Механизм управления качеством2

Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Под управлением качеством продукции понимаютсядействия, осу­ществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продук­ции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и ус­ловия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уров­нях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, исполь­зуемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций управления качеством, в число которых входят прежде всего такие, как:

· прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

· планирование повышения качества продукции;

· нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;

· разработка и постановка продукции на производство;

· технологическая подготовка производства;

· организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;

· обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;

· контроль качества и испытания продукции;

· профилактика брака в производстве;

· внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;

· сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

· стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;

· внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

· технико-экономический анализ изменения качества продукции;

· правовое обеспечение управления качеством продукции;

· информационное обеспечение управления качеством продукции;

· материально-техническое обеспечение качества продукции;

· метрологическое обеспечение качества продукции;

· специальная подготовка и повышение квалификации кадров;

· организационное обеспечение управления качеством продукции;

· технологическое обеспечение управления качеством продукции;

· финансовое обеспечение управления качеством продукции.

Для характеристики механизма управления качеством продукции целесообразно использовать распространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственных систем, предполага­ющий выделение в составе данного механизма ряда общих, специаль­ных и обеспечивающих подсистем (рис. 3.6). К числу общих подсистем механизма управления качеством про­дукции необходимо отнести подсистемы прогнозирования и планиро­вания технического уровня и качества продукции, регулирования ка­чества продукции непосредственно в производстве, контроля качества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирова­ния и ответственности за качество.

В состав специальных подсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемы стандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве, аттестации и сертификации.

Обеспечивающие подсистемы механизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемы правового, информа­ционного, материально-технического, метрологического, кадрового, организационного, технологического и финансового обеспечения уп­равления качеством продукции.

Механизм управления качеством2 - student2.ru

Рис. 3.6. Состав механизма управления качеством

Сущность всякого управления заключается в выработке управленческих решений и последующей их реализации на определенном объекте управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Управляющие решения вырабатываются на основании сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой (прогнозом, планом) управления. Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

Основной задачей каждого предприятия (организации) является повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Успешная деятельность предприятия должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; направлены на получение прибыли.

Наши рекомендации