Метод фокальных объектов (МФО), или метод случайностей

Рассказ учителя

Метод фокальных объектов (МФО) — это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, расширения ассортимента товаров, создании рекламы товаров, сфер применения известных веществ, отходов производства, а также для тренировки воображения.

Целью метода является совершенствование объекта за счет получения большого количества оригинальных модификаций объекта с неожиданными свойствами.

Суть метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания развиваются путем свободных ассоциаций.

Это интересно

Метод фокальных объектов (МФО) создал в 1923 г. Э. Кунце — профессор Берлинского университета. В 1950-х гг. его усовершенствовал Ч. Вайтинг в США. Метод отличается простотой и большими, практически неограниченными возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Алгоритм действий при использовании МФО:

•Выделить объект, подлежащий усовершенствованию. Фокальным объектом (ФО) может быть как отдельный предмет, вещь, товар или услуга, так и организация в целом или ее отдельные подразделения. При выборе фокального объекта установите цель его усовершенствования — это будет критерием, по которому потом будут отбираться идеи.

•Выбрать три-четыре случайных объекта (открыв любую книгу, газету и т. п.).

•Выписать для каждого из них несколько характерных признаков (свойств). Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. При выборе свойств следует избегать банальных определений, таких как красивый, желтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д. Они подходят почти к любому объекту, поэтому высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Можно выбирать свойства, признаки, которые объект проявляет иногда. Например: лампочка — потухшая, автомобиль — буксующий, ветер —завывающий, кошка — грязная, листок — дырявый.

•Полученные признаки перенести на ФО и получить новые сочетания. Новые сочетания развить путем свободных ассоциаций. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: «Что это может быть?», «Где это можно использовать?», «Кому это надо?».

•Зафиксировать все интересные идеи.

•Оценить новые идеи и отобрать наиболее эффективные с точки зрения реализации. Результатом применения МФО является список идей и предложений по новым модификациям объекта. При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

Достоинствами МФО является его универсальность, простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме, нешаблонность выдвигаемых идей. Однако этот метод имеет инедостатки.Его невозможно применить при решении сложных задач, отсутствуют системные правила отбора и критерии оценки получаемых идей.

Работа в малых группах

Задание.Попробуйте таким образом соединять данные внизу слова, чтобы у вас получились названия новых предметов, которые, быть может, вам захочется сделать.

1. Автомобиль Палатка 10. Доска Станок
2. Альбом Сумка 11. Бетон Замок
3. Ковер Лодка 12. Магнит Кран
4. Картина Ткань 13. Лед Дом
5. Полотно Аэродром 14. Радио Воздух
6. Дорога Колесо 15. Указка Ручка
7. Дерево Душ 16. Пенал Шар
8. Стекло Телевизор 17. Каток Стекло
9. Корабль Радио    

Учитель организует обсуждение результатов работы групп. Выбираются наиболее интересные в практическом смысле варианты.

Наши рекомендации