Контактный график работы контейнерного терминала.
Контейнерный терминал является пунктом передачи контейнеров между железнодорожным и автомобильным транспортом, устойчивое взаимодействие которых достигается на основе разработки и согласования контактного графика [1].
Целью построения контактного графика являются:
сокращение простоя вагонов и автомобилей в ожидании начала грузовых операций;
увеличение удельного объема перегрузки контейнеров по прямому варианту “вагон-автомобиль”;
сокращение простоя ПРМ в процессе технологических перерывов при смене вагонов на грузовом фронте.
Основными исходными данными для построения контактного графика являются:
тип контейнеров;
тип ПРМ и их количество на площадке;
суточные объемы прибытия и отправления контейнеров;
емкость площадки;
число подач вагонов на грузовой фронт.
Кроме того, необходимо провести ряд дополнительных расчетов по определению оптимального, с точки зрения минимума приведенных расходов, числа заездов автомобилей на площадку в целом и с распределением по часовым интервалам и по зонам работы кранов, а также по нормированию затрат времени на технологические операции.
Завоз и вывоз груженых и порожних контейнеров на Контейнерный терминал производится с 8°° до 18°° часов.
Ha контейнерную площадку автомобили должны прибывать по контактному графику, который согласовывается станцией и автохозяйством. Количество одновременно подаваемых автомобилей устанавливается по числу погрузочно-разгрузочных машин из расчета один автомобиль на один работающий кран (погрузчик). Интервал между подачами автомобилей в район одного крана должен соответствовать продолжительности загрузки-разгрузки автомобиля.
Для завоза-вывоза контейнеров применяют автотягачи с отцепляемыми оборотными полуприцепами. Автотягачи подразделяются на линейные (занятые завозом-вывозом полуприцепов с контейнерами со специальной стоянки станции в город и обратно) и маневровые (предназначаемые для подачи-уборки полуприцепов со стоянки в районы обслуживания кранами для их загрузки-разгрузки). Маневровые автотягачи оборудуются радиосвязью с диспетчерским пунктом.
Автомобили (полуприцепы) после окончания их работы целесообразно оставлять на станции для разгрузки и загрузки в ночное время. При отсутствии на станции свободной площади для стоянки автомобилей следует в конце дневной смены загружать их контейнерами и направлять на автобазы.
В начале рабочей смены автомобили с контейнерами направляются с автобазы непосредственно к грузовладельцам. На крупных предприятиях и базах с разрешения начальника дороги организуются пункты обмена контейнеров. Обменный пункт на предприятии представляет собой контейнерную площадку, оснащенную средствами механизации для погрузки-выгрузки контейнеров с автомобилей и имеющую автоподъезды.
Завоз контейнеров с контейнерного пункта станции на обменный пункт и вывоз их с обменного пункта на станцию производятся автотранспортом общего пользования. Средства механизации и обслуживающий их персонал выделяются предприятием. В отдельных случаях на обменных пунктах по договору используются погрузочно-разгрузочные машины автотранспортных организаций или железных дорог.
При погрузке, выгрузке и сортировке контейнеров работа механизмов крана максимально совмещается. Погрузка-выгрузка местных контейнеров выполняется, как правило, по прямому варианту: вагон - автомобиль, автомобиль - вагон и только при невозможности этого - с установкой контейнеров на площадку.
Для сокращения холостых пробегов кранов и погрузчиков операции по выгрузке контейнеров из вагонов и автомобилей чередуются с операциями погрузки контейнеров в вагоны и автомобили (сдвоенные операции).
При поступлении на контейнерный терминал груженых вагонов с местными и транзитными контейнерами вначале с каждого вагона выгружают часть местных или некомплектующихся транзитных контейнеров данной подачи. Затем переставляют транзитные контейнеры с вагона на вагон. После этого выгружают оставшиеся местные и некомплектующиеся транзитные контейнеры данной подачи и догружают вагоны до полных комплектов контейнерами, находящимися на площадке.
При недостаточной емкости площадок контейнеры, подлежащие передаче из района в район, при первом рейсе перемещают кранами из района работы одного крана в другой и устанавливают на соответствующие места площадки или вагона. При втором рейсе краны перемещают транзитные контейнеры в обратном направлении, устанавливая их на площадку или вагоны. Затем рейсы повторяются до окончания сортировки. При наличии на контейнерном пункте нескольких площадок передача транзитных контейнеров соответствующих назначений с одной площадки на другую осуществляется автомобилями.
В целях сокращения простоя автотранспорта у грузополучателей (грузоотправителей) и лучшей загрузки контейнеров рекомендуется организация у грузовладельцев обменных контейнерных площадок с парком обменных контейнеров. Это позволяет заблаговременно до прибытия автомобилей укомплектовать контейнеры грузом и оформить транспортные документы.
Суточный план-график работы контейнерного терминала является графическим отображением технологических процессов обработки вагонов, автомобилей, контейнеров. Он отражает порядок выполнения и взаимосвязь во времени и пространстве основных технологических операций, составляется с целью согласования работы всех элементов терминала между собой, ликвидации или сведению к минимуму всех межоперационных интервалов, выявления наиболее загруженных и требующих усиления элементов. С помощью плана-графика можно определить степень неравномерности в работе контейнерного терминала, проверить условия взаимодействия основных элементов и отдельные нормативы технологического процесса.
Задача. Разработать суточный план-график работы контейнерного терминала по переработке 20-футовых контейнеров для следующих исходных данных:
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя |
Годовой объем по прибытию, | тыс. тонн/год | 75,24 |
Годовой объем по отправлению, | тыс. тонн/год | 83,16 |
Погрузо-разгрузочная машина типа КК-24 | - | - |
Продолжительность простоя ПРМ в ремонтах всех видов в течение года, | сутки | |
Продолжительность работы ПРМ по обслуживанию автомобильного фронта, | часы | |
Число смен работы ПРМ по обслуживанию железнодорожного фронта, | смена | |
Расстояние перевозки контейнеров по маятниковой схеме, L | км | |
Продолжительность выполнения экспедиторских операций у грузовладельцев, | час | 0,25 |
Методика решения:
Расчет числа погрузочно-разгрузочных машин
Необходимо произвести расчет годовых и суточных потоков контейнеров. Расчет производится только для крупнотоннажных контейнеров.
(7.1.1)
- годовой объем перевозок в контейнерах, тыс. тонн в год.
- годовые потоки контейнеров соответственно по прибытию и отправлению в физических единицах.
- средняя загрузка контейнера (т/конт.), = 12,5 т/конт.
ç (7.1.2)
где - годовые порожние контейнеропотоки, (конт./год).
(7.1.3)
где – суточные потоки контейнеров соответственно по прибытию и отправлению.
- - коэффициент неравномерности перевозок, характеризующий колебания поступающего контейнеропотока на станции; принимается в пределах 1,1-1,3.
Для того, чтобы рассчитать необходимое количество козловых кранов для переработки контейнеров, необходимо произвести расчеты отдельно для автомобильного и железнодорожного грузовых фронтов (ГФ) с точностью до десятых долей, а общее число ПРМ на контейнерной площадке округляется до целого числа в большую сторону.
(7.1.4)
(7.1.5)
(7.1.6)
где - количество машин для железнодорожного фронта.
- количество машин для автомобильного фронта.
- общее количество машин для железнодорожного и автомобильного фронтов.
, - коэффициенты непосредственной перегрузки из вагона в автомобиль и наоборот, принимаются в пределах от 0,1 до 0,3 при этом - .
- Коэффициент дополнительных операций, = 1,2.
- Продолжительность простоя ПРМ в ремонтах всех видов в течении года.
- Норма выработки, конт./см., согласно ЕНВ
- Число смен работы ПРМ по обслуживанию железнодорожного фронта.
- Продолжительность работы ПРМ по обслуживанию автомобильного фронта.