Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния С1-С4.

Со­цио­ло­гия ока­зы­ва­ет мно­же­ство прак­ти­че­ских воз­дей­ствий на наши жизни. Вклад со­цио­ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния и ис­сле­до­ва­ний в прак­ти­че­скую по­ли­ти­ку и со­ци­аль­ные ре­фор­мы осу­ществ­ля­ет­ся не­сколь­ки­ми пу­тя­ми. Наи­бо­лее пря­мой спо­соб — обес­пе­че­ние более яс­но­го или более вер­но­го по­ни­ма­ния со­ци­аль­ной си­ту­а­ции. Это может быть сде­ла­но или на уров­не фак­ти­че­ских зна­ний, или путём при­об­ре­те­ния более вер­но­го по­ни­ма­ния, по­че­му что-либо про­ис­хо­дит (дру­ги­ми сло­ва­ми, путём тео­ре­ти­че­ско­го обос­но­ва­ния). На­при­мер, ис­сле­до­ва­ние может по­ка­зать, что в бед­но­сти живёт го­раз­до боль­шая часть на­се­ле­ния, чем при­ня­то счи­тать. Любая по­пыт­ка улуч­шить жиз­нен­ные стан­дар­ты имеет боль­шую ве­ро­ят­ность успе­ха, если она ос­но­ва­на на точ­ной, а не на оши­боч­ной ин­фор­ма­ции. Чем боль­ше мы знаем о том, по­че­му бед­ность остаётся рас­про­странённым яв­ле­ни­ем, тем боль­ше ве­ро­ят­ность, что про­тив неё будут пред­при­ня­ты эф­фек­тив­ные дей­ствия.

Вто­рой спо­соб, ко­то­рым со­цио­ло­гия может спо­соб­ство­вать прак­ти­че­ской по­ли­ти­ке, — это по­мощь в вос­пи­та­нии боль­шей куль­тур­ной вос­при­им­чи­во­сти по от­но­ше­нию к раз­лич­ным груп­пам в об­ще­стве. Со­цио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние поз­во­ля­ет взгля­нуть на со­ци­аль­ный мир как на мно­го­об­ра­зие куль­тур­ных пер­спек­тив, и это по­мо­га­ет устра­нить пред­рас­суд­ки раз­лич­ных групп по от­но­ше­нию друг к другу. Нель­зя счи­тать­ся про­свещённым по­ли­ти­ком, не имея раз­ви­то­го пред­став­ле­ния о раз­ли­чи­ях в куль­тур­ных цен­но­стях. Прак­ти­че­ская по­ли­ти­ка, в ос­но­ве ко­то­рой не лежит осо­зна­ние об­ра­за жизни тех, на кого она ори­ен­ти­ро­ва­на, имеет мало шан­сов на успех…

В-тре­тьих, со­цио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние имеет прак­ти­че­ское зна­че­ние при оцен­ке ре­зуль­та­тов по­ли­ти­че­ских ини­ци­а­тив. Про­грам­ма прак­ти­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний может не до­стичь тех целей, ко­то­рые ста­ви­ли её со­зда­те­ли, либо по­влечь серию не­пред­ви­ден­ных по­след­ствий не­же­ла­тель­но­го ха­рак­те­ра…

В-четвёртых, — и, по­жа­луй, это самое глав­ное, — со­цио­ло­гия может дать об­ще­ствен­ным груп­пам более про­свещённое пред­став­ле­ние о себе, уве­ли­чить их са­мо­по­ни­ма­ние. Чем боль­ше люди знают об усло­ви­ях соб­ствен­ной де­я­тель­но­сти, о том, как функ­ци­о­ни­ру­ет об­ще­ство, тем боль­ше ве­ро­ят­ность, что они смо­гут по­вли­ять на об­сто­я­тель­ства своей соб­ствен­ной жизни. Было бы не­вер­но пред­став­лять прак­ти­че­скую роль со­цио­ло­гии толь­ко как по­мощь по­ли­ти­кам или власт­ным груп­пам в при­ня­тии обос­но­ван­ных ре­ше­ний… Груп­пы, об­ла­да­ю­щие вы­со­ким са­мо­со­зна­ни­ем, могут эф­фек­тив­но ре­а­ги­ро­вать на дей­ствия пра­ви­тель­ствен­ных чи­нов­ни­ков и дру­гих вли­я­тель­ных лиц, а также могут вы­дви­гать соб­ствен­ные по­ли­ти­че­ские ини­ци­а­ти­вы.

Э. Гид­денс

22.Как, по мне­нию ав­то­ра, при по­мо­щи со­цио­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния можно устра­нить пред­рас­суд­ки раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп по от­но­ше­нию друг к другу? Объ­яс­ни­те эту мысль ав­то­ра.

23.В стра­не Z оп­по­зи­ци­он­ная пар­тия при­влек­ла ве­ду­щих со­цио­ло­гов для ком­плекс­но­го ис­сле­до­ва­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции и затем на его ос­но­ве пред­ло­жи­ла пра­ви­тель­ству свою про­грам­му вы­хо­да из кри­зи­са. В ходе дан­но­го ис­сле­до­ва­ния были опро­ше­ны раз­лич­ные ка­те­го­рии со­вер­шен­но­лет­них граж­дан.

С опо­рой на текст объ­яс­ни­те, зачем нужно было пред­ва­ри­тель­ное со­цио­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние. При­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, пред­по­ло­жи­те, по каким кри­те­ри­ям осу­ществ­лял­ся отбор ре­спон­ден­тов для по­лу­че­ния наи­бо­лее до­сто­вер­ной ин­фор­ма­ции. (На­зо­ви­те любые че­ты­ре кри­те­рия.)

24.Э. Гид­денс от­ме­ча­ет, что «чем боль­ше люди знают об усло­ви­ях соб­ствен­ной де­я­тель­но­сти, о том, как функ­ци­о­ни­ру­ет об­ще­ство, тем боль­ше ве­ро­ят­ность, что они смо­гут по­вли­ять на об­сто­я­тель­ства своей соб­ствен­ной жизни». При­ве­ди­те любые три ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щие эту мысль ав­то­ра.

25.Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «по­зна­ние»? В чем раз­ли­чия чув­ствен­но­го по­зна­ния и ра­ци­о­наль­но­го? В чём осо­бен­ность обы­ден­но­го по­зна­ния?

26.Ин­фля­ция ослож­ня­ет де­я­тель­ность про­из­во­ди­те­лей и по­тре­би­те­лей в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке. Про­ил­лю­стри­руй­те тремя при­ме­ра­ми ра­ци­о­наль­ное по­ве­де­ние по­тре­би­те­ля в усло­ви­ях зна­чи­тель­ной ин­фля­ции.

27.Узнав, что ба­буш­ке тре­бу­ет­ся до­ро­го­сто­я­щая опе­ра­ция, 16-лет­ний школь­ник Иван решил устро­ить­ся про­дав­цом в та­бач­ный киоск. Его устра­и­вал раз­мер пред­по­ла­га­е­мой опла­ты труда и гра­фик ра­бо­ты. Но ра­бо­то­да­тель от­ка­зал­ся при­нять Ивана на ра­бо­ту. Пра­во­мер­ны ли дей­ствия ра­бо­то­да­те­ля? Свой ответ по­яс­ни­те. На­зо­ви­те любые две осо­бен­но­сти ре­гу­ли­ро­ва­ния труда ра­бот­ни­ков млад­ше 18 лет.

28.Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Роль вы­бо­ров в по­ли­ти­че­ском про­цес­се». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

29.Вы­пол­няя за­да­ние С9, вы мо­же­те про­явить свои зна­ния и уме­ния на том со­дер­жа­нии, ко­то­рое для вас более при­вле­ка­тель­но. С этой целью вы­бе­ри­те толь­ко одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний (С9.1—С9.3). Вы­бе­ри­те одно из пред­ло­жен­ных ниже вы­ска­зы­ва­ний, рас­крой­те его смысл, обо­зна­чив по­став­лен­ную ав­то­ром про­бле­му (за­тро­ну­тую тему); сфор­му­ли­руй­те свое от­но­ше­ние к по­зи­ции, за­ня­той ав­то­ром; обос­нуй­те это от­но­ше­ние.

При из­ло­же­нии своих мыс­лей по по­во­ду раз­лич­ных ас­пек­тов под­ня­той про­бле­мы (обо­зна­чен­ной темы), при ар­гу­мен­та­ции своей точки зре­ния ис­поль­зуй­те зна­ния, по­лу­чен­ные при изу­че­нии курса об­ще­ст­во­зна­ния, со­от­вет­ству­ю­щие по­ня­тия, а также факты об­ще­ствен­ной жизни и соб­ствен­ный жиз­нен­ный опыт.

С9.1 Фи­ло­со­фия:«Наука - это клад­би­ще ги­по­тез». (А. Пу­ан­ка­ре)

С9.2 Эко­но­ми­ка: «Пред­при­ни­ма­тель­ская де­я­тель­ность слу­жит ин­те­ре­сам не толь­ко ин­ди­ви­ду­у­ма, но и об­ще­ства в целом». (С. Ка­на­рей­кин)

С9.3 Со­цио­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия: «Че­ло­век может об­ре­сти себя, прий­ти к зна­нию своей ин­ди­ви­ду­аль­но­сти ис­клю­чи­тель­но через по­сред­ни­ка - со­ци­аль­ную жизнь». (Э. Кас­си­рер)

С9.4 По­ли­то­ло­гия: «"Раз­де­ляй и власт­вуй" - муд­рое пра­ви­ло, но "объ­еди­няй и на­прав­ляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

С9.5 Пра­во­ве­де­ние: «Закон опре­де­ля­ет власть каж­до­го долж­ност­но­го лица». (В.И. Даль)

Ответ Ответ
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Наши рекомендации