При этом важнейшей характеристикой документа является его идентифицируемость, обеспечиваемая наличием соответствующих реквизитов. 2 страница
Информационное законодательство имеет следующую структуру:
• информационно-правовые нормы Конституции РФ;
• отрасли законодательства, акты которых целиком посвящены вопросам информационного законодательства (законодательство об интеллектуальной собственности, законодательство о средствах массовой информации и о массмедиа, законодательство о формировании информационных ресурсов и предоставлении информации из них пользователю, законодательство о реализации права на поиск, получение, передачу и использование информации, законодательство о создании и применении информационных технологий и средств их обеспечения);
• отрасли законодательства, акты которых включают отдельные информационно-правовые нормы (конституционное и административное законодательство в части определения компетенции органов государственной власти по формированию и использованию государственных информационных ресурсов, гражданское законодательство в части учета особенностей информации как объекта правового регулирования, уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях в части ответственности за правонарушения в информационной сфере, законодательство о труде в части форм и видов трудовой деятельности в информационных сетях, законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности и о добросовестной конкуренции). Информационно-правовые нормы Конституции Российской Федерации определяют основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации. Основой правового регулирования информационных отношений являются ст. 23, 24, 29 и 44 Конституции РФ.
• Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или к отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
Статья 44
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Законодательство, целиком посвященное вопросам информации иинформатизации, определяется совокупностью системообразующих или рамочных законов, устанавливающих базовые отношения. К ним относятся:
• Закон Российской Федерации от 23.09.1992 № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (с изм. от 24.12.2004);
• Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изм. от 23.06.1999, 27.12.2000, 30.12.2001, 24.12.2002, 23.12.2003, 22.08.2004, 31.12.2005);
• Закон Российской Федерации от 19.02.1993 №4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» (с изм. от 07.11.2000);
• Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. от 06.10.1997);
• Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1 -ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
• Закон Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (с изм. от 19.07.1995, 20.07.2004);
• Федеральный закон от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (с изм. от 03.12.1999, 27.11.2001, 30.06.2003, 23.12.2003, 22.08.2004);
• Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изм. от 22.08.2004);
• Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (с изм. от 22.08.2004);
• Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (с изм. от 97.07.2003, 22.08.2004);
• Федеральный закон от 10.01.2001 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»;
• Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 02.07.2005, 31.12.2005);
• Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
• Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
• Федеральный закон от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Законодательство, акты которого включают отдельные информационно-правовые нормы, определяется законами, регулирующими информационные отношения субъектов в сферах создания и использования отдельных видов информационных продуктов или в отдельных составляющих информационной деятельности, и совокупностью кодексов.
Подавляющее большинство этих законов содержат нормы, регулирующие состав отчетных и контрольных документов и сроки их представления в соответствующие органы власти по тем или иным областям деятельности. Эти нормы должны учитываться при организации управления документами в конкретных сферах деятельности.
Стандарты в управлении документами
Создание документов осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию документационного обеспечения, стандартизацию документов, безопасность Российской Федерации. Существенную часть при установлении указанного порядка занимают требования к оформлению документов, которые могут носить как универсальный характер, так и иметь весьма ограниченное действие и относиться только к отдельным видам документов, их формам, бланкам, реквизитам.
Многие процедуры, реализуемые в рамках управления документами, должны осуществляться в соответствии с единообразными требованиями, устанавливаемыми государственными и международными стандартами.
Правила оформления документов закрепляются в стандартах и других нормативных документах по стандартизации. Стандартизация в области документации решает задачи технической и информационной совместимости носителей информации и технологий ее обработки.
Правовые основы стандартизации
Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливают Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также государственные стандарты системы «Стандартизация в Российской Федерации». К ним относятся следующие.
ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». Устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации. Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.
ГОСТ Р 1.1-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности». Устанавливает порядок организации и основные функции технических комитетов по стандартизации (ТК), требования к секретариату, председателю, ответственному секретарю и членам ТК, порядок регистрации и контроля деятельности ТК национальным органом по стандартизации.
ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены». Устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов.
ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения». Устанавливает объекты стандартизации и общие положения при разработке и применении стандартов организаций. Его положения предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций согласно ст. 17 Федерального закона «О техническом регулировании».
ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения». Устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации, общие требования к их содержанию, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации. Данный стандарт не распространяется на действующие национальные стандарты Российской Федерации, которые были утверждены (приняты) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют при очередном пересмотре указанных стандартов, а в обоснованных случаях — при разработке очередных изменений к ним.
ГОСТ Р 1.6-2005 «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы». Устанавливает виды экспертизы проекта стандарта или изменения к стандарту, правила организации и проведения экспертизы проекта стандарта, а также основные требования к экспертам по стандартизации. Данный стандарт распространяется на экспертизу проектов национальных стандартов Российской Федерации, межгосударственных стандартов, разработчиком которых является Российская Федерация, стандартов организаций.
ГОСТ Р 1.8-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения». Устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов (путем внесения в них изменений или пересмотра), а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.
ГОСТ Р 1.9-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения». Распространяется на субъекты хозяйственной деятельности (юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели), производящие продукцию (оказывающие услуги), осуществившие в инициативном порядке добровольное подтверждение соответствия продукции и (или) услуг требованиям национальных стандартов Российской Федерации и заявившие о своем намерении применять на добровольной основе знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации; субъекты хозяйственной деятельности и организации, заключившие договоры (контракты) на поставку продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам; органы сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие подтверждение соответствия продукции требованиям национальных стандартов в форме добровольной сертификации; организации, осуществляющие выдачу разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам, ведение реестра продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам, и инспекционный контроль за его использованием.
ГОСТ Р 1.10-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены». Устанавливает порядок разработки, утверждения изменения, пересмотра и отмены правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации. Стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации, утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Данный стандарт предназначен для применения научно-исследовательскими и иными организациями, а также структурными подразделениями Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
ГОСТ Р 1.12 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения». Устанавливает основные термины, применяемые при проведении работ по стандартизации в Российской Федерации на национальном уровне и при ссылках на национальные стандарты в других нормативных документах, а также определения этих терминов. Термины, установленные данным стандартом, также могут быть применены при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных, саморегулируемых организаций и объединений юридических лиц. Термины, установленные этим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе. Если в другом действующем в Российской Федерации стандарте применены термины, отличные от терминов, которые установлены данным стандартом для тех же понятий, то их приведение в соответствие со стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) этого действующего стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения указанных противоречий может служить основанием для разработки внеочередного изменения другого действующего стандарта.
ГОСТ Р 1.13-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования». Устанавливает общие требования к оформлению уведомлений о разработке: национальных стандартов Российской Федерации; межгосударственных стандартов, разрабатываемых в Российской Федерации для применения в качестве национальных стандартов Российской Федерации; изменений к стандартам; предложений об отмене стандартов.
Управление стандартизацией в стране осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации (в настоящее время это Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии).
Основными нормативными документами в области стандартизации в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» являются технические регламенты и стандарты.
Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты принимаются в целях:
• защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
• охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты подразделяются на общие и специальные.
Общие технические регламенты принимаются по вопросам:
• безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
• безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
• пожарной безопасности;
• биологической безопасности;
• электромагнитной совместимости;
• экологической безопасности;
• ядерной и радиационной безопасности.
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых цели, определенные Федеральным законом «О техническом регулировании» для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов.
Технический регламент принимается федеральным законом в установленном порядке.
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
К документам в области стандартизации относятся:
• национальные стандарты;
• правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
• применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
• стандарты организаций.
Стандарты в области управления документами. В числе стандартов следует отметить следующие, имеющие отношение к управлению документами:
ГОСТ Р 34.10-94 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи на базе асимметричного криптографического алгоритма»;
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
ГОСТ 7.59-2003 «СИБИД. Индексирование документов. Общие требования к систематизации и предметизации»;
ГОСТ Р 33.505-2003 «Единый Российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием»;
ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»;
ГОСТ 6.10.4-84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения»;
ГОСТ 6.20.1-90 (ИСО 9735-88) «Электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ). Синтаксические правила»;
ГОСТ 6.10.3-83 «Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате»;
ГОСТ 28388-89 «Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения»;
ГОСТ 6.01.1-87 «Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения»;
ГОСТ 6.10.5-87 «Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца»;
ГОСТ 6.10.6-87 (СТ СЭВ 5559-86) «Единая система внешнеторговой документации. Формуляр-образец»;
ГОСТ 9327-60 «Бумага. Потребительские форматы»;
ГОСТ 7.65-92 «СИБИД. Кинодокументы, фотодокументы и документы на микрофильмах. Общие требования к архивному хранению»;
ГОСТ 7.68-95 «СИБИД. Фоно- и видеодокументы. Общие технические требования к архивному хранению»;
ГОСТ 7.69-95 «СИБИД. Аудиовизуальные документы. Основные термины и определения»;
ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования»;
ГОСТ 28374-89 «Носители магнитной записи. Упаковка, маркировка, транспортировка и хранение»;
ГОСТ 13699-91 «Запись и воспроизведение информации. Термины и определения»;
ГОСТ 13.1.105-91 (СТСЭВ 5052-85) «Репрография. Микрография. Микрофиши. Типы»;
ГОСТ 17586-80 «Бумага. Термины и определения»;
ГОСТ 18510-87 «Бумага писчая. Технические условия»;
ГОСТ 7.50-90 «СИБИД. Консервация документов»;
ГОСТ 15971-90 «Системы обработки информации. Термины и определения»;
ГОСТ 13.1.101-93 «Микрофильм документа на правах подлинника. Порядок изготовления, учета, хранения и применения»;
ГОСТ 55.6-85 «Документы на бумажных носителях. Правила государственного хранения. Технические требования»;
ГОСТ 7.48-90 «Консервация документов. Основные термины и определения»;
ГОСТ 28162-89 «Средства для нанесения защитных покрытий на документы. Общие технические требования»;
ГОСТ 13.1.107-86 «Репрография. Микрография. Микроформы архивных документов. Общие технические условия»;
ГОСТ 28388-89 «Документы на магнитных носителях данных. Порядок выполнения и обращения»;
ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»;
ГОСТ Р ИСО 15489.1-2007 «СИБИД. Управление документами. Общие требования».
Классификаторы и унифицированные системы документации
Существенными компонентами нормативно-методического обеспечения управления документами во многих сферах экономической и управленческой деятельности (статистика, финансовая деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, таможенное дело, транспорт, торговля, внешнеэкономическая деятельность) являются классификаторы технико-экономической и социальной информации, а также унифицированные формы документов.
Методологические и организационные основы проведения работ по классификации и кодированию информации, унификации документации установлены в нормативах Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) и унифицированных систем документации (УСД).
Единая система классификации и кодирования состоит из общероссийских классификаторов, средств их ведения, нормативных и методических документов. Классификаторы технико-экономической и социальной информации являются нормативными документами, включающими систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации. В соответствии с областью применения классифицируемых объектов они подразделяются на:
• общероссийские классификаторы (ОК);
• отраслевые классификаторы;
• классификаторы предприятий.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации:
• Общероссийский классификатор стандартов (ОКС);
• Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН);
• Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН);
• Общероссийский классификатор продукции (ОКП);
• Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД);
• Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (ЕСКД);
• Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ);
• Общероссийский классификатор валют (ОКВ);
• Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ);
• Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН);
• Общероссийский классификатор деталей, изготавливаемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой (ОКД);
• Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения (ОТКД);
• Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения (ОТКСЕ);
• Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ);
• Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК);
• Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ);
• Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
• Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО);
• Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС);
• Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ);
• Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);
• Общероссийский классификатор экономических регионов (ОКЭР);
• Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД);
• Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО);
• Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК);
• Общероссийский классификатор начального профессионального образования (ОКНПО);
• Общероссийский классификатор занятий (ОК.3);
• Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);
• Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод (ОКПИиПВ);
• Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов (ОКВГУМ);
• Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов (ОКГР).
Унифицированные системы документации состоят из совокупности взаимоувязанных общероссийских унифицированных форм документов, обеспечивающих документированное представление данных в определенных видах хозяйственной деятельности, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению. Одной из унифицированных систем документации является Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД). Унифицированная форма документа (УФД) — совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации. УФД подразделяются на общероссийские, отраслевые и унифицированные формы документов предприятия. Требования к УСД изложены в специальной серии стандартов и других документах по стандартизации (ГОСТ 6.10.3-83;
ГОСТ 6.10.4-84; ГОСТ 6.10.5-87; ГОСТ 6.10.6-87; ГОСТ 6.10.7-90; ГОСТ Р 6.30-97; ПР 50-733-93 и др.). Общероссийские УСД.
• Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД);
• Унифицированная система первичной учетной документации (УСПУД);
• Унифицированная система банковской документации (УСБД);
• Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций (УСФДБ);
• Унифицированная система отчетно-статистической документации (УСОСД);
• Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации (УСУОБД);
• Унифицированная система документации по труду (УСДТ);
• Унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации (УСДПФ);
• Унифицированная система внешнеторговой документации (УСВД).
Международные стандарты. Применение международного, регионального (межгосударственного) или национального, стандарта другой страны осуществляется путем полного или частичного включения его содержания в отечественный нормативный документ по стандартизации.
Международное сотрудничество по вопросам стандартизации в области документации, классификации и кодирования информации, унификации документов осуществляется национальными службами стандартизации в рамках Международной организации по стандартизации {International Organization for Standardization — ISO), образованной в 1947 г. и объединяющей в настоящее время национальные органы по стандартизации 157 государств.
ISO трактует понятие «стандарт» как технические условия или другой документ, рассчитанный на специалистов соответствующего профиля, совместно разработанный, согласованный или одобренный всеми заинтересованными сторонами, основанный на совокупности научных, технологических и практических результатов, способствующий получению всеобщих оптимальных преимуществ, утвержденный компетентным национальным, региональным или международным органом (стандарт ISO 5127-2:1983).
Терминологию в области документации на международном уровне регламентируют стандарты ISO серии «Документация и информация» (стандарты ISO 5127-1:1983, ISO 5127-2:1983, ISO 5127-3:1988 и др.). Стандартами ISO определены общие правила подготовки и оформления документов, в том числе установлены:
• форматы бумаги для документов (стандарт ISO 216:1975);
• межстрочные интервалы и шаг письма (стандарт /504882:1979);
• формуляр-образец и конструкционная сетка для создания бланков и форм документов (стандарт ISO 3535:1977);
• основные требования к бланкам документов (стандарт /50 8439:1990);
• принципы компоновки торговых документов (стандарт ISO 6422:1985).
Представление дат и времени в документах осуществляется в соответствии со стандартом ISO 8601:1988. Конверты для корреспонденции установлены стандартом ISO 269:1985. Адрес на конвертах и письмах пишется с соблюдением положений стандарта /5011180:1993.
Различия в правилах оформления документов, установленных стандартами ISO и российскими стандартами, касаются: требований к проектированию бланков; состава реквизитов; написания реквизитов (лексика, оформление, пунктуация); расположения реквизитов на бланке. Так, в российском стандарте (ГОСТ Р 6.30-2003) приводятся требования к размещению и оформлению 30 реквизитов, в стандартах ISO определены правила размещения на документе лишь трех полей (зон): для сведений об отправителе документа (Issuerfield); ссылок (Reference field); адреса (Address field).