Кто и как должен заниматься организацией защиты?

Вопросы определения стратегии разработки, приобретения и внедрения средств защиты информации, определение круга первоочередных задач и формирование политики информационной безопасности являются прерогативой высшего руководства компании. Вопросы реализации и обеспечения ИБ прямо входят в сферу ответственности руководителя ИТ-департамента (если компания крупная) или ИТ-отдела или ИТ-службы. Доказывать кому-то, что корпоративную информацию и данные нужно тщательно защищать, нет необходимости. Однако те, кому приходилось на практике заниматься вопросамизащиты данных и обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах, отмечают следующую особенность - реальный интерес к проблеме защиты информации, проявляемый менеджерами верхнего уровня, и всеобщий энтузиазм довольно быстро сменяются на резкое неприятие на уровне подразделений, отвечающих за работоспособность ИС организации.

Как правило, приводятся следующие аргументы против проведения работ и принятия мер по обеспечению информационной безопасности:

  • появление дополнительных ограничений для конечных пользователей и специалистов подразделений обеспечения затрудняют использование и эксплуатацию информационной системы и сетей организации;
  • необходимость значительных дополнительных материальных затрат на проведение таких работ, на расширение штата специалистов, занимающихся проблемой информационной безопасности, на их обучение.

Экономия на информационной безопасности может выражаться в различных формах, крайними из которых являются: принятие только самых общих организационных мер обеспечения безопасности информации в ИС, использование только простых дополнительных средств защиты информации (СЗИ).

В первом случае, как правило, разрабатываются многочисленные инструкции, приказы и положения, призванные в критическую минуту переложить ответственность с людей, издающих эти документы, на конкретных исполнителей. Естественно, что требования таких документов (при отсутствии соответствующей технической поддержки) затрудняют повседневную деятельность сотрудников организации и, как показывает опыт, не выполняются.

Во втором случае приобретаются и устанавливаются дополнительные средства защиты. Применение СЗИ без соответствующей организационной поддержки и планового обучения также неэффективно в связи с тем, что без установленных жестких правил обработки информации в ИС и доступа к данным использование любых СЗИ только усиливает существующий беспорядок.

Как показывает опыт практической работы, для эффективной защиты автоматизированной системы организации необходимо решить ряд организационных задач:

  • создать специальное подразделение, обеспечивающее разработку правил эксплуатации корпоративной информационной системы, определяющее полномочия пользователей по доступу к ресурсам этой системы и осуществляющее административную поддержку средств защиты (правильную настройку, контроль и оперативное реагирование на поступающие сигналы о нарушениях установленных правил доступа, анализ журналов регистрации событий безопасности и т. п.);
  • разработать технологию обеспечения информационной безопасности, предусматривающую порядок взаимодействия подразделений организации по вопросам безопасности при эксплуатации автоматизированной системы и модернизации ее программных и аппаратных средств;
  • внедрить технологию защиты информации и КИС путем разработки и утверждения необходимых нормативно-методических и организационно-распорядительных документов (концепций, положений, инструкций и т. п.), а также организовать обучение всех сотрудников, являющихся администраторами и пользователями КИС.

При создании подразделения информационной безопасности надо учитывать, что для эксплуатации простых средств защиты нужен минимальный штат сотрудников, осуществляющих поддержку функционирования СЗИ. В то же время разработка и внедрение технологии обеспечения информационной безопасности требует значительно большего времени, больших трудозатрат и привлечения квалифицированных специалистов, потребность в которых после ее внедрения в эксплуатацию отпадает. Кроме того, разработка и внедрение такой технологии должны проводиться в сжатые сроки, чтобы не отстать от развития самой корпоративной информационной системы организации.

Применение дополнительных средств защиты информации затрагивает интересы многих структурных подразделений организации - не столько тех, в которых работают конечные пользователи информационной системы, сколько подразделений, отвечающих за разработку, внедрение и сопровождение прикладных задач, за обслуживание и эксплуатацию средств вычислительной техники.

Для минимизации расходов на разработку и эффективное внедрение технологии обеспечения информационной безопасности целесообразно привлекать сторонних специалистов, имеющих опыт в проведении подобного рода работ. При этом, в любом случае, ответственность за разработку, внедрение и эффективность работы защитных систем несет высшее руководство компании!

Разрабатываемая технология информационной безопасности должна обеспечивать:

  • дифференцированный подход к защите различных АРМ и подсистем (уровень защищенности должен определяться с позиций разумной достаточности с учетом важности обрабатываемой информации и решаемых задач);
  • максимальную унификацию средств защиты информации с одинаковыми требованиями к безопасности;
  • реализацию разрешительной системы доступа к ресурсам ИС;
  • минимизацию, формализацию (в идеале - автоматизацию) реальной выполнимости рутинных операций и согласованность действий различных подразделений пореализации требований разработанных положений и инструкций, не создавая больших неудобств при решении сотрудниками своих основных задач;
  • учет динамики развития автоматизированной системы, регламентацию не только стационарного процесса эксплуатации защищенных подсистем, но и процессов их модернизации, связанных с многочисленными изменениями аппаратно-программной конфигурации АРМ;
  • минимизацию необходимого числа специалистов отдела, занимающихся защитой информации.

Надо совершенно четко понимать, что соблюдение необходимых требований по защите информации, препятствующих осуществлению несанкционированных изменений в системе, неизбежно приводит к усложнению процедуры правомочной модификации ИС. В этом состоит одно из наиболее остро проявляющихся противоречий между обеспечением безопасности и развитием и совершенствованием автоматизированной системы. Технология обеспечения информационной безопасности должна быть достаточно гибкой и предусматривать особые случаи экстренного внесения изменений в программно-аппаратные средства защищаемой ИС.

Что выбрать?

Универсальных рецептов тут нет. Все зависит от тех целей, которые ставит перед собой руководитель организации или ИТ-отдела. Можно привести только некоторые общие рекомендации. Во-первых, затраты на обеспечение информационной безопасности не должны превышать стоимость защищаемого объекта или величину ущерба, который может возникнуть вследствие атаки на защищаемый объект. Основная проблема - правильно оценить возможную стоимость такого ущерба.

В зависимости от масштаба компании можно выделить три основных класса сетей:

  • IECO (International Enterprise Central Office) - центральная сеть международной распределенной компании, которая может насчитывать сотни и тысячи узлов;
  • ROBO (Regional Office / Branch Office) - сеть регионального филиала, насчитывающего несколько десятков или сотен узлов;
  • SOHO (Small Office / Home Office), - сети небольших филиалов или домашние (мобильные) компьютеры, подключаемые к центральной сети.

Можно также выделить три основных сценария обеспечения информационной безопасности для этих классов сетей, различающихся различными требованиями по обеспечению защиты информации.

При первом сценарии минимальный уровень защищенности обеспечивается за счет возможностей, встроенных в сетевое оборудование, которое установлено на периметре сети (например, в маршрутизаторах). В зависимости от масштабов защищаемой сети эти возможности (защита от подмены адресов, минимальнаяфильтрация трафика, доступ к оборудованию по паролю и т. д.) реализуются в магистральных маршрутизаторах - например, Cisco 7500 или Nortel BCN, маршрутизаторах региональных подразделений - например, Cisco 2500 или Nortel ASN, и маршрутизаторах удаленного доступа - например, Cisco 1600 или 3ComOfficeConnect. Больших дополнительных финансовых затрат этот сценарий не требует.

Второй сценарий, обеспечивающий средний уровень защищенности, реализуется уже при помощи дополнительно приобретенных средств защиты, к которым могут быть отнесены несложные межсетевые экраны, системы обнаружения атак и т. п. В центральной сети может быть установлен межсетевой экран (например,CheckPoint Firewall-1), на маршрутизаторах могут быть настроены простейшие защитные функции, обеспечивающие первую линию обороны (списки контроля доступа и обнаружение некоторых атак), весь входящий трафик проверяется на наличие вирусов и т. д. Региональные офисы могут защищаться более простыми моделями межсетевых экранов. При отсутствии в регионах квалифицированных специалистов рекомендуется устанавливать программно-аппаратные комплексы, управляемые централизованно и не требующие сложной процедуры ввода в эксплуатацию (например, CheckPoint VPN-1 Appliance на базе Nokia IP330).

Третий сценарий, позволяющий достичь максимального уровня защищенности, предназначен для серверов e-Commerce, Internet-банков и т. д. В этом сценарии применяются высокоэффективные и многофункциональные межсетевые экраны, серверы аутентификации, системы обнаружения атак и системы анализа защищенности. Для защиты центрального офиса могут быть применены кластерные комплексы межсетевых экранов, обеспечивающих отказоустойчивость и высокую доступность сетевых ресурсов (например, CheckPoint VPN-1 Appliance на базе Nokia IP650 или CheckPoint VPN-1 с High Availability Module). Также в кластермогут быть установлены системы обнаружения атак (например, RealSecure Appliance).

Для обнаружения уязвимых мест, которые могут быть использованы для реализации атак, могут быть применены системы анализа защищенности (например, семейство SAFE-suite компании Internet Security Systems). Аутентификация внешних и внутренних пользователей осуществляется при помощи серверов аутентификации (например, CiscoSecure ACS). Ну и, наконец, доступ домашних (мобильных) пользователей к ресурсам центральной и региональных сетей обеспечивается по защищенному VPN-соединению. Виртуальные частные сети (Virtual Private Network - VPN) также используются для обеспечения защищенного взаимодействия центрального и региональных офисов. Функции VPN могут быть реализованы как при помощи межсетевых экранов (например, CheckPoint VPN-1), так и при помощи специальных средств построения VPN.

Казалось бы, после того как средства защиты приобретены, все проблемы снимаются. Однако это не так: приобретение средств защиты - это только верхушка айсберга. Мало приобрести защитную систему, самое главное - правильно ее внедрить, настроить и эксплуатировать. Поэтому финансовые затраты только на приобретении СЗИ не кончаются.

Необходимо заранее заложить в бюджет такие позиции, как обновление программного обеспечения, поддержку со стороны производителя или поставщика и обучение персонала правилам эксплуатации приобретенных средств. Без соответствующего обновления система защиты со временем перестанет быть актуальной и не сможет отслеживать новые и изощренные способы несанкционированного доступа в сеть компании.

Авторизованное обучение и поддержка помогут быстро ввести систему защиты в эксплуатацию и настроить ее на технологию обработки информации, принятую в организации. Примерная стоимость обновления составляет около 15-20% стоимости программного обеспечения. Стоимость годовой поддержки со стороны производителя, которая, как правило, уже включает в себя обновление ПО, составляет около 20-30% стоимости системы защиты. Таким образом, каждый год нужно тратить не менее 20-30% стоимости ПО на продление технической поддержки средств защиты информации.

Стандартный набор средств комплексной защиты информации в составе современной ИС обычно содержит следующие компоненты:

  • средства обеспечения надежного хранения информации с использованием технологии защиты на файловом уровне (File Encryption System - FES);
  • средства авторизации и разграничения доступа к информационным ресурсам, а также защиту от несанкционированного доступа к информации с использованием систем биометрической авторизации и технологии токенов (смарт-карты, touch-memory, ключи для USB-портов и т.п.);
  • средства защиты от внешних угроз при подключении к общедоступным сетям связи (Internet), а также средства управления доступом из Internet с использованием технологии межсетевых экранов (Firewall) и содержательной фильтрации (Content Inspection);
  • средства защиты от вирусов с использованием специализированных комплексов антивирусной профилактики;
  • средства обеспечения конфиденциальности, целостности, доступности и подлинности информации, передаваемой по открытым каналам связи с использованием технологии защищенных виртуальных частных сетей (VPN);
  • средства обеспечения активного исследования защищенности информационных ресурсов с использованием технологии обнаружения атак (Intrusion Detection);
  • средства обеспечения централизованного управления системой информационной безопасности в соответствии с согласованной и утвержденной "Политикой безопасности компании".

В зависимости от масштаба деятельности компании методы и средства обеспечения ИБ могут различаться, но любой квалифицированный CIO или специалист IT-службы скажет, что любая проблема в области ИБ не решается односторонне - всегда требуется комплексный, интегральный подход.

Приобретение и поддержка средств защиты - это не бесполезная трата финансовых средств. Это инвестиции, которые при правильном вложении окупятся с лихвой и позволят вывести бизнес на желаемый уровень!

S

Наши рекомендации