Простые инструменты контроля качества

Основные понятия

Среди простых статистических методов, названных так ввиду их сравнительной несложности, убедительности и доступности, наибольшее распространение получили семь методов, выделенных в начале 50-х годов японскими специалистами под руководством К. Исикавы. В своей совокупности эти методы образуют эффективную систему методов контроля и анализа качества. С их помощью, по свидетельству самого К. Исикавы, может решаться от 50 до 95% всех проблем, находящихся в поле зрения производственников.

Семь простых методов могут применяться в любой последовательности, в любом сочетании, в различных аналитических ситуациях, их можно рассматривать и как целостную систему, как отдельные инструменты анализа. В каждом конкретном случае предлагается определить состав и структуру рабочего набора методов. Хотя они являются простыми методами, но это отнюдь не значит, что при использовании многих из них нельзя воспользоваться компьютером, чтобы быстрее и без затруднений сделать подсчеты и наглядней представить статистические данные.

Согласно К. Исикаве, в семь простых методов входят:

1) диаграмма Парето;

2) схема Исикавы;

3) расслаивание (стратификация);

4) диаграмма разброса;

5) гистограммы;

6) графики (на плоскости)

7) контрольные карты (Шухарта).

Наряду с 7 простыми методами используют методы для сбора статистической информации такие как: контрольный листок, схема процесса и др.

Методы сбора статистической информации (контрольный литок, мозговая атака, схема процесса)

Контрольный листок

Применяется в производстве и на различных стадиях ЖЦП как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам.

Контрольный листок – это форма, которая используется для систематического сбора и регистрации данных в целях изучения фактического положения дел. Он позволяет определить, как часто происходит то или иное событие. И регистрировать аналогичные данные одним и тем же способом.

Цель метода – сбор данных и их упорядочение для облегчения дальнейшего использования собранной информации.

Контрольный листок может представлять собой:

· средство регистрации данных, как правило, в виде бумажного бланка с заранее внесенными в него контролируемыми параметрами, соответственно которым можно заносить необходимые данные с помощью пометок или каких-либо символов;

· инструмент, позволяющий облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

Прежде, чем начать собирать данные, надо решить, что с ними впоследствии делать, для каких целей осуществляется их сбор и обработка.

Правила составления контрольных листков.

1. Решить, какие данные будут собираться, определиться с очередностью сбора информации.

2. Определить период времени, в течение которого будет проводиться сбор информации.

3. Сформулировать заголовок, отражающий тип собираемой информации.

4. Указать источник данных.

5. Составить перечень контролируемых характеристик.

6. Разработать бланк (форму) – стандартную форму регистрации данных, максимально удобную для заполнения в соответствии с принятыми правилами (см пример рис. 19).

Наименование изделия  
Наименование операции  
  Объект контроля  
Измерительные средства  
Ф.И.О. изготовителя  
   
Ф.И.О. контролера  
Дата Количество проверенных изделий (k), шт. Количество дефектных изделий Доля дефектных изделий (h/k*100), %
Точечные отметки (h), шт.
         
         
ИТОГО Σk   Σh  
           

Рисунок 19 - Образец контрольного листка

Виды различных КЛ исчисляются сотнями, и в принципе для каждой конкретной цели может быть разработан свой листок. Например, КЛ причин дефектов; КЛ для фиксирования отказавших деталей в приборе; КЛ регистрации телефонных звонков; КЛ локализации дефектов; КЛ регистрации видов дефектов; КЛ регистрации времени явки учащихся на занятия; график температуры больного и т. д. Но принцип их оформления остается неизменным.

В любом КЛ обязательно должна быть адресная часть, в которой указывается его название, измеряемый параметр, название и номер детали, цех, участок, станок, смена, оператор, материал, режимы обработки и другие данные, представляющие интерес для анализа путей повышения качества изделия или производительности труда. Ставится дата заполнения, листок подписывается лицом, его непосредственно заполнявшим, а в случаях, если на нем приводятся результаты расчетов - лицом, выполнявшим эти расчеты.

Пример:Компания, оказывающая копировальные услуги, стала получать намного больше жалоб на плохое качество фотокопий. Управляющие решили проанализировать эти жалобы и установить их причины с помощью контрольного листка (см. табл.6).

Таблица 6 - Причины КЛ

Причины брака Виды брака   Итого
Пропуск страниц Грязные копии Страницы идут не по порядку Страницы просвечивают
Влажность ||  

|

Наши рекомендации