Особенности методики преподавания

Пояснительная записка

Примерная учебная программа по предмету «Технология», направление «Технический труд», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. На основе программы под редакцией В.М. Казакевича, Г.А. Молевой с использованием УМК : Технология. Технический труд. Под. Ред. В.М Казакевича, Г.А.Молевой, рабочая программа, электронное приложение к учебнику, тетрадь для выполнения проекта, методическое пособие для учителей, методическая поддержка на www.drofa.ru/ . С учетом возможностей мастерских.

Примерная учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание сюжетных линий образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности изучения блоков, разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.

Цели курса.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:

- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведение домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

- развитие познавательных интересов, технологического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи курса.

- Приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки металлов, информационных технологий;

- овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;

- освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.

Особенности методики преподавания

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в учебной программе направлены на освоение различных технологий обработки металлов, графических, расчетных и проектных операций.

Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению, а также по разделу «Машиноведение». Такие работы могут проводиться по разделу «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» при наличии необходимого учебного оборудования.

Для практических работ, в соответствии с имеющимися возможностями, выбираем такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При выполнении практических работ учитывается посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественная или личная ценность.

Темы раздела «технологии ведения дома» включает в себя обучение элементами семейной экономики, освоение некоторых видов ремонтных работ. Соответствующие работы проводятся в форме учебных упражнений с использование учебных стендов и раздаточного материала.

Сведения и практические работы по черчению и графике, как компонент содержания, введены почти во все технологические разделы темы программ.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Эти связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегральных занятий, создание интегральных курсов или отдельных разделов.

Наши рекомендации