Конструирование предложений

Интегрированный урок обучения грамоте

по «Русской азбуке» В, Г. Горецкого и др.

Тема:Знакомство со звуками [д] [д’]; буквами Д,д.

Письмо строчной и заглавной букв д, Д.

Речевая тема: Профессии родителей.

Ход урока.

1. Речевая разминка: упражнения для постановки правильного речевого дыхания, артикуляционная гимнастика, упражнения для отработки дикции.

Эмоциональный настрой: Тучка закрыла солнышко (на доске изображение тучки, прикрывающей солнышко). Давайте хорошо работать, чтобы разогнать тучку!

2.Повторение изученного: Какой звук обозначает буква Б? (согл.,тв. и мягкий, парный, звонкий)

Проверим, как вы научились читать слова, предложения и тексты.

Беседа по вопросам:

- Какое слово составил Виталик из кубиков? Что сделал Барсик? Какое получилось слово? Какие три кубика с буквами откатил Барсик?

Проверка чтения текста на стр. 107.

- Для чего Виталик показывал буквы Бобику?

- Как повела себя собака?

- Прочитайте заголовок. Почему слова Виталик и Бобик записаны с большой буквы?

Работа с пособием «Лента букв»:

- Прочитайте только те буквы, которые указывают на твердость согласных.

- Прочитайте те буквы, которые указывают на мягкость согласных.

- Назовите ту букву, которая обозначает два звука. Когда она это делает?

- Прочитайте буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки (парные звонкие согласные, парные глухие). Учитель отмечает работу класса и отдельных детей и открывает часть тучки.

Работа по предметным картинкам и составление звуковых моделей слов.

- Какая цифра изображена? (два)

- Сколько слогов в слове? Какое слияние вы слышите? Какую карточку выберем для обозначения звуков? Какой звук вы слышите вне слияния? Какой это звук? Давайте дадим ему характеристику (гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий, парный или нет).

- Что изображено на картинке? (гвозди)

- Произнесите слово и послушайте его звуки. Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение?

- Произнесите только второй слог. Какой согласный участвует в нем? (мягкий , звонкий, парный)

Фонематические упражнения.

Игра «Хлопушки». Учитель произносит слова. Дети хлопают, если в слове услышали новые звуки. ( Детям, не допустившим ошибки, раздается «урожай». Часть тучки открывается.)

Знакомство с новыми буквами.

Рассматривание образцов новых букв строчной и заглавной в прописях.

- Для чего нужны строчные буквы и заглавные?

- Посмотрите на букву Д. Вспомните, какие звуки обозначаются этой буквой? На что похожа эта буква? Сравните печатные и письменные буквы. Чем отличаются?

Рассмотрите строчную букву «д». Элементы каких букв вы видите в составе данной буквы? (овал, как у буквы а,о; нижнюю петлю, как у буквы у)

- Найдите букву Д и ее соседей на «Ленте букв».

Повторение правил посадки и подготовка руки к письму:

Вышли мышки погулять

Посмотреть, который час (указательный и средний пальчики передвигаются по столу).

Раз, два, три, четыре (Пальчики соприкасаются друг с другом)

Мышки дернули за гири (имитируется движение)

Вдруг раздался страшный звон (хлопок)

Убежали мышки вон (взмахивают руками).

Усвоение последовательности начертания буквы.

Объяснение начертания строчной буквы д:

а) показ образца на доске под счет (и-раз-и два-и);

б) анализ ошибочного написания буквы;

в) прописывание буквы «в воздухе» под счет;

г) самостоятельная работа в прописях.

Рассматривание заглавной буквы Д. Объяснение начертания с показом на доске под счет (раз-и два-и). Анализ ошибочного написания буквы. Самостоятельная работа в прописях.

Физкультминутка.

Чтение слогов-слияний.

Чтение слогов-слияний, напечатанных на доске (да,до и т.д.), с постепенным убыстрением темпа, с перенесением ударения с одного слога на другой.

- Прочитайте только те слоги-слияния, которые произносятся твердо. Объясните, почему мы читаем твердо?

- Прочитайте только те слоги-слияния, которые произносятся мягко. Объясните, почему мы читаем мягко?

Письмо слогов-слияний.

Рассматривание слогов- слияний в прописи. Анализ типов соединений. Показ образца на доске. Запись с комментированием.(Сначала дети работают со строчной буквой, а затем с заглавной).

Чтение столбиков слов.

Чтение слов, напечатанных на доске, под руководством учителя:

А) по графическим пометам (по слогам);

Б) с постановкой ударения.

Дом водные ведут

Вода трудные делает

Дерево длинные думает

- В каком столбике напечатаны слова-признаки?

- В каком столбике напечатаны слова-действия?

- Рассмотрите слова 1 столбика. Что общего? Какое слово лишнее? Что объединяет слова ? (все неодушевленные, стоят в ед.ч., м, ж.,ср. рода)

Письмо слов в прописях.

- Прочитайте слова на строке. Сколько слогов в слове? Как вы определили? Какие звуки образуют первый слог? Какими буквами они обозначены на письме?

- Найдите родственные слова среди слов, записанных на доске. Запишите их ( вода).

- Сколько слогов в слове вода? На какой слог падает ударение? Назовите ударный гласный. Какой буквой он обозначается на письме? Назовите безударный гласный в данном слове. Какой буквой он обозначается в слове вода? Какой вывод можно сделать? Какой звук произносим и какую букву пишем? Как проверить такое несовпадение? Что нужно сделать? ( использовать две формы проверки по типу: «один-много; много-один».Например, поля-поле или вода-воды) Какое слово из данных на доске можно использовать в качестве проверочного? (водные) Слово записывается с комментированием.

- Поставьте ударение в словах. Найдите общую часть родственных слов.

Конструирование предложений.

На доске следующие записи:

дерево Никита посадил

Дима работал в саду.

ели сливы дети

- Что записано на доске? Это предложения? Почему только вторая запись – это предложение? (Слова связаны по смыслу и правильно оформлены на письме)

Чтение предложения с постановкой логического ударения. Учитель задает вопросы, а дети отвечают, выделяя голосом слова для ответа:

- Кто работал в саду? Что делал Дима в саду? Где работал Дима?

Анализ предложения:

- Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Какое второе? Третье? Как записаны слова с предложении? Как записано первое слово? Почему? Что стоит в конце предложения?

Списывание предложения в тетрадь самостоятельно. (По ходу работы учитель проверяет и раздает «урожай».

- Прочитайте предложение еще раз. О ком говорится в предложении? Подчеркните одной чертой. Это подлежащее. Что говорится о Диме? Как называется этот член предложения? Как подчеркнем?

- Что мы подчеркнули? (Еще одна часть тучки убирается за хорошую работу.)

Физкультминутка.

Наши рекомендации