III. Подведение итогов урока.

Класс

Урок № 43.

Тема.И.А.Бунин. Рассказ «В деревне».

Цель:

· выявить особенности поэтического взгляда на мир героя рассказа, художественной идеи рассказа;

· формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями;

· формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей мировосприятия героя.

Оборудование:мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Анализ содержания рассказа И.А.Бунина «В деревне».

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя.

Произведения И.А.Бунина 1890-1900 гг. посвящены переживаниям писателя, рождённым воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, вызванными посещением русской деревни. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле».

Оживляя картины детства, Бунин пытается найти ценности бытия, порой трудно уловимые, нестойкие или даже «непохожие на действительность».

В большинстве рассказов И.А.Бунина, написанных в тот период, герои стремятся в той или иной форме ответить на вечные вопросы жизни. Рассказы этих лет позволяют углубиться в «многослойное» бытие личности, исполненное искренними чувствами. Такие произведения сближаются с бунинской поэзией и обогащают её.

3. Беседа по первичному восприятию рассказа.

- Какое настроение преобладает в рассказе? (Рассказ наполнен предвкушением счастья, ожиданием перемен, которые совершаются в жизни человека вместе с наступлением весны).

- Какой изображена зима в рассказе И.А.Бунина?

4. Обращение к выставке репродукций картин И.Шишкина, Н.Крымова, К.Юона, посвящённых зиме.

- Что объединяет картины русских художников и рассказ И.А.Бунина?

5. Лексическая работа.

- Объясните значение слов вогул, иноходь, коренник, пристяжные?

Ма́нси (устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры.

Иноходь – особый бег, при котором лошадь одновременно выносит сначала обе правые ноги, а затем обе левые.

Коренник – средняя, самая сильная лошадь в тройке.

Пристяжные – лошади, запряженные сбоку от оглобель, для помощи кореннику.

6. Проверка цитатных планов, составленных дома. Работа с текстом.

Примерный цитатный план первой части.

1. «Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна».

2. «Я с нетерпением ждал Святок».

3. «И мне казалось, что только в деревне можно заметить, как начинается весна».

4. «И вот наконец наступил давно желанный, радостный день».

5. «…это было весёлое путешествие!»

6. «Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей».

7. «А между тем уже догорает короткий день».

8. «А кругом всё темнеет и темнеет…»

9. «И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу…»

Выразительное чтение рассказа от начала до слов «Да, это настоящая зима!»

- Какая картина возникла в вашем воображении в процессе чтения этого абзаца?

- Назовите слова, передающие настроение героя. Подберите синоним к прилагательному «суровый».

Выразительное чтение рассказа от слов «Я с нетерпением ждал Святок…» до слов «…да стены домов».

- Изменилось ли настроение героя во втором абзаце? Какие чувства испытывает герой, наблюдая приготовления к празднику?

- Какие детали позволяют понять, почему увидеть весну в городе невозможно?

Выразительное чтение фрагмента от слов «И вот наконец наступал желанный, радостный день до слов «Даже весело то, что в вагоне так много народу, так тесно и шумно».

- Найдите в прочитанном отрывке слова, передающие настроение героя. О каких качествах свидетельствует это описание чувств?

Исследовательская работа с текстом. Фрагмент от слов «Но вот и одинокая, знакомая станция…» до конца первой части.

1 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие приметы зимы. Какие литературные средства помогают автору описать картину зимы?

Приметы зимы.

Яркие эпитеты молодой (снег), мёртвое (молчание); метафора сугроб, набитый вчерашней метелью; олицетворение задумчиво позванивает колокольчик делают картину яркой, максимально достоверной.

2 вариант. Выпишите из текста сочетания слов, передающие краски зимы. Какие цвета преобладают в описании зимнего пейзажа? Как умение замечать разнообразные оттенки цветов характеризует героя?

Краски зимы.

В описании преобладают синие, красные, лиловые, перламутровые тона.

Мальчик смотрит на мир глазами художника, замечающего полутона и оттенки.

7. Слово учителя.

Корней Чуковский точно отметил очень важную особенность поэтического взгляда на мир И.А.Бунина: «Его степной, деревенский глаз так хваток, остёр и зорок, что все мы перед ним – как слепцы. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зелёные, а глаза у них фиолетовые, а дым – сиреневый, а чернозём – синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков».

8. Проверка цитатных планов, составленных дома. Работа с текстом.

Примерный цитатный план второй части.

1. «А разве не весеннее радостное чувство наполняло душу за весь этот весёлый, солнечный день нашего путешествия в деревню?»

2. «Резкий, морозный воздух так и охватил всего….»

3. «К обеду солнечный день окончательно разыгрался».

4. «И весь день не хочется уходить со двора!»

5. «И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями…»

Примерный цитатный план третьей части.

1. «Мне грустно стало покидать родной дом…»

2. «Когда ты вырастешь, ты поймёшь, что человек должен жить ближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо…»

3. «…и я спешу наглядеться на всё деревенское».

4. «В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сыро….»

5. «Мы опять едем мимо чёрных изб…»

6. «Впереди только поле, белая пелена пушистого снега».

7. «Но всё-таки весна близко!»

Выразительное чтение по ролям диалога от слов «Мне было грустно покидать родной дом…» до слов «И хорошо можно жить в деревне!»

- В чём смысл совета отца?

- Отец с грустью замечает: «Бедности в деревне много». Какой кажется жизнь крестьян герою? Как это характеризует мальчика?

Выразительное чтение от слов «Правда, правда!» до слов «Радостно взвизгивает и заливается смехом».

III. Подведение итогов урока.

- Почему в морозный январский день мальчик чувствует весну? (Герой счастлив. Это ощущение ему даёт общение с природой. Мальчика не покидает чувство глубокого довольства и покоя, весеннее радостное настроение наполняет душу. Он забывает о реальности, очарованный солнечными днями, светлыми грёзами о близкой весне).

- Эти впечатления – лишь предчувствие весны. Какой представляет настоящую весну мальчик? («Этот же ветер скоро станет теплее, а когда наступит март, - шумно и весело пойдёт он по берёзовым лесам в блеске весеннего солнца, пробуждая природу от зимнего сна. А потом загремят по оврагам полые воды, налетят с далёкого юга птицы, зазеленеют поля…

Хорошо в полях!»

Весна для героя – сказочное существо, приносящее миру радость и обновление).

IV. Домашнее задание.

1.Прочитать рассказ Л.Андреева «Петька на даче», с.25-35, ч.2

2.Составить цитатный план рассказа.

3.Инд. задания. Подготовить сообщения:

- «Гимназические годы Л.Андреева»;

- «Годы учёбы в Петербургском и Московском университетах»;

- «Увлечения Л.Андреева».

Наши рекомендации