К выполнению курсовой работы по дисциплине
А. А. КУЗНЕЦОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИБОРОВ И СИСТЕМ»
ОМСК 2011
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный университет путей сообщения
А. А. Кузнецов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИБОРОВ И СИСТЕМ»
Утверждено редакционно-издательским советом университета
Омск 2011
УДК 681.2(075.8)
ББК 34.9я73
К89
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы проектирования приборов и систем» / А. А. Кузнецов;
Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2011. 38 с.
Представлены сведения для выполнения курсовой работы по проектированию законченных функциональных узлов, являющихся составной частью приборов управления, контроля и диагностики широкого назначения. Приводится типовое содержание на выполнение курсовой работы. На примерах раскрыто содержание отдельных разделов выполняемой курсовой работы. Приведен пример расчетной части и разработки схем проектируемых устройств. Изложены требования к оформлению согласно действующим нормативным документам.
Предназначены для студентов третьего курса направления 200100 – «Приборы и методы контроля качества и диагностики» – очной формы
обучения.
Библиогр.: 14 назв. Табл. 3. Рис. 11. Прил. 2.
Рецензенты: доктор техн. наук, профессор С. В. Бирюков;
канд. техн. наук, доцент А. Б. Кильдибеков.
_______________________
© Омский гос. университет
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………..……... | |
1. Основные положения проектирования …………….………….……..……... 1.1. Основные сведения о курсовом проектировании …………….……….. 1.2. Защита курсовых проектов и работ…………………………………..… 1.3. Разделы основной части пояснительной записки……………………… | |
2. Задание на курсовую работу ………………………………………………… | |
3. Анализ существующих приборов и систем ………………………………… | |
3.1. Общие требования к анализу существующих приборов и систем ….... 3.2. Пример анализа существующих приборов и систем ………………….. | |
4. Структурные и функциональные схемы приборов и систем ….………….. 4.1. Виды электрических схем приборов…………………………………… | |
4.2. Пример проектирования устройства на функциональном уровне …... | |
5. Разработка схемы электрической принципиальной …………..…………… | |
6. Разработка печатной платы функционального узла……………………….. | |
7. Моделирование режимов работы устройства ………….………………….. | |
Библиографический список ……………………………………………………. | |
Приложение 1. Задание на курсовую работу ……………..………………….. | |
Приложение 2. Пример описания патента на изобретение ………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Проектирование приборов является завершающим этапом при создании нового оборудования, реализации современных технологий для выполнения функций измерения, контроля, диагностики. Курсовая работа по дисциплине «Основы проектирования приборов и систем» является первой в учебном плане для студентов специальности «Приборы и методы контроля качества и диагностики», поэтому основной целью данных методических указаний является обучение студентов основам проектирования.
В методических указаниях подобран материал, с которым сталкивается проектировщик в своей профессиональной деятельности. Основным условием создания новых приборов и оборудования является присутствие в них отличительных признаков, расширяющих функциональное назначение, повышающих точность, быстродействие, замещение зарубежных аналогов.
В основу проектирования положено представление прибора совокупностью функциональных узлов, каждый из которых имеет определенное назначение. Целью курсовой работы является создание проекта законченного функционального узла, имеющего применение в современных приборах.
Процесс проектирования начинается с патентного поиска устройства аналога с анализом его схемного решения и принципа действия. В результате анализа определяются отличительные признаки создаваемого устройства и их реализация в новом устройстве. В процессе работы по созданию прототипа нового устройства студентам предложено воспользоваться современными
автоматизированными средствами моделирования и проектирования.
Результаты выполнения курсовой работы оформляются в виде расчетно-пояснительной записки и графической части, для чего желательно использовать специализированное программное обеспечение для оформления текстовой части и графического материала, что показывает успешное освоение студентами задания на проектирование.
При оформлении пояснительной записки и графической части курсовой работы следует соблюдать требования ГОСТов и действующих стандартов предприятия по правилам оформления составных частей документа серии СТП ОмГУПС-1. Работы студенческие учебные и выпускные квалификационные.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
В процессе обучения студенты направления 200100 – «Приборы и методы контроля качества и диагностики» – должны выполнять курсовые проекты (работы) по ряду дисциплин, наименования которых указываются в учебном плане. При выполнении курсового проекта (КП) разрабатывается какое-либо устройство или аппаратно-программный комплекс в соответствии с изучаемой дисциплиной, причем обязательно формируется пояснительная записка (ПЗ) и оформляется графический материал.
Курсовая работа (КР) включает в себя результаты теоретических исследований, аппаратного и программного обеспечения, математического моделирования или физического эксперимента. В отличие от КП КР может не иметь некоторых типовых составляющих проекта и графического материала.
Курсовые работы – это самостоятельная работа студента. Ответственность за правильность принятых технических решений, вычислений и оформление результатов несет студент – автор проекта.
При курсовом проектировании студент должен показать умение пользоваться теоретическим и практическим материалом не только той дисциплины, по которой выполняет проект, но и всех ранее изученных дисциплин. Для достижения этой цели практикуются сквозное курсовое проектирование и целевая (контрактная) подготовка специалистов. Суть сквозного проектирования состоит в том, что каждый последующий курсовой проект базируется на предыдущем. Сквозное курсовое проектирование с выходом на дипломный проект особенно успешно осуществляется в тех случаях, когда студенты занимаются научно-исследовательской работой на кафедре по тематике исследовательских работ различного ранга. В случае обучения студента по контракту принцип сквозного проектирования воплощается на предприятии, подписавшем контракт, в соответствии с условием договора между университетом (кафедрой) и предприятием.
Задание на проектирование, выдаваемое студенту, является исходным документом для разработки. Студент может предложить свою тему курсовой работы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки при условии, что она отражает цели и задачи данной дисциплины. В задании на проектирование формулируется название темы работы и приводятся характеристики, определяющие объем и содержание проектирования. Одновременно устанавливаются исходные данные для расчетно-графической части работы, количество и характер листов графического материала. Задание оформляется на отдельном листе (пример задания – в прил. 1), подписывается преподавателем и студентом.
Студент обязан в двухнедельный срок после начала семестра получить задание на проектирование. Темы курсовых работ выдвигаются и утверждаются кафедрами, ведущими те дисциплины, по которым учебными планами предусмотрено выполнение курсовых работ.