Организация и этапы прохождения практик

ЛИПЕЦКИЙ ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

организация и этапы прохождения практик - student2.ru

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И МЕНЕДЖМЕНТА

С.В. Владимирова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

И ПРОГРАММА ПРАКТИК

Для студентов очной и заочной форм обучения

Направления подготовки

Менеджмент

Липецк 2013

ББК

М

Владимирова С.В. Методические рекомендации и программа практик для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки “Менеджмент” / С.В. Владимирова. – Липецк: Изд-во, 2013. – 26 с.

Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 080200.62 “Менеджмент”. Излагаются организационные основы, содержание и порядок прохождения всех видов практик, а также формы отчётности по ним. Методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Порядком проведения практики студентов Липецкого филиала РАНХиГС, Положением о Липецком филиале РАНХиГС.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Липецкого филиала РАНХиГС.

Рецензент:

кандидат экономических наук, доцент кафедры ГМСиМ М.А. Гурина

ÓВладимирова С.В., 2013

Ó Липецкий филиал РАНХиГС, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Виды и содержание практик
1.1. Учебная практика
1.2. Производственная практика
2. Организация и этапы прохождения практик
3. Составление и защита отчёта о прохождении практики
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование в условиях рыночных отношений разных организационно – правовых форм предприятий обуславливает необходимость подготовки квалифицированных профессионалов - менеджеров. Объектами профессиональной деятельности менеджера являются различные субъекты экономической, производственной и социальной сферы, подразделения государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, а также научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры экономики.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки 080200.62 “Менеджмент” студенты проходят практику, которая является важным этапом подготовки будущего профессионала - менеджера. При прохождении практики студент должен ознакомиться с различными функциями менеджмента в основных подразделениях предприятия (организации), определить для себя приоритетный вид профессиональной деятельности после завершения курса обучения в Липецком филиале РАНХиГС.

Подготовка кадров, способных на практике реализовывать свои профессиональные способности, является одной из основных целей кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Методика подготовки специалистов предполагает последовательную реализацию принципа непрерывной интеграции теории и практики в течение всего периода обучения студентов в филиале.

Основная образовательная программа Липецкого филиала РАНХиГС для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 080200.62 “Менеджмент” предусматривает следующие виды практик:

- учебная;

- производственная.

Периоды и продолжительность прохождения различных видов практик представлены в таблице.

Таблица 1 – Периоды и продолжительность прохождения учебной и производственной практики для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 080200.62“ Менеджмент ”

Вид практики Очная форма обучения Заочная форма обучения (СПОО) Заочная форма обучения (ВПО, СПО)
Семестр Продолжи- тельность Семестр Продолжи- тельность Семестр Продолжи- тельность
Учебная 2; 4 8 дней 2; 4 8 дней 2; 4 8 дней
Производственная 24 дня 24 дня 24 дня

Содержание, сроки проведения практик определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учебными планами и программами практик.

Каждый вид практик предусматривает достижение определённых целей и решение конкретных задач, получение результатов, различающихся по форме и содержанию в зависимости от специфики места прохождения практики.

Практическая подготовка обучающегося является составным компонентом учебного процесса, включающего в себя:

- изучение целей, задач, структуры коммерческих фирм, организаций, государственных и муниципальных предприятий и учреждений;

- форм и методов их деятельности;

- принципов и закономерностей функционирования организации как хозяйственной системы;

- методов планирования деятельности предприятия;

- технологий управления;

- кадрового потенциала;

- финансовых аспектов; правовых отношений; информационных систем.

1.ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИК
1.1. Учебная практика

Учебную практику студенты всех форм обучения (очной и заочной) проходят дважды: в конце второго и четвёртого семестров; продолжительность практики – 8 дней.

Целями учебной практики являются:

- закрепление знаний, умений и навыков, полученных на 1-м и 2-м курсах, при изучении дисциплины “Теория менеджмента”;

- приобретение необходимых практических знаний в осуществлении управленческих процессов.

Задачами учебной практики являются:

- формирование представления о функциях и направлениях деятельности менеджера;

- формирование аналитических умений в сфере профессиональной деятельности;

- приобретение навыков проведения анализа систем управления и выявления позитивных и негативных тенденций;

- получение навыков обобщения результатов анализа;

- оценка мероприятий по совершенствованию организации управления.

Учебная практика базируется на теоретических знаниях студентов, полученных в результате изучения следующих дисциплин.

В гуманитарном, социальном и экономическом цикле (Б.1):

- экономическая теория;

- психология;

- правоведение.

В математическом и естественнонаучном цикле (Б.2):

- статистика;

- информационные технологии в менеджменте.

В результате освоения данных дисциплин, необходимых для освоения учебной практики, студенты должны

знать:

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- основы функционального подхода к управлению: планирования, организации, мотивации и контроля;

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

- типы организационных структур, их основные параметры и принципы их проектирования;

- основные теории и концепции управления и взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

уметь:

- анализировать организационную структуру и уметь разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- проводить анализ внешней и внутренней среды организации, давать оценку её профиля;

- использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);

- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

- применять информационные технологии для решения управленческих задач;

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- использовать различные теории при решении управленческих задач;

- обобщать и анализировать информацию об организации, полученную из разных источников, для решения теоретических и практических задач.

владеть:

- методами реализации основных управленческих функций;

- различными способами решения управленческих задач;

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

Учебная практика проводится в форме непосредственного участия студента в работе коммерческих фирм, организаций, государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.

Местами проведения учебной практики могут являться:

- организации и предприятия различных форм собственности;

- структурные подразделения органов государственной власти;

- структурные подразделения органов местного самоуправления;

- государственные учреждения, организации, предприятия;

- муниципальные учреждения, организации, предприятия.

Время проведения практики определяется в соответствии с ежегодно утверждаемым учебным планом, как правило, после сдачи студентами сессии.

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные компетенции:

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

- способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8).

Производственная практика

Производственную практику студенты всех форм обучения (очной и заочной) проходят после окончания предпоследнего семестра: студенты очной формы обучения – в 8 семестре, студенты заочной формы обучения (СПОО) – в 10 семестре; студенты заочной формы обучения (ВПО, СПО) – в 7 семестре; продолжительность практики – 24 дня.

Целями производственной практики являются:

- дальнейшее углубление и закрепление полученных за время обучения в филиале академии теоретических знаний;

- совершенствование профессиональных умений и навыков, приобретенных студентами в процессе прохождения учебной практики, а также овладение практическими навыками работы в соответствующих фирмах, организациях, учреждениях;

- проверка готовности будущих специалистов к самостоятельной служебной деятельности в должности согласно штатному расписанию (как в качестве дублёра, так и с назначением на должность при наличии соответствующих вакансий);

- сбор, обработка, изучение и анализ информации, необходимой для написания выпускной квалификационной работы;

- составление плана, определение содержания и объема дипломных исследований (совместно с руководителем диплома).

Задачами производственной практики являются:

- знакомство с деятельностью организации, изучение профессиональной деятельности менеджеров в соответствии с должностными инструкциями;

- изучение цели, задач, структуры фирмы, организации, учреждения;

- овладение приемами обработки и анализа разнообразной управленческой информации;

- анализ организации управленческой деятельности, форм, методов деятельности, технологий управления фирмы, организации, учреждения;

- изучение методов регулирования, планирования и контроля, а также других вопросов фирмы, организации, учреждения;

- практическое совершение разнообразных управленческих функций в соответствии с квалификационными требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

- выполнение функциональных обязанностей должностного лица фирмы, организации, учреждения;

- участие в процессе подготовки и принятия конкретных управленческих решений, организации их исполнения и контроле результатов;

- сбор эмпирического материала для работы над дипломным исследованием.

Производственная практика базируется на теоретических знаниях студентов, полученных в результате изучения следующих дисциплин.

В математическом и естественнонаучном цикле (Б.2):

- методы принятия управленческих решений;

В профессиональном цикле (Б.3):

- стратегический менеджмент;

- финансовый менеджмент;

- маркетинг;

- управление человеческими ресурсами.

В результате освоения данных дисциплин, необходимых для освоения производственной практики, студенты должны

знать:

- основные математические модели принятия решений;

- основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- роли, функции и задачи менеджера в современной организации;

- основные бизнес - процессы в организации;

- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования

- типы организационных структур, их основные параметры и принципы проектирования;

- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

- виды управленческих решений и методы их принятия;

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

уметь:

- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;

- применять информационные технологии для решения управленческих задач;

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

владеть:

- экономическими методами анализа;

- математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач;

- программным обеспечением для работы с деловой информацией и основами Интернет-технологий.

Производственная практика проводится в форме непосредственного участия студента в работе коммерческих фирм, организаций, государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося.

Местами проведения учебной практики могут являться:

- организации и предприятия различных форм собственности;

- структурные подразделения органов государственной власти;

- структурные подразделения органов местного самоуправления;

- государственные учреждения, организации, предприятия;

- муниципальные учреждения, организации, предприятия.

Время проведения практики определяется в соответствии с ежегодно утверждаемым учебным планом, как правило, после сдачи студентами сессии.

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные и профессиональные компетенции:

- способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

- способность проводить анализ операционной деятельности организации и использовать его результаты для подготовки управленческих решений (ПК-47);

- способностью разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов) (ПК-49).

Содержание производственной практики включает в себя ряд разделов (этапов) практики, предполагающих соответствующие виды работ и формы контроля.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИК

Задание на практику выдаёт выпускающая кафедра (кафедра “Государственная, муниципальная служба и менеджмент”), которая обеспечивает выполнение учебных планов, программы практик, высокое качество их проведения.

Выпускающая кафедра вносит предложения по заключению договоров с органами власти, предприятиями, учреждениями, являющихся базами практик, согласовывает с ними программы и календарные планы прохождения практик студентами и совместно с руководителем практики от филиала организует практику студентов.

Выпускающая кафедра осуществляет контроль за организацией и проведением практик, за соблюдением их сроков и содержанием.

Руководитель практики от кафедры обеспечивает проведение всех организационных мероприятий перед выходом студентов на практику; обеспечивает высокое качество прохождения практики студентами и строгое ее соответствие учебному плану и программе; контролирует выполнение студентами правил внутреннего трудового распорядка в организациях (базах практики); рассматривает отчёты студентов по практике и представляет заведующему кафедрой письменное заключение о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.

Для прохождения практик студенты направляются в государственные и муниципальные органы власти, государственные и муниципальные предприятия и учреждения. Места практик могут быть предложены либо выпускающей кафедрой, либо студентами самостоятельно, исходя из вида практики, темы исследования.

Прохождение практики включает в себя ряд этапов практики, предусматривающих соответствующие виды работ и формы контроля.

Таблица 2 – Содержание этапов практики

№ п/п Этапы практики Виды работ на практике, включая самостоятельную работу студентов Формы текущего контроля
Подготовительный этап - студенты проходят во время занятий в образовательном учреждении (оформление документов, установочная конференция, знакомство с базой практики) Установочная конференция
Активная работа в коммерческих фирмах, организациях, государственных или муниципальных предприятиях и учреждениях. - встреча с руководителями коммерческих фирм, организаций, государственных или муниципальных предприятий и учреждений; - знакомство со структурой органов управления; - изучение специфики деятельности отдельных структурных подразделений в соответствии с темой исследования; - сбор данных в соответствии с целями и задачами практики; - систематическое ведение и заполнение дневника практики. Встречи с руководителями практик от организаций
Научно-исследовательская работа (в случае наличия) - сбор, обработка и анализ информации по теме (заданию); - участие в проведении научных исследований или выполнении разработок; - составление отчётов (разделов отчёта) по теме или её разделу (этапу, заданию); - выступление с докладом на конференции. Рецензии от руководителей практик от филиала академии на статьи (тезисы)
Заключительный этап - подведение итогов практики; - оформление отчётной документации; - участие в проведении итоговой конференции; - сдача зачёта. Диф. зачёт

Обучающийся при выполнении различных видов работ на практике может использовать, после согласования с руководителем, имеющиеся научно-исследовательские и научно-производственные технологии.

Для защиты результатов практики студент представляет на выпускающую кафедру:

- отчёт о выполнении задания;

- отзыв руководителя с оценкой по итогам практики;

- дневник об итогах выполнения плана – задания.

3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЁТА

О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ

По окончании практики студент составляет письменный отчёт и сдает его руководителю практики от кафедры одновременно с дневником и отзывом, подписанным непосредственно руководителем практики от учреждения, организации.

Отчёт должен быть построен в соответствии с содержанием программы практики и содержать конкретные сведения о работе, выполненной студентом в период практики. В отчёте необходимо дать краткую характеристику деятельности организации, в которой проходила практика, включающая описание ее структур и систем управления.

Отчёт должен содержать:

- титульный лист отчета по практике;

- отзыв руководителя с места прохождения практики, заверенный печатью организации;

- информацию об объекте и предмете исследования в соответствии с целями и задачами практики;

- анализ собранных материалов;

- выводы и предложения по итогам практики;

- дневник практики, содержащий сведения о деятельности практиканта в период прохождения практики.

К отчёту могут прилагаться схемы, таблицы, диаграммы, нормативная документация.

Отзыв о результатах своей работы студент получает по итогам практики от своего непосредственного руководителя на месте прохождения практики. Отзыв руководителя с места прохождения практики, заверенный печатью организации, подшивается после титульного листа отчёта по практике. Отзыв подписывается руководителем практики и заверяется печатью организации. Отзыв руководителя практики с места прохождения практики включает:

- анализ выполнения студентом плана-задания;

- характеристику профессиональных и личностных качеств студента, проявленных в период прохождения практики;

- сведения о наиболее интересных положительных результатах, полученных обучающимся в ходе прохождения практики;

- информацию о недостатках в подготовке студента;

- рекомендации практиканту;

- общий вывод о готовности студента к профессиональной деятельности;

- оценку за практику.

В отчёте необходимо отразить все разделы, изложенные в программе практики. Каждый из рассматриваемых вопросов должен быть проанализирован, изложены выводы и даны обоснованные рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности. Формулировки должны быть конкретными, ясными, информационная база обработана. Объём отчёта составляет 15-25 стандартных страниц.

Дневник практики прилагается после основного текста отчёта и содержит сведения о деятельности практиканта в период прохождения практики в соответствии с ее целями и задачами.

Отчёт оформляется в соответствии со стандартными требованиями филиала академии по оформлению рефератов, курсовых работ, дипломных проектов. Прошнурованный отчёт должен быть заключен в плотную обложку, подписан студентом и руководителем практики.

По окончании практики студент сдаёт дифференцированный зачёт. Дата и время зачёта устанавливаются кафедрой в соответствии с календарным графиком учебного процесса. Зачёт проходит в форме защиты студентом отчёта по практике перед руководителем практики. Защита отчёта по практике, как правило, состоит в коротком докладе студента и в ответах на вопросы по существу отчёта.

При оценке учитываются содержание и правильность оформления студентом отчёта по практике и дневника; отзыв руководителя практики от организации (учреждения); ответы на вопросы в ходе защиты. В процессе защиты выявляется качественный уровень прохождения практики, обращается внимание на инициативу студентов, проявленную в период прохождения практики, высказанные предложения по улучшению работы организации, где проходила учебная практика.

Зачёт по практике одновременно проставляется в ведомость и зачётную книжку студента.

Зачёт по практике приравнивается к зачетам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Студенты, не выполнившие программу практики, получившие отрицательный отзыв о работе, в свободное от учебы время направляются на практику повторно. При повторном получении отрицательного отзыва или в случае невыполнения программы практики, студенты отчисляются из филиала.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Наши рекомендации