Подчиненность в сфере обработки информации
Факторы влияния и история ОИ на предприятии воздействуют не только на структуру, но и на схему подчиненности в сфере ОИ (рис. 5.5).
Подчинение руководству предприятия непосредственно (ОТ-1) или на очень больших предприятиях «начальнику штаба» (ОИ-2) подчеркивает значимость ОИ для всего предприятия. Подчинение руководству предприятия в качестве функционального подразделения (ОИ-3) не соответствует, по Мертенсу (Mertens), «служебному назначению» и технологическому характеру ОИ, но все-таки иногда возникает там, где ОИ имеет особо большое значение для предприятия. Это подтверждает также Зелиг (Selig), который при обследовании роли и места службы ОИ на 33 больших предприятиях нашел только два случая с руководителями ОИ на уровне правления , причем, в обоих случаях речь шла о предприятиях, оказывающих услуги. Подчинение ОИ функциональному подразделению или отделу (ОИ-4) часто обусловлено историческими факторами: при этом сохраняются место ОИ в структуре предприятия и роли работников, стоявших у его истоков [41].
Рис. 5.5 позволяет также показать децентрализованные решения при формировании схемы подчиненности в сфере ОИ. Одной из схем является комбинация центрального сектора или отдела ОИ с децентрализованными секторами или отделами (ОИ-4) в основных функциональных отделениях или отделах. Бывают комбинации из ОИ-3 и децентрализованных подразделений ОИ-4. разделение задач и компетенции между центральными и периферийными подразделениями ОИ бывают различными. Наверное, в будущем возможна широкая децентрализация всех задач ОИ, за исключением комплексного планирования, управления и определения главных направлений.
Можно представить также матричные формы организации – дисциплинарное подчинение периферийных подразделений ОИ соответствующему производственному подразделению (отделу), функциональное – центральному подразделению ОИ, т.е. так называемое двойное, или функциональное, подчинение подразделений ОИ.
Интересным вариантом децентрализации является придание юридической самостоятельности (статуса юридического лица) сфере ОИ и передача задач ОИ, таким образом, как бы другому предприятию. Предоставление подразделениям ОИ такого статуса бывало уже в 70-е и 80-е гг. Эти опыты не все оказались удачными, поэтому «отпущенные на волю» подразделения ОИ были частично возвращены обратно.
Серьезной проблемой кроме неизбежного «организационного беспокойства» здесь является формирование цен. Вторая, тоже весьма специфическая проблема включает вопросы юридического регулирования контрагентских отношений. Здесь должно быть четко определено, обязано ли материнское предприятие передавать задачи ОИ только дочернему предприятию или вправе поручить их также любым другим партнерам, может быть, более выгодным; с другой стороны, будет ли активным или будет ли иметь право быть активным на свободном рынке дочернее общество.
Эти и другие подобные вопросы решаются не всегда просто и ясно, поэтому выделение сферы ОИ в качестве самостоятельного предприятия из состава «родного» материнского предприятия далеко не всегда и не сразу получает поддержку. Во время работы директором такого вычислительного центра автору в полной мере пришлось ощутить на практике аргументы сторонников и противников таких отношений.
На некоторых предприятиях существуют устойчивые традиции коллегиальности и коллективного принятия решений, в том числе и по ОИ. Не обсуждая эффективность таких методов управления, следует указать, что в условиях таких традиций вполне может оказаться эффективной координация работ в сфере ОИ, например, с помощью координационных комиссий.
5.2.5. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Организация и менеджмент в области ОИ постоянно изменяются и будут, конечно, изменяться и в будущем с учетом глобального усиления роли ИТ, подчинения всех ИТ одному информационному менеджеру, прогрессирующей децентрализации и изменяющихся взглядов на роль и руководство работами в сфере ОИ и организацию работ по ОИ. Особое место занимает тенденция преобразования созданных АСУ в корпоративные информационные системы.
Новые области приложений ИТ расположены прежде всего в сфере стратегических ИС, где следует отметить нейрокомпьютеры и нейроподобные сети в качестве среды поддержки принятия решений. Со временем связь между стратегическим планированием на предприятии и стратегическим информационным менеджментом станет теснее.
Децентрализация задач ОИ будет и дальше расширяться. При этом фирмы не откажутся от централизованного планирования и управления, осуществляемого информационным менеджером и централизованными подразделениями. Эти подразделения и менеджер ИС будут в большем объеме концентрироваться на консультациях пользователей.
Формирование организации сферы ОИ на отечественных предприятиях, в фирмах, учреждениях и т.д. отражает изложенные тенденции. Вместе с тем существенная специфика этого процесса обусловлена, прежде всего, значительным дефицитом парка технических средств. На бывших государственных предприятиях сохранены в значительной степени традиции, организация и технологическая культура создания, развития и использования комплексных ИС. Там, где удается осуществить технологическое перевооружение, обеспечивается, по крайней мере концептуально, современный мировой уровень информационных технологий. На вновь возникших предприятиях и в учреждениях, недавно приступивших к информатизации, такой опыт практически отсутствует, поэтому в них имеют место неэффективные решения при внедрении ИТ. Эти проблемы и должны представлять на этих предприятиях предмет первоочередных особых забот информационного менеджмента.
Вопросы для самоконтроля
1) В чем состоит сущность основных понятий теории организации?
2) Какие средства и методы используются при создании организаций?
3) Как соотносятся организационная структура основной деятельности и организация в области обработки информации на предприятии?
4) Что понимается под стадиями зрелости систем обработки информации? Как формируется на предприятии та или иная стадия зрелости?
5) Каковы факторы влияния на организацию информационного менеджмента на предприятии? Какое влияние они оказывают?
6) Какие основные виды организации обработки информации существуют на предприятии?
7) Какие основные варианты подчиненности в сфере обработки информации Вы знаете?
8) Каковы основные тенденции развития организации обработки информации на предприятии в настоящее время?