технологий, оборудования или оснащением до необходимого уровня.
Для выяснения причин реконструкции и ее обоснования необходимо тщательно проанализировать технико-экономические показатели предприятия до реконструкции. К таким показателям следует отнести:
- объем перевозок и грузооборот за последний отчетный год;
- количество автомобиле-часов работы на линии;
- количество часов возврата с линии по технической неисправности;
- коэффициенты технической готовности и выпуска автомобилей на
линию;
- выполнение плана по ТО и Р, включая выполнение количества ТО и Р, трудоемкости и норм простоя;
- техническое состояние парка по пробегу и сроку службы;
- себестоимость единицы транспортной продукции по видам перевозок и маркам автомобилей;
- доходную ставку на 10 ткм;
- существующую стоимость основных фондов с выделением стоимости подвижного состава и зданий, сооружений, оборудования, т.е.производственно-технической базы;
- технико-эксплуатационные показатели деятельности парка (Тн,vm ,β, γ, l).
Если реконструкция вызвана двумя первыми причинами, то экономическая часть дипломного проекта должна содержать расчет техтрансфинплана.
Расчет экономической части в дипломных проектах, связанных с реконструкцией технической зоны (без изменения списочного количества автомобилей), предполагает следующие этапы:
1.Расчет затрат.
2.Расчет капитальных вложений.
3.Расчет экономического эффекта и экономической эффективности капитальных вложений.
Расчет затрат.
Смету затрат на производство реконструируемого подразделения обычно составляют по экономическим элементам: заработная плата производственных рабочих, расчет суммы единого социального налога, материалы, запасные части, накладные расходы.
1.1. Зарплата производственных рабочих.
Фонд оплаты труда производственных рабочих состоит из основной и дополнительной заработной платы.
Фонд основной заработной платы включает все виды оплаты труда за фактически проработанное время, оплата по сдельным расценкам или тарифным ставкам, надбавки, доплаты и премии.
По тарифным ставкам годовой фонд основной заработной платы рассчитывается:
(8.34)
где Счас- средняя часовая тарифная ставка, руб;
Т - годовой объем работ, чел-ч.;
Кпд - коэффициент, учитывающий премии и доплаты;
Кр - районный коэффициент.
(8.35)
где Ni - число рабочих соответствующего разряда, чел.
Cчасi - часовая тарифная ставка рабочего соответствующего разряда, руб.
Таблица 8.13
Количество рабочих
Всего, чел. | Из них по разрядам | ||||||
До реконструкции. После реконструкции |
Фонд дополнительной заработной платы включает оплату отпусков, оплату часов выполнения государственных и общественных обязанностей доплату подросткам до среднего заработка. Он определяется в процентах от фонда основной заработной платы, то есть
(8.36)
где %ДЗП - процент дополнительной заработной платы.
(8.37)
где Дк - количество календарных дней в году, дни;
Дв, Дпр- соответственно число выходных и праздничных дней в году, дни;
Д0 - дни отпуска, дни.
Общий годовой фонд заработной платы - ОФЗП, руб:
(8.38)
1.2. Начисления на заработную плату производственных рабочих
на социальные нужды - Нзп (единый социальный налог и страхование
от несчастных случаев).
(8.39)
где Пзп - процент начислений на заработную плату, %.
1.3. Материалы.
Стоимость материалов рассчитывается на основании норм затрат материалов по каждому виду технических воздействий в рублях на 1000 км пробега.
Все расчеты выполняются отдельно по типам и моделям автомобилей по формуле:
(8.40)
где Нмi • норма затрат на материалы для определенной марки автомобиля и определенного вида технического воздействия, руб/ 1000км пробега;
Lобщi - годовой пробег автомобилей соответствующей марки, км.
1.4. Запасные части.
Стоимость запасных частей при текущем ремонте определяется на основании норм затрат запасных частей в рублях на 1000 км пробега. Расчет производится по формуле:
(8.41)
где Нзчi - норма затрат на запасные части, руб/1000км,
К1, К2, К3 - корректирующие коэффициенты, учитывающие
соответственно категорию условий эксплуатации, модификацию подвижного состава и организацию его работы, природно-климатические условия.
1.5. Накладные расходы - Снр.
Накладные расходы определяются путем составления соответствующей сметы. В дипломной работе величину накладных расходов можно определить укрупнено в процентах к основной заработной плате производственных рабочих, руб:
(8.42)
где Пнр - процент накладных расходов (50-60%).
После определения всех затрат составляется смета годовых эксплуатационных затрат на выполнение работ производственного подразделения и калькуляция себестоимости ТО и Р подвижного состава.
1.6.Смета затрат и калькуляция себестоимости ТО (до и после реконструкции).
Таблица 8.14
№ п/п | Элементы затрат | Сумма, руб | Удельные затраты, руб | ||
На 1000км | На одно обслуживание | Hal чел. -ч | |||
1. 2. 3. 4. | Заработная плата производственных рабочих Единый социальный налог Материалы Накладные расходы | ||||
Всего затрат |
1.7. Смета затрат и калькуляция себестоимости ТР (до и после реконструкции).
Таблица 8.15
№ п/п | Элементы затрат | Сумма, руб | Удельные затраты, руб | |
На 1000 км | На 1 чел.-ч | |||
1. 2. 3. 4. 5. | Заработная плата производственных рабочих Единый социальный налог Материалы Запасные части Накладные расходы | |||
Всего затрат |
2. Расчет капитальных вложений.
В состав капитальных вложений включаются затраты на приобретение, доставку, монтаж нового и демонтаж старого оборудования, строительные работы.
Сумма капитальных вложений в рублях К определяется по формуле:
(8.43)
где Соб - стоимость приобретаемого оборудования, инвентаря, приспособлений и приборов, руб;
Сдм - затраты на демонтаж- монтаж оборудования, руб;
Стр - затраты на транспортировку оборудования, руб;
Сстр - стоимость строительных работ, руб.
При реконструкции и расширении производственных подразделений при расчете капитальных вложений следует также учитывать стоимость высвобождаемого оборудования (продажная цена или цена металлолома) и остаточную стоимость ликвидируемого оборудования.
В дипломном проекте следует привести перечень дополнительно устанавливаемого оборудования и определить его стоимость. Результаты расчетов оформить в виде табл. 8.16.
Таблица 8.16
Стоимость приобретаемого оборудования
Наименование оборудования | Тип, модель | Кол-во, ед. | Цена, руб | Сумма, руб | |
1. 2. | |||||
Итого | Соб |
Затраты на демонтаж и монтаж оборудования принимаются соответственно равными 5 и 15% от стоимости оборудования. Затраты на транспортировку принимаются равными 5% от стоимости оборудования.
Стоимость строительства производственных зданий проектируемых подразделений Сстр определяется по формуле:
(8.44)
где V - объем строящего здания, м3;
Сзд - стоимость 1м3 здания, руб.
Стоимость 1м3 зданий определяется по укрупненным нормативам. В тех случаях, когда проектом реконструкции предусматривается некоторая реконструкция существующих помещений (возведение стен, перегородок, заделка или сооружение канав, оконных проемов и пр.), необходимо определить объем соответствующих работ и составить смету строительных работ (табл. 8.17)
Таблица 8.17
Смета строительных работ
Виды работ | Ед. измерения. | Стоимость за единицу работы, руб | Кол-во единиц | Общая стоимость, руб |
Засыпка грунтом существующих канав Укладка бетона по засыпке Выемка грунта промот. канаву | ||||
Всего Сстр |
3. Расчет показателей экономического эффекта и экономической эффективности
3.1. Снижение себестоимости ТО и Р автомобилей Пс
(8.45)
где С1, С2 - себестоимость одного ТО автомобилей соответственно до и после реконструкции, руб.
3.2. Годовая экономия на эксплуатационных затратах от снижения
себестоимости ТО - ДСТО
(8.46)
где N - количество обслуживании.
3.3. Годовая экономия затрат по ТР подвижного состава
(8.47)
где Суд1 и Cyд2 - удельные затраты по ТР, руб/1000км
L2 - годовой пробег подвижного состава после реконструкции, км.
3.4. Суммарная годовая экономия по ТО и ТР, руб:
(8.48)
3.5 Годовой экономический эффект, руб:
(8.49)
3.6. Срок окупаемости капитальных вложений на реконструкцию,
лет:
(8.50)
3.7. Влияние увеличения эффективности выпуска автомобилей на
линию на показатели работы АТП.
3.7.1. Обоснование увеличения коэффициента выпуска автомобилей на линию после реконструкции АТП.
Увеличение коэффициента технической готовности αт является предпосылкой для увеличения коэффициента выпуска автомобилей на линию αв за счет уменьшения простоев подвижного состава в ТО и ремонте.
Пусть
(8.51)
(8.52)
Тогда количество автомобиле дней простоя в ТО и Р определяется соответственно:
до реконструкции
(8.53)
после реконструкции
(8.54)
Уменьшение автомобиле-дней простоя по техническим причинам следует рассматривать как увеличение автомобиле-дней работы на линии, то есть
(8.55)
С учетом этого коэффициент выпуска автомобилей на линию после реконструкции
(8.56)
Изменение влечет за собой изменение объема перевозок и грузооборота, увеличивает доход АТП и его прибыль, а также влияет на снижение себестоимости единицы транспортной продукции.
3.7.2. Объем перевозок Q2 и грузооборот Р2 после реконструкции АТП
(8.57)
(8.58)
3.7.3. Доходы от перевозок после реконструкции АТП - Д2, руб
(8.59)
где d10ткм - доходная ставка на 10 ткм по отчетным данным АТП, руб.
3.7.4. Снижение себестоимости единицы транспортной продукции
ΔSткм за счет увеличения αв2
При увеличении αв транспортная работа, общий пробег и переменные расходы тоже увеличиваются прямо пропорционально увеличению αв, и снижение себестоимости единицы транспортной продукции будет только за счет распределения постоянных расходов на больший объем транспортной работы, то есть
(8.60)
где Спост - величина постоянных расходов себестоимости перевозок по данным АТП, тыс. руб.
Себестоимость единицы транспортной продукции после реконструкции АТП – S210ткм
(8.61)
3.7.5. Дополнительная прибыль АТП - АП
- в результате снижения себестоимости 10 ткм - Пs
(8.62)
- за счет увеличения грузооборота - Пр
(8.63)
- дополнительная прибыль от реконструкции - ΔП
(8.64)
3.7.6. Рентабельность АТП после реконструкции – Rобщ2
(8.65)
где О.Ф. + Н.О.С. - среднегодовая стоимость основных фондов и нормируемых оборотных средств по данным АТП, руб.
3.8. Увеличение доходов АТП за счет расширения видов транспортных услуг (внереализационных доходов).
Анализ существующего положения по использованию подвижного состава, оборудования и площадей, а также проведенные расчеты позволяют сделать предложения иных источников дохода для данного АТП. Например, выполнение работ по ТО и ремонту автомобилей индивидуальных заказчиков и других организаций, диагностирование и регулировка топливной аппаратуры на содержание вредных веществ, выхлопных газов, балансировка колес, проверка и регулировка фар, диагностирование электрооборудования и систем зажигания, кузовные, жестяницкие работы, покраска и обработка кузовов специальными антикоррозийными составами, сдача основных фондов в аренду и т.п.
Таблица 8.18
ТЭП реконструируемого АТП
Наименование показателей | До реконструкции | После реконструкции |
Списочное количество автомобилей, ед. Общий пробег автомобилей, тыс. км Коэффициент технической готовности Коэффициент выпуска автомобилей на линию Объем перевозок, тыс. т Грузооборот, тыс. ткм Доходы, тыс. руб Рентабельность общая, % Прибыль, тыс. руб Трудоемкость ТО и Р, Чел.-ч. | ||
Численность производственных рабочих, чел. Себестоимость ТО и Р: -ТО, руб/одно обслуживание -ТР,руб/1000км Капитальные вложения, тыс. руб Годовой экономический эффект, тыс. руб Срок окупаемости капитальных вложений , лет |
3.9. Основные технико-экономические показатели, характеризующие экономическую эффективность проекта, сводятся в таблицу и выносятся на отдельный графический лист.