Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа
Результаты освоения модуля (дисциплины)
Врезультате освоения дисциплины студент должен/будет:
знать
- основные типы современных конструкционных и функциональных неорганических (металлических и неметаллических) и органических (полимерных и углеродных) материалов; композитов и гибридных материалов; сверхтвердых материалов; интеллектуальных и наноматериалов, пленок и покрытий;
- методы и средства испытаний и диагностики, исследования и контроля качества материалов, пленок и покрытий, полуфабрикатов, заготовок, деталей и изделий, все виды исследовательского, контрольного и испытательного оборудования, аналитической аппаратуры, компьютерное программное обеспечение для обработки результатов и анализа полученных данных, моделирования поведения материалов, оценки и прогнозирования их эксплуатационных характеристик;
- технологические процессы производства, обработки и модификации материалов и покрытий, деталей и изделий; оборудование, технологическая оснастка и приспособления; системы управления технологическими процессами;
Уметь
- осуществлять разработку проектных материаловедческих и/или технологических решений, проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых решений, определения патентоспособности и показателей технического уровня разрабатываемых материалов, изделий и процессов;
- производить проектирование технологических процессов производства, обработки и переработки материалов, установок и устройств, а также технологической оснастки для этих процессов, в том числе с использованием автоматизированных систем проектирования;
- осуществлять технико-экономический анализ альтернативных технологических вариантов;
- осуществлять организацию технологических процессов производства, обработки и переработки материалов, оценки и управления качеством продукции, оценка экономической эффективности технологических процессов;
- осуществлять комплексные технологические и проектные расчеты с использованием программных продуктов;
- выполнять инновационные материаловедческие и технологические проекты, производить оценку инновационных рисков при реализации проектов и внедрении новых технологий, работать в многопрофильной группе специалистов при разработке комплексных проектов;
- осуществлять разработку методических и нормативных документов, технической документации, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;
- исследовать причины брака в производстве и разрабатывать предложения по его предупреждению и устранению, разрабатывать мероприятия по комплексному использованию сырья, по замене дефицитных материалов и изысканию способов утилизации отходов производства, осуществлять выбор систем обеспечения технической и экологической безопасности производства.
владеть (методами, приёмами)
- новым направлением в материаловедении – созданием и конструированием новых материалов, а также методами их контроля их структуры и свойств с использованием информационных технологий;
- навыками организация и руководства работой первичного производственного, проектного или исследовательского подразделения;
- подходами к управлению технологическими процессами, к обеспечению технической и экологической безопасности производства;
- навыками организации работ по совершенствованию, модернизации, унификации изделий, их элементов;
- навыками организации работы коллектива исполнителей, подразделения или группы, принятие исполнительских решений в условиях спектра мнений, определение порядка выполнения работ организация, организация повышении квалификации сотрудников подразделений в области инновационной деятельности;
- подходами к налаживанию связей с соисполнителями конкретной производственной, научно-исследовательской или научно-технической программы (проекта) - другими подразделениями предприятия или другими предприятиями;
- навыками поиска оптимальных решений при создании продукции с учетом требований качества, надежности и стоимости, а также сроков исполнения, безопасности жизнедеятельности и экологической чистоты;
- навыками организации инновационной деятельности.
В процессе освоения дисциплины у студентов развиваются следующие компетенции:
1.Универсальные (общекультурные)
- способность к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня и профессионализма, устранению пробелов в знаниях и обучению на протяжении всей жизни (ОК-1);
- владение навыками развития научного знания и приобретения нового знания путем исследований, оценки, интерпретации и интегрирования знаний, проведения критического анализа новых идей (ОК-2);
- способность организации исследовательских и проектных работ, управления коллективом, работы в междисциплинарной команде (ОК-4);
- способность к самостоятельному приобретению и использованию в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-6);
- способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) и формулированию новых исследовательских задач на основе возникающих проблем (ОК-7).
2. Профессиональные (общепрофессиональные, в научно-исследовательской, расчетно-аналитической, в производственной, проектно-технологической и в организационно-управленческой деятельности)
- владение базовыми знаниями теоретических и прикладных наук их развитие с использованием в профессиональной деятельности при анализе и моделировании, теоретическом и экспериментальном исследовании материалов и процессов (ПК-1);
- способность использования на практике интегрированных знаний естественнонаучных, общих профессионально-ориентирующих и специальных дисциплин для понимания проблем направления "Материаловедение и технологии материалов", умеет выдвигать и применять идеи, вносить оригинальный вклад в данную область науки, техники и технологии (ПК-3);
- способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного, научно-педагогического и производственного профиля своей профессиональной деятельности (ПК-4);
- умение использовать методы моделирования и оптимизации, стандартизации и сертификации для оценки и прогнозирования свойств материалов и эффективности технологических процессов (ПК-6);
- понимание и самостоятельное использование физических и химических основ, принципов и методик исследований, испытаний и диагностики веществ и материалов, владение навыками комплексного подхода к исследованию материалов и технологий их обработки и модификации, включая стандартные и сертификационные испытания материалов, изделий и процессов (ПК-7);
- способность к самостоятельному использованию современных представлений наук о материалах при анализе влияния микро- и нано- масштаба на механические, физические, поверхностные и другие материалов, взаимодействия материалов с окружающей средой, электромагнитным излучением и потоками (ПК-8);
- владение навыками самостоятельного сбора данных, изучения, анализа и обобщения научно-технической информации по тематике исследования, разработки и использования технической документации, основных нормативных документов по вопросам интеллектуальной собственности, подготовки документов к патентованию, оформлению ноу-хау на основе знаний основных положений в области интеллектуальной собственности, патентного законодательства и авторского права РФ (ПК-9);
- владение углубленными знаниями основных типов неорганических и органических материалов различного назначения, в том числе наноматериалов, навыками самостоятельного выбора материалов для заданных условий эксплуатации с учетом требований надежности и долговечности, экономичности и экологических последствий их применения (ПК-10);
- владение навыками самостоятельного использования технических средств для измерения и контроля основных параметров технологических процессов, структуры и свойств материалов и изделий из них, планирования и реализации исследований и разработок (ПК-12);
- знаниями основных систем управления качеством продукции и готовность к внедрению этой системы (ПК-17).
4. Структура и содержание модуля (дисциплины)
4.1 Приводится аннотированное содержание разделов модуля (дисциплины):
Тема 1. Введение. Классификация основных типов современных конструкционных и функциональных неорганических (металлических и неметаллических) и органических (полимерных и углеродных) материалов; композитов и гибридных материалов; сверхтвердых материалов; интеллектуальных и наноматериалов, пленок и покрытий.
Тема 2. Технологии получения нанокристаллических материалов и наносистем,особенности их структуры и свойств.
Тема 3. Технологии получения, фазовый состав и структура материалов с особыми магнитными, тепловыми и электрическими свойствами.
Тема 4. Технологии получения, фазовый состав и структура материалов с малой плотностью.
Тема 5. Технологии получения, фазовый состав и структура материалов с высокими упругими свойствами.
Тема 6. Методы и средства испытаний и диагностики, исследования и контроля качества материалов, пленок и покрытий, полуфабрикатов, заготовок, деталей и изделий.
Тема 7. Виды исследовательского, контрольного и испытательного оборудования, аналитической аппаратуры.
Тема 8. Компьютерное программное обеспечение для обработки результатов и анализа полученных данных, моделирования поведения материалов, оценки и прогнозирования их эксплуатационных характеристик.
Тема 9. Технологические процессы производства, обработки и модификации материалов и покрытий, деталей и изделий; оборудование, технологическая оснастка и приспособления; системы управления технологическими процессами.
4.2 Структура дисциплины по разделам и видам учебной деятельности
Таблица 1.
Структура дисциплины по разделам и формам организации обучения
Название раздела/темы | Аудиторная работа (час) | СРС (час) | Контр раб. | Итого | |||
Л | ПР | ЛАБ | |||||
1. Введение. Классификация основных типов современных конструкционных и функциональных неорганических (металлических и неметаллических) и органических (полимерных и углеродных) материалов; композитов и гибридных материалов; сверхтвердых материалов; интеллектуальных и наноматериалов, пленок и покрытий. | |||||||
2. Технологии получения нанокристаллических материалов и наносистем,особенности их структуры и свойств. | |||||||
3. Технологии получения, фазовый состав и структура материалов с особыми магнитными, тепловыми и электрическими свойствами. | |||||||
4. Технологии получения, фазовый состав и структура материалов с малой плотностью. | |||||||
5. Технологии получения, фазовый состав и структура материалов с высокими упругими свойствами. | |||||||
6. Методы и средства испытаний и диагностики, исследования и контроля качества материалов, пленок и покрытий, полуфабрикатов, заготовок, деталей и изделий. | |||||||
7. Виды исследовательского, контрольного и испытательного оборудования, аналитической аппаратуры. | |||||||
8. Компьютерное программное обеспечение для обработки результатов и анализа полученных данных, моделирования поведения материалов, оценки и прогнозирования их эксплуатационных характеристик. | |||||||
9. Технологические процессы производства, обработки и модификации материалов и покрытий, деталей и изделий; оборудование, технологическая оснастка и приспособления; системы управления технологическими процессами. | |||||||
Итого |
5. Образовательные технологии
6. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Характеристика всех видов и форм самостоятельной работы студентов, включая текущую и творческую/исследовательскую деятельность студентов:
6.1 Текущая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний
студента, развитие практических умений заключается в следующем:
- работа с лекционным материалом, поиск литературы и электронных источников информации по проблеме курса,
- опережающая самостоятельная работа,
- изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку,
- подготовка к контрольной работе, к зачету.
Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа
(ТСР),ориентированная на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов включает:
- поиск, анализ, структурирование и презентация информации,
- исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;
- анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме;
- анализ статистических и фактических материалов по заданной теме
Содержание самостоятельной работы студентов по модулю (дисциплине)
Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов (108ч) состоит:
· в проработке лекционного материала,
· выполнение индивидуального задания,
· подготовке к контрольным работам.
Образцы индивидуальных заданий
Напишите реферат объёмом 15-20 страниц по одной из предлагаемых тем:
1. Технологии получения и свойства сталей специального назначения.
2. Объёмные наноструктурные материалы.
3. Ферромагнетизм в наноструктурах.
4. Микроанализ в электронной микроскопии.