Инновационный процесс как объект управления

Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае она представляется как конечный результат научно-производственного цикла. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный процесс как объект управления гораздо более сложен, нежели рутинный производственный процесс.

Любое дело, выполняемое человеком или организацией впервые, представляет собой ничто иное как инновационный процесс (таблица), который вызывает массу трудностей, ошибок, требует переделок и корректировок. Рутинные процессы, напротив, повторяются регулярно, что приводит к специализации и автоматизации знаний и навыков персонала, снижению ошибок в технологическом процессе, выработке четкого и эффективного алгоритма действий.

Факторы, влияющие на протекание инновационных процессов, представлены на рис. 1.1.

Инновационный процесс как объект управления - student2.ru

Рис. 1.1. Факторы, воздействующие на инновационные процессы

1.4. Инновационный процесс: понятие, структура, содержание работ на основных стадиях

Инновацию как результат следует рассматривать неразрывно с инновационным процессом.

Инновационный процесс – это процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и научно-технических достижений в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационный процесс – это целенаправленная цепь действий по инициации инновации, по разработке и внедрению новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и дальнейшей диффузии.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании.

На основании анализа литературных источников [190, 246, 352] автором предлагается выделять следующие стадии (фазы) в инновационном процессе:

- фундаментальные (теоретические) исследования (ФИ);

- прикладные исследования (ПИ);

- опытно-конструкторские разработки (ОКР);

- первичное внедрение (освоение) (ПВ);

- широкое внедрение (распространение инновации) (ШВ);

- использование (И);

- устаревание инновации (УИ).

Взаимосвязь стадий можно представить следующим образом:

ФИ-ПИ-ОКР-ПВ-ШВ-И-УИ

Таблица Инновационный процесс

Фундаментальные исследования Дологические исследования Непроизводственная сфера
Теоретические исследования
Целенаправленные исследования
Поисковые исследования
Прикладные исследования Прикладные системные исследования Сфера материального производства
Прикладные интегрированные исследования
Прикладные эксплуатационные исследования
Технические разработки Проектные   Технологические Организационные
Первичное внедрение инноваций Экспериментальное производство
Организация и запуск производства
Промышленное изготовление нового продукта Технологическая подготовка производства
Организация и запуск производства
Мелкосерийное производство
Серийное производство
Массовое производство
Использование нового продукта Распространение
Эффективное использование
Старение
         

Фундаментальные исследования (ФИ), направлены на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей. Фундаментальные исследования делятся на дологические исследования, теоретические исследования, целенаправленные исследования, поисковые исследования.

Результатом теоретических исследований выступают научные открытия, новые понятия и представления, создание новых теорий. К поисковым относят исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, неизвестных ранее свойств материалов.

Прикладные исследования (ПИ) направлены на выявление путей практического применения открытого фундаментальной наукой явления и процесса. Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов (5-10% результатов фундаментальных исследований находят продолжение в виде прикладных исследований).

ОКР – важнейшее звено материализации результатов предыдущих НИР. На основе полученных результатов исследований создаются и отрабатываются новые товары. На этапе ОКР разрабатывается техническое задание (ТЗ), техническое предложение, эскизное и техническое проектирование, разработка рабочей документации для изготовления и испытаний опытного образца; проводятся предварительные испытания опытного образца; государственные (ведомственные) испытания опытного образца; отработка документации по результатам испытаний.

На этапе освоения новшества (ОН) осуществляется техническая подготовка производства, т.е. освоение выпуска изделия, полученного в результате ОКР, в условиях конкретного производства.

Промышленное производство (ПП) предполагает запуск в серию продукта с последующим его выводом на рынок (МиС).

Диффузия (Д) представляет собой распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Согласно теории нововведений Й.А. Шумпетера, диффузия нововведения является процессом кумулятивного увеличения числа имитаторов, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли. Период, который начинается выполнением теоретических исследований, а заканчивается моментом, когда «новая» техника подлежит замене на более эффективную, называется жизненным циклом инновации.

Жизненный цикл инновации включает следующие этапы (рис. 1.2):

– возникновение потребности в новшестве и его создание (приобретение прав на использование новшества у его владельца);

– освоение в производстве;

– диффузия (тиражирование на других объектах);

– рутинизация (стабильное, без изменения, использование).

Инновационный процесс как объект управления - student2.ru Рис. 1.2. Основные этапы инновационного процесса

Подходы к организации инновационного процесса претерпевали эволюционные изменения.

1) Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» / под ред. С.Д. Ильенковой. 4-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2) Вертакова Ю.В. Управление инновациями: Теория и практика: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2008.

3) Наумов А.Ф. Оценка объектов интеллектуальной собственности: учеб. пособие. Саратов: Поволжский институт им. П.А. Столыпина, 2012.

4) Сурин А.В. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.

5) Руководство Осло: Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Сов. публ. ОЭСР и Евростата / пер. с англ. 3-е изд. М.: «Центр исследований и статистики науки» (ЦИСН), 2010.

6) Модельный закон «Об инновационной деятельности» // Инновации. 2007. № 1.

7) Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» // Инновации. 2011. № 8.

8) Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения № 4 – инновация «Сведения об инновационной деятель-ности организации»: утв. Постановлением Росстата от 20 ноября 2006 г. № 68. М., 2006. С. 2 – 6.

Наши рекомендации